Царь Алексей Михайлович вошел в историю под именем Тишайший, которое было всего лишь частью титула — его царствование вовсе не было тихим. Оно, да и все семнадцатое столетие, осталось в памяти народа как Бунташный век.
Правил за юного царя боярин Борис Морозов. В стране было неспокойно, налоги — высоки. И тогда думный дьяк Назарий Чистой предложил часть налогов отменить, но ввести новый — на соль. Но цены на соль после этого выросли в четыре раза, а ведь в те времена она была главным средством для сохранения продуктов. Сгнили тысячи пудов рыбы, по стране прокатились бунты, и соляной налог отменили, но вернули старые и потребовали заплатить все недоимки за три года. В начале июня 1648 г. москвичи дважды подавали царю челобитную, в которой просили созвать Земский собор и утвердить новые, твердые законы. Царь велел разогнать толпу, а вторую челобитную бояре разорвали в клочья. Этого никто не стерпел. Начался соляной бунт. Стрельцы поддержали народ.
Восставшие ворвались в Кремль. В городе поджигали дома бояр и дьяков, убили Чистого и требовали у царя на расправу Морозова и его помощников. Царь выдал двух человек, и толпа растерзала их. Морозова Алексей отправил в ссылку, а сам отсрочил уплату недоимок. Восстание стало утихать, многих его вожаков схватили и казнили. В следующем году все же было принято Соборное уложение — новый свод законов. Но и он был суров к простому народу. А вскоре начались события, приведшие к новому бунту. Это была очередная война между Московским государством и Речью Посполитой, куда входили и украинские земли. По решению Переяславской Рады Украина в 1654 г. вошла в состав России. Война не прекращалась. Чтобы восполнить недостаток средств, монетный двор стал чеканить медные деньги. Ими выдавали жалованье, а налог по-прежнему брали серебром.
Медных денег выпустили так много, что они обесценились, а вскоре появились и фальшивомонетчики.
Люди стали впадать в нищету. В конце июля 1662 г. в Москве появились «воровские листки», то есть листовки, где некоторых бояр, дьяков и купцов обвиняли во всех бедствиях. 25 июля толпа москвичей двинулась в село Коломенское, к царскому дворцу. Царь вышел к людям и обещал разобраться во всем. Люди ему поверили, но, возвращаясь в столицу, столкнулись с другой толпой и повернули обратно. В Коломенском их уже поджидали стрельцы. Они расправились с восставшими — людей расстреливали, топили в Москве-реке. Погибло 1000 человек. Еще несколько тысяч схватили и затем сослали. Но в следующем году медные деньги отменили.
Народу не стало легче. Крепостные крестьяне бежали на Дон, где присоединялись к вольным казакам. В конце 1660-х гг. беглых скопилось так много, что начался голод. Домовитые (богатые) казаки стали вооружать голытьбу и отправлять в набеги. Правительство же начало прибирать к рукам новые земли, и беглые поняли, что их могут вновь закрепостить. И вскоре на Дону у недовольных появился сильный вожак — Степан Разин, сын казачьего полковника. Он ходил походами на Волгу и грабил купеческие караваны. Весной 1670 г. атаман вновь двинулся на Волгу, рассорившись с казацкой верхушкой. Крепостные крестьяне из этих мест начали восставать, появилось множество других отрядов. Разинцы взяли штурмом Царицын, а потом подошли к Астрахани, и горожане сами открыли казакам ворота. Но потом везение закончилось — в октябре под Симбирском отряд Разина был разбит в сражении, а раненый атаман ушел на Дон. Весной домовитые казаки выдали его властям, и 6 июня 1671 г. Степана Разина после пыток казнили в Москве.
В Бунташный век разногласия не миновали и духовенство. Патриарх Никон настоял на том, чтобы обновить церковь. Он доказывал, что необходимо привести русские богослужебные книги в соответствие с греческими. Никон, например, заставил верующих креститься не двумя пальцами, а тремя. Царь поддержал Никона. Но патриарх захотел поставить церковь над государством, и тогда Никона сослали в отдаленный монастырь, реформы же его одобрили. Однако обряды для людей были неотделимы от веры, а вера означала спасение души. Церковь раскололась. Самым непримиримым раскольником был протопоп Аввакум. Он претерпел множество страданий и был сожжен заживо. Его последователи уходили в леса, где ставили свои поселения — скиты. Власти преследовали их — правительству нужна была единая церковь. И если раскольники не могли бежать, то иногда сжигали себя заживо.