Древнерусская культура

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.

Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Картина мира жителей Древнерусского государства во многом складывалась на основе общинных порядков, демонстрировавших поразительную устойчивость к внешним влияниям и сохранявших традиционные элементы быта практически без изменений на протяжении столетий. Особенно это было характерно для села, чему также способствовали цикличность сельскохозяйственных работ, повторявшихся из года в год, отсутствие необходимости в точных мерах и цифрах. Абсолютное большинство людей никогда в жизни не покидало пределов своей городской либо сельской общины, за пределами которой, по их представлениям, находился «чужой», «диковинный» и одновременно опасный мир.

Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.

Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.

С принятием христианства начался процесс постепенного наступления церкви на общинные порядки и семейный быт. Этому благоприятствовало утверждение в XI-XII вв. таких фундаментальных обрядов православия, как крещение младенцев и церковный брак (венчание). Мужчине отводилась главенствующая роль в супружеской паре. Он мог применять физическую силу против жены и детей, что не считалось преступлением. В случае измены супруги брак расторгался, а «провинившаяся» женщина чаще всего уходила в монастырь, где до конца своих дней отмаливала грех. В то же время, если измена имела место со стороны мужа, он вполне мог ограничиться штрафом и после развода создать ещё одну семью.

Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.

Весьма отличалось от наших сегодняшних представлений и тогдашнее восприятие времени. С конца X в. на Руси установилась система летоисчисления «от сотворения мира», предусматривавшая начало отсчёта нового года с 1 марта. Со временем утвердился и календарь церковных христианских праздников. Помимо этого, согласно летописным данным, на Руси были известны древнееврейский календарь, византийская система индиктов, римское деление на календы, иды и ноны.

Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл и Мефодий
Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Важным событием в развитии древнерусской культуры стало появление первых рукописных книг. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец X в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), составленное по распоряжению новгородского посадника Остромира, Изборник Святослава (1073). Они написаны уставом — чётким и ровным почерком, напоминающим современное печатное письмо. Текст начинался большой заглавной буквой, которую писали красными чернилами и украшали узорами — отсюда выражение «писать с красной строки». Листы книг сшивали, складывали между двумя дощечками, обтянутыми кожей, и переплетали. Основным материалом для написания книг служил пергамент. Книги считались роскошью, их цена могла превышать стоимость породистого коня.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания («Евангелие», «Псалтырь»), необходимая для повседневных богослужений. Но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.

Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшей из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.

Нестор
Нестор (1056-1114) — монах Киево-Печерского монастыря. Наиболее известный древнерусский летописец. Первый составитель «Повести временных лет» — фундаментального произведения восточнославянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью.

Литература

Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. До трёх четвертей средневековых текстов — это христианские священные (Ветхий и Новый Завет) и богослужебные книги (требники, служебники, минеи, триоди, псалтыри), необходимые для совершения повседневного богослужения. Остальная литература — «четья» (предназначенная для чтения) прежде всего поучительная: сочинения отцов церкви, проповеди, поучения, послания и т. п.

Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией.

Первыми образцами исконно русской житийной литературы стали «Житие Феодосия Печерского» (80-е годы XI в.) и «Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (начало XII в.), также, вероятно, принадлежавшие перу монаха Нестора. Немалой популярностью пользовались хождения — жанр древнерусской литературы, описывавший путешествия паломников из Руси к святым для христиан местам.

«Поучение детям» Владимира Мономаха является примером мемуарной литературы. Хотя автор и касался в нём вопросов веры, однако главная идея этого произведения — создать идеал государственного деятеля, сочетающий в себе высокие нравственные и политические качества, необходимые для блага родной земли. Это произведение одновременно было и морально-философским обобщением, и автобиографией выдающегося государственного деятеля, и своеобразной исповедью перед смертью. Близким к «Поучению детям» по идейным мотивам были произведения «Слово» и «Моление», принадлежащие авторству Даниила Заточника.

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.

Крещение Руси (988 г.) дало толчок активному строительству культовых сооружений. Наиболее распространёнными на Руси стали заимствованные у Византии храмы крестово-купольного типа, тогда как в Западной Европе доминировали базилики. Основой крестовокупольного храма были четыре или более массивных опор — «столпов», связанных арками. Они образовывали крест, а их соединение через систему «парусов» служило основанием светового барабана, завершавшегося полусферой-куполом. Для строительства храмов использовали плоский кирпич — плинфу.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Для древнерусского искусства было характерно широкое распространение иконописной, фресковой живописи. Искусство масштабных мозаичных композиций пришло из Византии. Мозаика несёт в себе идею гармоничного единства множества различных единичных компонентов, их стройной организации в целостную картину, где все элементы находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. Мозаика состояла из ряда узоров либо изображений, выполненных из небольших кусочков камня, мрамора, керамики. Бесспорными шедеврами являются мозаика «Нерушимая стена» или Богоматерь Оранта под куполом киевского Софийского собора и выполненные древнерусскими мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (1113), после его разрушения в 1934 г. вывезенные в Москву. Большинство мозаик периода Древней Руси выполнялись из специального стекловидного материала — смальты.

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский
Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Со временем в иконописи складывались местные художественные школы, имевшие собственные стилевые особенности. Древнейшие русские иконы, сохранившиеся до наших дней: «Апостолы Пётр и Павел» (сер. XI в.), «Святой Георгий», «Спас Нерукотворный» (XII в.). Значительных успехов на Руси достигла резьба по дереву и камню, украшавшая как культовые сооружения, так и жилища феодалов.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Ремесло

Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

  • 863 — создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки.
  • 996 — строительство Десятинной церкви — первого каменного храма на Руси.
  • 1037 — строительство Софии Киевской.
  • 1113 — составление «Повести временных лет».

Основные понятия

  • Житие — жанр древнерусской литературы, содержащий биографические сведения о ком-либо.
  • Изборники — древнейшие сборники древнерусских рукописей, в которых были собраны религиозные, философские, поучительные и иного рода произведения.
  • Пергамен — материал для книг из специально выделанной телячьей кожи.
  • Икона («образ») — изображение Иисуса Христа, Богоматери, сюжетов Святого Письма, ставшее неотъемлемой частью христианского культа.
  • Былина — одна из форм устного народного творчества, песнь-сказание героико-патриотического характера, посвящённая описанию подвигов богатырей на фоне реалий из жизни Древнерусского государства IX-XIII вв.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.

Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.

Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. «Поучение детям»
  3. «Слово о Законе и Благодати»
  4. «Житие Бориса и Глеба»

Ответ. 2.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.

Ответ. Мозаика.




Поделиться ссылкой