Культура Древнерусского государства

От фольклора до книг

Корни народного творчества — фольклора — тянутся в языческие времена. Представления славян об окружающем мире выражались в обрядовых песнях и плясках, основанных на древних ритуалах охотников и земледельцев. Жрецы, говоря о явлениях окружающего мира, пользовались иносказательным языком, называя предметы по их свойствам, — так появились загадки. С помощью народных примет, пословиц и поговорок из поколения в поколение передавалась народная мудрость и накопленные знания об окружающем мире.

«Остромирово Евангелие». 1056—1057 гг.
«Остромирово Евангелие». 1056—1057 гг. Древнейший памятник старославянской письменности. Написано кириллицей

Народ хранил память о делах минувших дней, яркие события древней истории передавались из уст в уста, дополнялись фантастическими элементами, герои этих рассказов (часто реальные исторические персонажи) идеализировались, наделялись сверхъестественными способностями. Такие истории оформлялись в эпические песенные сказания, и их исполняли баяны, подыгрывая себе на гуслях. До нас эти сказания дошли в записях XVII—XVIII вв., и мы их называем былинами. Самые известные былины Киевского цикла включают в себя сказания о мудром и справедливом князе Владимире Красно Солнышко и окружавших его богатырях, защитниках Земли Русской. У богатыря Добрыни Никитича был реальный исторический прототип, дядя Владимира, новгородский воевода Добрыня. Были, вероятно, прототипы и у Ильи Муромца, Микулы Селяниновича и др.

Возникновение письменности на Руси связано с именами братьев Кирилла (827—869) и Мефодия (815—885), родившихся в Греции и получивших образование в Византии. По заданию византийского императора братья проповедовали христианство славянским народам, переводили на славянский язык церковные книги. Кирилл создал славянский алфавит, кириллицу, более удобную, чем глаголица, которой пользовались южные и западные славяне. На Руси кириллица быстро вытеснила неудобную глаголицу.

Образец глаголицы
Образец глаголицы

С именем Ярослава Мудрого связано распространение на Руси книг. Первые русские книги — это переводы библейских текстов, а также сочинения богословов, философов и историков. Первой русской летописью традиционно считается «Повесть временных лет», написанная монахом Печерского монастыря Нестором (1064—1114). Нестор начинает историю Руси с библейских времён, утверждая, что Русь и соседние ей финно-угорские племена ведут свой род от Иафета, третьего сына Ноя (того самого, который построил Ноев ковчег и спасся во время Всемирного потопа). «Повесть» заканчивается 1110 годом. Свой труд Нестор завершил незадолго до кончины и завещал монахам его продолжение. «Повесть временных лет» многократно переписывалась и входила в состав более поздних летописных сводов. Перу Нестора также принадлежат другие памятники древнерусской литературы: «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», игумена Печерского монастыря. Сам Феодосий Печерский оставил немало образцов древнерусской словесности, например послание князю Изяславу «О вере латынской», в которой отразилось отношение русского православного духовенства к католической церкви, раскол с которой произошёл при отце Изяслава Ярославе Мудром.

Книги в те времена обладали огромной ценностью, так как представляли собой сплав литературного, каллиграфического, изобразительного и ювелирного искусства. Текст писался вручную, каллиграфы (переписчики) выполняли не более 1,5 страницы в день. Их труд украшался иллюстраторами-миниатюристами, которые рисовали заставки, буквицы и сюжетные миниатюры. Использовались дорогие краски, в основу которых входили растёртые в порошок полудрагоценные камни и золото. Бумагу тогда ещё не изобрели, и монахи писали на пергамене — коже тончайшей выделки, тонкой, как бумага, и очень дорогой. Книжные обложки представляли собой доски, обтянутые кожей или дорогой тканью, окованные серебром или золотом и украшенные драгоценными камнями и эмалевыми миниатюрами (финифтью).

Реконструкция Золотых ворот в Киеве
 
Реконструкция Золотых ворот в Киеве

Зодчество, фрески, мозаики

Произведения древнерусского деревянного зодчества дошли до нас только в описаниях очевидцев. Первые русские церкви: церковь Ильи Пророка, построенная по приказу княгини Ольги, дубовый ростовский собор и церковь Бориса и Глеба в Вышгороде — поражали своим резным убранством. От первого каменного храма — Десятинной церкви в Киеве сохранился лишь фундамент, фрагменты резных мраморных колонн и фресок.

Дмитрий Солунский. Мозаика Софийского собора в Киеве
Дмитрий Солунский. Мозаика Софийского собора в Киеве
Новгородский Софийский собор. Современный вид
Новгородский Софийский собор. Современный вид

До наших дней дошёл замечательный памятник древнерусского каменного зодчества — Софийский собор в Киеве (1037—1040 гг.). Собор не раз перестраивался, менялся его облик, но внутреннее убранство дошло до нас в неизменном виде. Собор украшен фресками (росписью по сырой штукатурке) и красочными мозаиками на библейские сюжеты. Кроме того, на фресках были изображены бытовые сцены из жизни Руси того времени. Мозаичное искусство пришло на Русь из Византии. После разорения Руси монголами секрет мозаики был утерян, и только в XVIII в. великий русский учёный Ломоносов возродил забытое искусство.

По образцу киевской Софии в 1045—1050 гг. был возведён главный храм Новгорода — большой пятиглавый Софийский собор (София Новгородская). В 1037 г. в Киеве строят Золотые ворота — южный въезд в город. По приказу Ярослава Мудрого на воротах возвели надвратную церковь Благовещения.

Сошествие в ад. Фреска Софийского собора в Киеве
Сошествие в ад. Фреска Софийского собора в Киеве
Киевский Софийский собор. Современный вид
Киевский Софийский собор. Современный вид



Поделиться ссылкой