Культура петровского времени

Архитектура

В петровское время под влиянием Западной Европы изменился характер русской архитектуры. Она стал широко использовать ордерные элементы: колонны, пилястры, антаблемент. Одним из самых видных архитекторов, работавших в России в первой четверти XVIII в., был швейцарец Доменико Трезини (около 1670–1734 гг.). Он многое сделал для строительства Петербурга. Трезини перестроил в камне Петропавловскую крепость, которая многим отличалась от традиционных русских крепостей. По углам вместо высоких башен были возведены пятиугольные укрепления – бастионы, внутри которых располагались казематы, где хранилось оружие и боеприпасы. Бастионы между собой соединяли куртины – участки низких и толстых стен. Главный вход в крепость лежал через Петровские ворота, украшенные скульптурой (см. «Скульптура»).

Части архитектурного ордера
Петропавловская крепость. Петербург
Петропавловская крепость. План
Каземат Петропавловской крепости
Петровские ворота Петропавловской крепости

В центре крепости Трезини возвел Петропавловский собор, который мало напоминает средневековые русские храмы. Его здание сильно вытянуто с запада на восток. Такой тип сооружения в Западной Европе называется базиликой. Отсутствуют привычные для русских храмов апсиды (см. диск «Иллюстрированная история России VII–XVII веков»). Колокольню венчает шпиль, увенчанный фигурой ангела.

Петропавловский собор. Архитектор Д. Трезини. 1713–1733 гг. Петербург
Петропавловский собор. Схема
Фигура ангела с крестом на шпиле Петропавловского собора

Необычен собор и внутри. Его стены украшают религиозные картины, написанные в реалистической манере (см. «Живопись»). Иконостас собора напоминает триумфальную арку, украшенную преимущественно скульптурой. Отделка храма несет на себе черты стиля барокко (см. «Культура середины XVIII века. Архитектура»).

Петропавловский собор. Интерьер
Иконостас Петропавловского собора

Для Петра I Трезини построил в Петербурге два дворца – Зимний(11) (не сохранился) и Летний, окруженный первым в России регулярным парком – Летним садом. Фасады Летнего дворца украшают скульптурные барельефы, прославляющие победу России в Северной войне.

Зимний дворец Петра I. Художник А.Ф. Зубов. 1716 г
Летний дворец Петра I. Архитектор Д. Трезини. 1710–1714 гг. Петербург
Летний дворец Петра I. Барельеф

На Васильевском острове Трезини возвел здание Двенадцати коллегий. Его фасад протянулся почти на 400 метров вглубь острова. Каждая коллегия получила свою трехэтажную секцию с отдельным входом.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник. Третья четверть XVIII в
Двенадцать коллегий. Схематический рисунок

Неподалеку от здания Двенадцати коллегий находится Меншиковский дворец, который строила целая группа иностранных архитекторов. Из вестибюля дворца, уставленного колоннами, на второй этаж ведет парадная лестница. Некоторые из помещений отделаны привезенной из Голландии расписной фаянсовой плиткой.

Меншиковский дворец. Архитекторы Дж.-М. Фонтана, И.Г. Шедель. 1710–1727 гг. Петербург
Меншиковский дворец. Вестибюль (Большие сени)
Меншиковский дворец. Парадная лестница
Меншиковский дворец. Опочивальня

Первоначально к дворцу прилегал обширный парк с фонтанами, оранжереями, церковью, гротом, скульптурой.

Усадьба А.Д. Меншикова на Васильевском острове. Художник А.Ф. Зубов. 1716 г

Недалеко от Петербурга, на берегу Финского залива Петр построил себе загородную резиденцию Петергоф. На территории огромного парка, пересекаемого лучами прямых дорожек, разбросаны многочисленные дворцы и павильоны.

Петергоф. Художник А.И. Ростовцев. 1717 г
Петергоф

Дворец Монплезир расположен в Нижнем парке, почти у самой кромки воды. На вершине холма, лицом в морю стоит другой дворец, Большой. В глубине парка находится павильон Эрмитаж. Неподалеку стоит еще один дворец – Марли.

Дворец Монплезир. Архитекторы А. Шлютер и И.-Ф. Браунштейн. 1714–1722 гг
Большой дворец. Архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.-Ф. Браунштейн, Н. Микети, М.Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли. 1714-1725, 1745-1755 гг
Павильон Эрмитаж. Архитектор И.-Ф. Браунштейн. 1721–1725 гг
Дворец Марли. Архитектор И.-Ф. Браунштейн. 1720–1723 гг

От берега моря к подножию холма, на котором расположен Большой дворец, прорыт канал. Он заканчивается полукруглым бассейном, посреди которого установлена скульптура библейского богатыря Самсона (см. «Культура второй половины XVIII века. Скульптура»). По склону холма к бассейну спускается Большой каскад – главный фонтанный комплекс Петергофа, представляющий собой удивительное соединение архитектуры, скульптуры и водной стихии. Всего же в разных концах парка находятся 172 фонтана, не похожих друг на друга.

Большой каскад и морской канал
Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву». Скульптор М.И. Козловский. 1800–1801 гг
Большой каскад

Живопись

Особенности живописи Нового времени. В XVIII в. изменился характер русской живописи. Художники освоили линейную перспективу, а также искусство светотени, при помощи которой создается иллюзия объема.

Летний сад. Художник А.Ф. Зубов. 1717 г
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Художник И.П. Аргунов. 1784 г.

Возникли жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический. Ведущее место среди них занимал портрет.

Портрет А.М. Измайловой. Художник А.П. Антропов. 1759 г.
Пейзаж в окрестностях Петербурга. Художник С.Ф. Щедрин. XVIII в.
Натюрморт. Художник Г.Н. Теплов. 1737 г.
Празднество свадебного договора. Художник М. Шибанов. 1777 г.
Владимир и Рогнеда. Художник А.П. Лосенко. 1770 г.

К XVIII в. в европейском искусстве сложилось несколько типов портрета – парадный, интимный, камерный, аллегорический. Монархи, полководцы, вельможи отдавали предпочтение парадному портрету, главная задача которого состояла в том, чтобы показать социальный статус человека. Интимный портрет призван был раскрыть внутренний мира человека. Среднее место между парадным и интимным занимал камерный портрет. В нем художник указывает на общественное положение человека и в то же время старается показать его как личность. Еще один тип портрета, аллегорический, изображал реального человека в облике античного божества или героя.

Портрет Петра III. Художник А.П. Антропов. 1762 г.
Портрет А.П. Струйской. Художник Ф.С. Рокотов. 1772 г.
Портрет канцлера Г.И. Головкина. Художник И.Н. Никитин. 1720-е гг.
Екатерина II – законодательница. Художник Д.Г. Левицкий. 1783 г.

Лучший петровский живописец. Первым из русских художников, кто порвал с традициями средневековой живописи, был Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.). Петр I заметил способного юношу и отправил его учиться в Италию, а по возвращении на родину подарил дом вблизи Зимнего дворца и назначил «двора его величества живописцем». Никитин занимался портретной живописью. Одна из лучших его работ – портрет канцлера Г.И. Головкина: красивое мужественное лицо, умные проницательные глаза, высокий благородный лоб, горделивая поза человека, знающего себе цену.

Портрет канцлера Г.И. Головкина. Художник И.Н. Никитин. 1720-е гг.

Глубокой психологической характеристикой отличается написанный Никитиным портрет напольного гетмана. Перед нами – немолодой, усталый вояка (напольный гетман – командир полевых, действующих войск). Солнце и ветер обожгли его лицо, воспалили глаза, которые строго глядят из-под густых нахмуренных бровей.

Портрет напольного гетмана. Художник И.Н. Никитин. 1720-е гг.

Не раз доводилось Никитину портретировать Петра I. Последний раз это случилось в январе 1725 г., когда царь лежал на смертном ложе.

Петр I на смертном одре. Художник И.Н. Никитин. 1725 г.

Другой известный художник петровского времени, Андрей Матвеевич Матвеев (1701−1739 гг.), живописи учился в Антверпене. Самая известная его работа – «Автопортрет с женой». Матвеев руководил росписями Петропавловского собора.

Автопортрет с женой. Художник А.М. Матвеев. 1729 г.
Петропавловский собор. Интерьер

Скульптура

Бытование скульптуры в XVIII в. До XVIII в. скульптура как вид искусства не существовала на Руси, но уже в петровское время она получила самое широкое распространение. Мраморные статуи украсили Летний сад в Петербурге. Скульптурой стали декорировать фасады и интерьеры зданий. Главным украшением интерьеров Петропавловского собора служит резной иконостас.

Летний сад. Петербург
Петровские ворота Петропавловской крепости
Иконостас Петропавловского собора

Многочисленные скульптурные изображения составляют основное убранство фонтанов Петергофа. Один лишь Большой каскад украшает 241 скульптурная форма – статуи, бюсты, барельефы, декоративные вазы, над которыми работали крупнейшие мастера XVIII в. М.И. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев.

Большой фонтанный каскад в Петергофе
Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву». Скульптор М.И. Козловский. 1800–1801 гг. Петергоф

Просвещенные вельможи увлекались коллекционированием скульптуры. Наконец, в XVIII в. широкое распространение получила надгробная, или мемориальная, скульптура: на могилах вместо крестов часто ставили скульптурные памятники. Ныне некрополь Александро-Невской лавры в Петербурге представляет собой интереснейший музей скульптуры под открытым небом.

Коллекция скульптуры. Останкинский дворец
Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. Петербург

Скульптор Растрелли. В петровское время в России еще не появился свой большой национальный скульптор, работали преимущественно иностранцы. Среди них выделялся итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744 гг.). Вскоре после приезда в Россию он изваял бюст царского любимца А.Д. Меншикова. В этой работе ярко проявились черты искусства барокко: изменчивость, пышность, натуралистичность. При всей помпезности аксессуаров мастер точно воспроизвел лицо вельможи – умное, волевое, надменное.

Бюст А.Д. Меншикова. Скульптор Б.К. Растрелли. 1716–1717 гг.

Растрелли интересовала необыкновенная личность русского царя-преобразователя. Уже после смерти Петра I скульптор закончил работу над его бюстом. Лицо императора получилось очень выразительным – плотно сжатые губы, строгий взгляд, над переносицей пролегла глубокая складка. Кстати, большое правдоподобие было достигнуто благодаря тому, что при жизни Петра Растрелли снял с его лица гипсовую маску, которая и послужила образцом для скульптурного портрета.

Бюст Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1723–1729 гг.
Гипсовая маска Петра I. 1719 г.

Позже Растрелли создал конную статую Петра I. Скульптор изобразил царя в пышном одеянии древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове.

Конная статуя Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1743–1744 гг. Петербург
Конная статуя Петра I. Деталь

Просвещение и образование

Первая газета. В начале XVIII в. в России стала выходить первая печатная газета «Ведомости». Самый ранний сохранившийся ее экземпляр датирован 2 января 1703 г.. Поначалу газета печаталась кириллицей, но позже перешла на гражданский шрифт. В 1710 г. Петр I лично отобрал его окончательный вариант , сделав свои пометы. Одновременно числа, писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В таком виде был издан первый русский учебник математики – «Арифметика, сиречь наука числительная», написанный Л.Ф. Магницким.

Первый номер газеты «Ведомости». 2 января 1703 г
Газета «Ведомости». 1711 г
Образец гражданской азбуки, исправленный рукой Петра I. 1710 г
Л.Ф. Магницкий. «Арифметика, сиречь наука числительная». 1703 г

Первая библиотека. За первую четверть XVIII в. в России вышло книг больше, чем за 150 предшествующих лет. Изменилось их содержание и оформление. На смену церковным книгам пришли светские, причем немало учебников и справочников. В книгах появилось оглавление, титульный лист, нумерация страниц.

Л.Ф. Магницкий. «Арифметика, сиречь наука числительная». 1703 г
Книга «Символы и эмблемата». Титульный лист. 1705 г
Книга «Геометриа славенски землемерие». Титульный лист. 1708 г

В 1714 г. в Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. Сначала она размещалась в палатах Кикина, а затем была передана в ведение созданной Академии наук и переехала в Кунсткамеру. Ныне Библиотека Академии наук (БАН) является одной из крупнейших в России и занимает вместительное здание, стоящее неподалеку от Кунсткамеры.

Палаты Кикина. 1714, 1720-е гг. Петербург
Библиотека Кунсткамеры. Гравюра с рисунка И.Я. Шумахера. XVIII в
Библиотека Академии наук. Петербург

Первый музей. В 1714 г. был основан первый российский музей – Кунсткамера. В нем можно было увидеть анатомических уродцев, коллекцию минералов, скелеты животных и людей, произведения искусства, оружие и многое другое.

Кунсткамера. Разрез. Неизвестный художник. 1741 г
Экспонат из коллекции доктора Ф. Рюйша. Кунсткамера
Самородок серебра. Кунсткамера
Скелет сиамских близнецов. Из коллекции Ф. Рюйша. Кунсткамера
Ладья небесная. Китайская механическая игрушка. Кунсткамера

На Васильевском острове для музея построили отдельное здание. Его венчает высокая башня, в которой была устроена обсерватория, и помещен огромный Готторпский глобус, подаренный Петру I герцогом Голштейн-Готторпским.

Кунсткамера. Архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель и другие. 1718–1734 гг. Петербург
Готторпский глобус. XVII в. Кунсткамера

Академия наук. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Академии наук, позже подтвержденный императрицей Екатериной I. В состав Академии были включены публичная библиотека и Кунсткамера с обсерваторией и конференц-залом.

Указ Екатерины I о создании Российской Академии наук. 1725 г
Кунсткамера. Библиотека. Гравюра с рисунка И.Я. Шумахера. XVIII в
Конференц-зал Академии наук. Кунсткамера

В первые годы существования Академии в ней работали исключительно иностранные ученые, в том числе два выдающихся математика немец Л. Эйлер и швейцарец Д. Бернулли. Первым президентом Российской Академии наук Петр назначил своего лейб-медика немца Л.Л. Блюментроста. Во второй половине XVIII в. на Васильевском острове было построено здание Академии наук, в котором разместился зал заседаний, типография, книжный магазин, квартиры академиков.

Портрет Л. Эйлера. Художник Э. Хандманн. 1756 г
Д. Бернулли
Л.Л. Блюментрост
Академия наук. Архитектор Дж. Кваренги. 1783–1789 гг. Петербург

Перемены в быту

В самом конце XVII в. указом Петра I Россия перешла на юлианский календарь. 7208 год, ведущий свой отсчет от библейского сотворения мира, сменил 1700 год от рождества Христова. Новый год теперь предписывалось встречать не 1 сентября, как раньше, а 1 января.

Указ Петра I о праздновании Нового года. 20 декабря 1699 г
Объявление указа Петра Великого считать «новый год» с 1 января. Неизвестный художник. Конец XIX в

Следующим указом Петр I велел всем горожанам переодеться в западноевропейское платье. В Москве на видных местах были вывешены образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Нарушителей указа, одетых в длиннополые русские кафтаны, ставили на колени и обрезали их полы вровень с землей.

Петр I в иноземном наряде перед матерью. Художник Н.В. Неврев. 1903 г
Преследование русской одежды в Петровское время. Художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Вторая половина XIX в

Одновременно Петр I заставил русских людей брить бороды. Непокорным боярам царь стриг их собственноручно. Правда, имея деньги, можно было откупиться от бритья. Уплативший пошлину получал «бородовой знак».

Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Неизвестный художник. Первая четверть XVIII в
Петр I стрижет боярам бороды. Художник Д.А. Белюкин. 1985 г
Бородовой знак. Начало XVIII в

В 1717 г. по указанию Петра I была издана книга «Юности честное зерцало», представлявшая собой сборник правил поведения молодых дворян дома, в гостях, за столом.

Книга «Юности честное зерцало». 1717 г

Воспитанию дворян способствовали также ассамблеи – увеселительные вечера с танцами, играми и беседами, учрежденные Петром I в 1718 г. Царь лично составил правила их проведения. На ассамблеях играли в шахматы и шашки. Необычным было появление женщин в мужском обществе.

Ассамблея при Петре I. Художник С. Хлебовский. 1858 г
Объявление, каким образом ассамблеи отправлять надлежит. Корректурный экземпляр с пометами Петра I. Ноябрь 1718 г
Петровская ассамблея. Неизвестный художник. XVIII в
Петровская ассамблея

Петр ввел в России пагубный обычай курить табак

Петр I курит голландскую трубку



Поделиться ссылкой