Культура Российской империи в XVIII в.

Особенности русского Просвещения

XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.

Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.

Михаил Ломоносов
Михаил Ломоносов (1711-1765) — первый отечественный учёный-энциклопедист, получивший мировое признание и поднявший отечественную науку на качественно новый уровень. Сделал ряд важных открытий в области химии и физики. Имел достижения в астрономии, приборостроении, географии, металлургии, геологии. В гуманитарной сфере известен как поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка («Российская грамматика»), живописец, историк, последовательно опровергавший норманнскую теорию возникновения Древнерусского государства, предложенную немецкими учёными Российской академии наук Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлёцером. Сторонник развития русского просвещения, науки и экономики. Основатель Московского университета, который сейчас носит его имя.
Николай Новиков
Николай Новиков (1744-1818) — русский журналист и общественный деятель. Возглавлял типографию Московского университета. Приобрёл известность как издатель журналов «Трутень» и «Живописец», на страницах которых обличались пороки современного ему общества, главным образом крепостничество и паразитическая жизнь части дворянства. В 1792-1796 гг. пребывал под арестом в Шлиссельбургской крепости.
Александр Радищев
Александр Радищев (1749-1802) — русский прозаик, поэт, философ, фактически возглавлял Петербургскую таможню, принимал участие в работе по кодификации законодательства при Александре I. Стал широко известен благодаря изданию своего главного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. Он открыто осуждал крепостничество, призывал к передаче земли крестьянам и ограничению самодержавия. За подобные идеи Екатерина II называла А. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва». Свободомыслие просветителя стало причиной его десятилетней ссылки в Сибирь.

Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией...» («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.

Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.

Русская культура XVIII в

Временем подъёма русской культуры стал XVIII в. Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния. Имело место постоянное вмешательство власти в духовно-культурную сферу. Как правило, культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство, отрывая его от традиционной народной культуры.

В развитии российской науки ключевую роль сыграли М. Ломоносов, В. Татищев, который стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».

Ярким примером развития архитектуры 1-й половины XVIII в. стала застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра). Преобладающими стилями были барокко и классицизм. Представитель барокко — Б. Растрелли, спроектировавший ряд впечатляющих дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). В стиле классицизма выполняли свои постройки В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. В Москве была построена Меншикова башня (архитектор И. Зарудный), по своей высоте ненадолго превзошедшая колокольню Ивана Великого. Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера.

Во 2-й половине XVIII в. традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи, прошедшей на тот момент впечатляющий путь развития от эпохи Ренессанса до барокко. Ряд живописцев (Шлютера, Каравака) приглашали из-за рубежа, нанимая их в качестве придворных художников. Им принадлежит существенный вклад в становление отечественной школы живописи (И. Вишняков, А. Антропов, А. Бельский).

В отечественном изобразительном искусстве преобладает портретная живопись, появляется гравюра (А. Ростовцев, братья Зубовы). Первопроходцами портрета были И. Никитин, А. Матвеев, получившие художественное образование за границей. Во 2-й половине XVIII в. выдающимися представителями портретного жанра стали Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека. В конце XVIII в., на основе ряда частных коллекций, был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.

Иван Ползунов
Иван Ползунов (1728-1766) — русский изобретатель, создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель.

Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным, что способствовало складыванию русского общенародного разговорного языка. За основу был взят московский диалект.

В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»). Со 2-й половины столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»).

Н. Карамзин в 1790-х гг. реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшее пороки власти и ущербность крепостничества.

Театральное искусство 1-й половины XVIII в. имело преимущественно аматорский характер, театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Ф. Волков.

Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины II, Павла I и др.).

Екатерина Дашкова
Екатерина Дашкова (1743-1810) — княгиня, входила в ближайшее окружение молодой Екатерины Алексеевны, поддерживала её во время дворцового переворота 1762 г. Впоследствии отдалилась от императрицы. Е. Дашкова также известна как одна из ключевых личностей Российского Просвещения. Приложила много усилий в деле становления Российской академии. В течение нескольких лет стояла во главе двух академий. Её мемуары содержат ценную информацию о периоде царствования Петра III и обстоятельствах прихода к власти Екатерины II.

Ключевые даты

  • 1725 — открытие Российской академии наук.
  • 1750 — открытие первого профессионального театра.
  • 1755 — открытие Московского университета — первого в России.
  • 1757 — открытие Императорской академии художеств.
  • 1764 — создание Смольного института благородных девиц.
  • 1790-е — языковые реформы Н. Карамзина.

Основные понятия

  • Эпоха Просвещения — период в истории европейской культуры, характеризовавшийся бурным развитием науки, образования, философскими дискуссиями. Основой Просвещения были идеи рационализма и свободомыслия.
  • Барокко — художественный стиль, характеризующийся стремлением к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
  • Классицизм — художественный стиль, в основе которого лежали идеи рационализма. В классицизме художественное произведение создаётся по строгим канонам. Для классицизма имеют значение только существенные, типологические черты. Он игнорирует случайные индивидуальные признаки. Истоки этого стиля следует искать в античном искусстве.
  • Сентиментализм — литературное направление, произведения которого ориентированы на восприятие текстов читателем, иными словами, на чувства, возникающие в процессе чтения.
  • «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения. Издавалась в период с 1751 по 1780 гг. Было издано 35 томов, что сделало её одним из наиболее полных справочных изданий XVIII в.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В чём состояло влияние идей Просвещения на развитие российской культуры XVIII века?

Ответ. Для эпохи русского Просвещения было характерным развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

Основателем какого направления в русской литературе считают Н. Карамзина?

  1. сентиментализм
  2. реализм
  3. классицизм
  4. романтизм

Ответ. 1.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.




Поделиться ссылкой