Монгольское нашествие разрушило города Руси. Исчезли многие памятники древнерусской письменности, архитектуры, живописи. Потерялись секреты мозаики, перегородчатой эмали, некоторых ювелирных техник — русские мастера погибли в сражениях или были уведены в плен монголами. Почти прекратилось каменное строительство. Монгольские дани и поборы не оставляли средств на развитие искусств. В XIII—XIV вв. Русь утратила исконные территории с древней культурной столицей Киевом, высокоразвитыми галицкими и волынскими землями, Полоцким и Смоленским княжествами и оказалась в культурной изоляции. Новгородские и псковские земли избежали монгольских набегов, но пострадали от нашествия шведов и ливонцев и делили с остальной Русью бремя ордынской дани.
Возрождение русской культуры началось с XIV в. К этому времени относятся каменные церкви Новгорода Фёдора Стратилата на Ручью (1361 г.) и Спаса Преображения на Ильине (1374 г.), украшенная фресками знаменитого живописца Феофана Грека. В XIV в. выстроились каменные крепости Пскова и Изборска.
С возвышением Москвы началось возрождение культуры Северо-Восточной Руси. Время правления Ивана III — это настоящий взлёт московского зодчества. Крепкое Московское государство привлекало в Москву лучших европейских мастеров. Итальянские зодчие участвовали в перестройке стен и башен Московского Кремля (1484—1508 гг.). По приглашению великого князя итальянский архитектор Аристотель Фиораванти (ок. 1420 — ок. 1486 гг.) выстроил в Московском Кремле пятиглавый Успенский собор (1475—1479 гг.) по образцу Успенского собора во Владимире. В величественном сооружении Фиораванти чувствуется влияние итальянской архитектуры. В 1481 г. Успенский собор украсили фрески одного из лучших московских живописцев Дионисия и его учеников Тимофея, Ярца и Коня.
В 1484 г. Иван III приглашает псковских мастеров выстроить в Московском Кремле на месте старой домовой церкви трехкупольный Благовещенский собор. Отголоски псковской архитектуры видны по сей день — барабаны глав выложены из кирпича традиционными псковскими орнаментами — «бегунцом» и «поребриком». При Иване Грозном Благовещенский собор получил шесть новых куполов, став девятиглавым. В 1508 г. по велению Василия III собор расписал Феодосий — сын Дионисия. Первый Благовещенский собор был украшен росписями виднейших русских живописцев Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. Их фрески не сохранились, но иконостас Благовещенского собора, возможно, был перенесён из старого храма. Так, иконы «праздничного» чина приписываются Андрею Рублёву и Прохору с Городца, а деисусный чин — Феофану Греку.
Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), выходец из Византии, считается основателем московской школы иконописи. Творчество Андрея Рублёва (ок. 1360 (70) г. — 1427 (30) г.), лучшего ученика Грека, стало символом эпохи русского Возрождения. Самые первые, дошедшие до нас произведения Рублёва — фрески на алтарных столбах собора Успения на Городке в Звенигороде (1400 г.). Позже, совместно с другим выдающимся живописцем Даниилом Чёрным, Рублёв расписал Успенский собор во Владимире, создав большую фреску «Страшный суд». Самое знаменитое произведение Рублёва — икона «Троица». Этот шедевр мировой живописи создан для главного храма Троице-Сергиевой лавры в память о её основателе Сергии Радонежском. Фигуры трёх ангелов — Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа — создают силуэт, повторяющий форму стоящей перед ними жертвенной чаши; плавные круговые линии их очертаний, складки одежд и изгибы крыльев, повторенные наклоном дерева и скатом горы на заднем плане, создают ощущение единства и гармонии. В последние годы жизни Рублёв жил и работал в Андрониковом монастыре в Москве, расписывая Спасский собор своей обители.
Одновременно с Благовещенским собором Московского Кремля псковские мастера возвели домовый храм митрополита — однокупольную церковь Ризположения (1484—1485 гг.). В 1487— 1491 гг. итальянские архитекторы М. Фрязин и П. Солари построили помещение для торжественных великокняжеских приёмов — Грановитую палату, названную так из-за отделки фасада гранёными кирпичами.
При Василии III итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил в Московском Кремле на месте обветшавшего собора XIV в. великолепный Архангельский собор (1505—1508 гг.). Новый Архангельский собор стал усыпальницей московских князей и царей. Здесь покоятся почти все правители Руси и России — от Ивана Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра I.