Печатное дело

«Апостол», издание 1564 г.
«Апостол», издание 1564 г. Печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец воспроизвели в этой книге особенности рукописной книги. Первая буква в каждой главе была увеличенного размера и выделялась красной краской. Такая буква называлась буквицей. Начало каждого раздела украшала заставка.

Растущее Московское государство нуждалось в грамотных людях и книгах. Книги в старину были рукописными, а потому очень дорогими. Переписчики зачастую допускали ошибки, и поэтому в церковных текстах появилось немало разночтений. Освоение книгопечатания позволяло справиться с этим.

Печатный станок XVI в.
Печатный станок XVI в. представлял собой большой пресс с винтом. Чтобы отпечатать один лист, мастера набирали текст из металлических литер на специальной доске, наносили краску, клали сверху лист и опускали пресс. Для такой работы требовалось много силы.

Игумен Сильвестр и митрополит Макарий в 1553 г. создали в Москве типографию, где были напечатаны первые пробные книги. Среди мастеров, которые занялись этим делом, выделился Иван Федоров. Он родом из Западной Руси, в Великом княжестве Литовском начинал как оружейник-пушкарь. В Западной Руси первые печатные книги на кириллице выпустил в начале XVI в. уроженец белорусского Полоцка Франциск Скори-на. Иван Федоров стал первопечатником в Московском государстве. Митрополит Макарий сделал его дьяконом церкви Николы Госту некого в Кремле, и мастер приступил к работе в типографии. Он быстро освоил тонкости печатного дела и усовершенствовал его.

Именно этому мастеру поручили в 1563 г. возглавить новый Печатный двор (его построили по велению царя Ивана Грозного). А в 1564 г. вышла первая печатная книга — «Апостол».

типографский знак
В 1574 г. на львовском издании «Апостола» Иван Федоров впервые поставил свой типографский знак. Он называл себя «Иван Федорович, Друкарь Москвитин», то есть Иван, сын Федора, московский печатник.

За «Апостолом» последовали другие книги — «Учительское Евангелие» и «Часовник». «Часовник» стали использовать для обучения чтению. Так печатное дело начало служить просвещению на Руси. Но издание богослужебных книг вызвало протест у многих священнослужителей. Да, разночтений стало меньше, но переписчики испугались, что лишатся заработка. Макарий к этому времени уже умер, и печатники остались без покровителя. Их обвинили в ереси, Печатный двор подожгли. Федоров с Мстиславцем покинули Москву и переехали в Литву, где продолжили свой труд, издав немало книг. Иван Федоров умер во Львове в 1583 г. На его могильной плите выбили слова: «Дру-карь книг, пред тем невиданных».

Отъезд Федорова не остановил печатное дело в Москве. Сначала Печатный двор перенесли за город — в Александровскую слободу, но в 1587 г. его вернули в столицу. Дело Ивана Федорова продолжили ученики — Тимофей Невежа и Никифор Тарасиев, а потом и сын Тимофея — Андроник. В 1597 г. Андроник переиздал «Апостол», где впервые указал тираж — 1050 экземпляров. С тех пор книг издавалось все больше и больше.

Апостол
«Апостол» — одна из первопечатных русских книг Московского государства.



Поделиться ссылкой