После Смуты и до начала 1680-х гг. в России постепенно складывалась весьма гибкая система взаимодействия и функционирования не только приказов и других органов власти, но и всей государственной машины в целом. Этот политический строй называли «самодержавием с Боярской думой». Предшествовавшие Петру I цари (Михаил, Алексей, Федор) не характеризовались ни деспотическими наклонностями, ни стремлением к императорству.
В романовской России XVII в. имела место практика верховного властвования, при которой важные решения обычно проходили стадии обсуждения в Боярской думе и ее комиссиях. Проекты решений жизненно важных вопросов (в том числе вопроса о престолонаследии) выносились затем на Земские соборы.
Включение в систему государственного управления Боярской думы и Земского собора свидетельствовало об устойчивых отношениях царя и правительства в целом. Долгое время эти отношения были достаточно равноправны. То была сложная, хрупкая, но тем не менее вполне жизнеспособная и реальная система отношений разных ветвей власти, скрепленная не уставами, а традицией, обычаем. Важно и то, что эта система не оставалась неизменной, закостеневшей, а принимала и усваивала навеянные временем и опытом других народов новшества.
Но в 80-х гг. XVII в. этой структуре был нанесен ряд сильных ударов, которые она не выдержала.
Перелом наступил с началом царствования Петра I. Что же взорвало отлаженную временем и традициями систему власти, что привело к рождению деспотии в России? Главную роль сыграли три фактора. Первый из них — психологический. На психику Петра оказали огромное влияние условия его детства и юношества. Эти годы он и его окружение из рода Нарышкиных провели в страхе не только за свои права, но и за жизнь во времена регентства сестры Софьи, по матери принадлежавшей к роду Милославских. В результате Петр вырос в ненависти к Милославским, Кремлю, стрельцам, прошлому, к старине вообще. Именно ненависть к старине, всему, что ее олицетворяло, стала одним из двигателей петровских реформ.
Второй фактор — политическая слабость правящей верхушки, обессиленной борьбой двух кланов — Милославских и Нарышкиных — за власть, завершившейся в 1689 г. свержением Софьи. Среди политиков того времени не оказалось сильных, не зависящих от борющихся группировок, самостоятельных фигур, которые могли бы защитить отлаженную систему управления в государстве.
В-третьих, к моменту прихода Петра сложившаяся традиционная система властвования не успела закрепиться законодательно. Боярская дума не стала тем прогрессивным органом управления, какой существовал в более развитых государствах Западной Европы.
Решающую роль в разрушении старой системы государственного управления сыграла Северная война 1700—1721 гг. Она требовала чрезвычайности, быстрых решений. Выявились разногласия царя с Боярской думой, к тому же Петр I редко бывал в столице. Боярская дума и вся старая система управления уже не соответствовали духу времени. Царь Петр стал проводить «перебор людишек»: прекратилось пожалование в думные чины и ближние стольники, в результате за десять лет численность Боярской думы уменьшилась в десять раз. Л новые влиятельные люди, приближенные к Петру, такие, как Меншиков, Брюс и др., уже не вносились в боярские списки.
Новая система чинов, сформированная в 1722 г. в «Табель о рангах» законом «О порядке государственной службы в Российской империи», никак не стыковалась со старой чиновной системой. Все это происходило на фоне резкого усиления единоначалия, создания надзирательных органов нового образца, в роли которых часто выступали военнослужащие гвардейских Преображенского и Семеновского полков. Они как новые опричники стали осуществлять власть и надзор во всех сферах управления.
Кроме того, произошло ужесточение условий службы служилых людей, сочетавшееся с резким сужением права пользования собственностью. Наступила эпоха полицейского надзора, фискальства и доносительства. Из права было исключено понятие «вольный» применительно к не охваченному служебной зависимостью населению. Началось до того не виданное в истории наступление светской власти на Церковь.
Можно утверждать, что двигатель единоличной власти набирал обороты. Самодержавие подавило создававшуюся десятилетиями систему сдержек и противовесов в структуре государственной власти, а также в социальной, правовой, экономической и других сферах. Конечным итогом процессов первой четверти XVIII в. стало провозглашение Петром I в 1721 г. себя императором.