Становление новой России (1991-2000 гг.)

Политический кризис сентября — октября 1993 г

С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название — Российская Федерация.

Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти, привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами антипрезидентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.

В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.

Борис Ельцин
Борис Ельцин (1931-2007) — советский и российский политический деятель, первый Президент Российской Федерации (1991-1999), сторонник радикальных реформ в общественно-политической и экономической жизни России.

Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными Президенту. В результате вооружённых столкновений 3-4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры — А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов — были арестованы.

Александр Руцкой
Александр Руцкой (род. 1947) — российский государственный и политический деятель, генерал-майор авиации. В июле 1991 — декабре 1993 г. занимал пост вице-президента РФ. Во время политического кризиса 1993 г. встал на сторону Верховного Совета, став одним из лидеров антипрезидентских сил. После победы Б. Ельцина был арестован, в дальнейшем — амнистирован.

Политический кризис сентября — октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.

Принятие Конституции Российской Федерации

На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства — избираемый всенародно Президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власти принадлежат соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Исполнительная власть у правительства (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.

Общественно-политическое развитие России во 2-й половине 1990-х гг. Чеченская проблема

Главным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни России 2-й половины 1990-х гг. был чеченский конфликт. Сепаратистские настроения части руководства самопровозглашённой республики во главе с бывшим генералом советской армии Д. Дудаевым вынудили российские власти встать на силовой путь решения чеченской проблемы.

Провозгласив в 1991 г. независимость, игнорируя подписание Федеративного договора России и субъектов федерации (1992) о разграничении полномочий, Чечня быстро превратилась в сплошную криминальную зону, способствуя концентрации богатств у местных мафиозных бюрократических кланов.

Центральная российская власть никогда не признавала отделения Чечни, однако не могла длительное время предложить эффективной стратегии действий в отношении взбунтовавшейся республики. Изначально ставка была сделана на поддержку антидудаевской оппозиции внутри Чечни, но после провала в конце ноября 1994 г. «марша на Грозный» военных отрядов чеченской оппозиции руководство страны склонилось к необходимости прямого военного вмешательства федеральных сил. 29 ноября 1994 г. Россия предъявила ультиматум Грозному с требованием немедленно разоружить все «нелегальные вооружённые формирования». Сепаратисты отказались его удовлетворить, и 10 декабря 1994 г. российские войска вошли на территорию Чечни.

Первая чеченская кампания (11 декабря 1994 — 31 августа 1996) стала крупнейшим военным столкновением на территории России после окончания Великой Отечественной войны. В её результате погибло десятки тысяч человек с обеих сторон (особенно кровопролитным оказался штурм Грозного в канун нового 1995 г.), что стало следствием неподготовленности армии к ведению широкомасштабной войны, ошибок в управлении и излишней самоуверенности высшего военного руководства во главе с тогдашним министром обороны П. Грачёвым. Бюджету РФ был нанесён огромный финансовый ущерб в несколько триллионов рублей.

Подписание Хасавюртовских мирных соглашений (31 августа 1996) временно остановило активные боевые действия, но не решило вопроса о статусе Чечни, который откладывался на 5 лет. До этого времени контакты с самопровозглашённой властью Чечни регулировали «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой». Последствием чеченской войны стала волна терактов, прокатившаяся по городам России в 1995-1999 гг. (Будённовск, Кизляр, Владикавказ, Буйнакск, Волгодонск и др.). Особо резонансными были взрывы жилых домов в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе в сентябре 1999 г. Ответом на действия террористов стало повторное введение федеральных сил в Чечню 30 сентября 1999 г.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное Собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Егор Гайдар
Егор Гайдар (1956-2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук. Один из главных руководителей и идеологов экономических преобразований начала 1990-х годов, в том числе «шоковой терапии» и масштабного разгосударствления (приватизации). Глава правительства России в июне — декабре 1992 г.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказались на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во II туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Экономические неурядицы, частые смены правительства, чеченская проблема подорвали его авторитет в обществе, участились кадровые перестановки. С апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров. На этом фоне вновь обострилась чеченская проблема, республика превращалась в оплот международного терроризма. В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил — «Отечество — вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Понимая снижение своей роли в политической жизни государства, Б. Ельцин в новогоднем обращении к россиянам 31 декабря 1999 г. сложил с себя президентские полномочия, передав их главе правительства В. Путину. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

РФ и страны-участницы Содружества Независимых Государств

Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами содружества (Россия, Беларусь, Казахстан и др.) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью.

Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.

Виктор Черномырдин
Виктор Черномырдин (1938-2010) — советский и российский государственный деятель. В 1990-х гг. дольше чем кто-либо возглавлял правительство РФ — с 25 декабря 1993 по 23 марта 1998 г. Позже перешёл на дипломатическую работу, будучи в 2001-2009 гг. Чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации на Украине.

Несмотря на то, что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990-х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

Однако реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Многие предприятия охватил кризис неплатежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн руб. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-Инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 °% от начала 1990-х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990-х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, товариществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся почти на протяжении всех 90-х гг.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности и теневую экономику, и коррупции. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993-1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики путём сочетания упрочения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50 %. В этой ситуации страна пережила дефолт. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко 2-й половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, хотя жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.

Внешняя политика России в 1990-х гг

В 1990-х гг. главная задача внешней политики России состояла в сохранении территориальной целостности и независимости государства, обеспечении благоприятных условий для развития рыночной экономики и интеграции в мировое сообщество.

После распада СССР Россия стала его правопреемницей, заняв место постоянного члена Совета Безопасности ООН и закрепив за собой статус ядерной державы. Тем не менее, многое в международных отношениях приходилось выстраивать заново. Распалась социалистическая система, непросто складывались взаимоотношения с бывшими союзниками по соцлагерю и республиками СССР, нестабильное внутриполитическое положение и экономический кризис вынуждали Россию идти на значительные уступки Западу в обмен на экономическую помощь.

В 1992 г. между Россией и США были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения, что символизировало окончание холодной войны. После завершения вывода российских войск из стран Центральной и Восточной Европы РФ присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» (1994). В то же время наша страна всегда последовательно выступала против расширения Североатлантического альянса на восток и включения в его состав государств Восточной Европы и Прибалтики, что могло привести к росту напряжённости в регионе.

В 1997 г. было подписано соглашение об отказе от силовых решений любых спорных вопросов во взаимоотношениях между Россией и странами НАТО. Однако принятие в его состав Венгрии, Польши и Чехии (1999) заставило усомниться в искренности руководства этого военно-политического блока. Отношения с НАТО ещё более обострились вследствие бомбардировок Сербии в марте-апреле 1999 г. Ответом России стало замораживание большинства совместных программ с альянсом.

В 1993-1994 гг. Россией были подписаны партнёрские соглашения практически со всеми государствами Европейского союза (ЕС), она стала членом Совета Европы (1996). В июне 1999 г. была принята «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Страна вошла в состав Международного валютного фонда, что позволило достичь с западными партнёрами договорённости о частичной реструктуризации долгов СССР. Россия оставалась основным экспортёром природного газа и нефтепродуктов в страны Западной Европы. Партнёрские отношения были установлены с США, Японией, Китаем, Индией, Ираном. Российские военные стали постоянными участниками миротворческих миссий под эгидой ООН в разных странах мира.

Культурная жизнь России 1990-х гг

Несмотря на отсутствие идеологического диктата и отмену цензуры, в 1990-е гг. российская культура и наука, как и общество в целом, переживали тяжёлые времена. Практически полное отсутствие государственного финансирования, отток талантливых людей за границу, замораживание многих перспективных научно-исследовательских проектов, массовая коммерциализация культуры, ведущая к обесцениванию её духовной составляющей, — всё это способствовало кризису гуманитарной сферы.

В этих условиях чрезвычайно большое значение имела федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства», реализация которой началась ещё в 1-й половине 1990-х гг. Её целью было сохранение важнейших культурных объектов. В рамках программы осуществлялась реставрация памятников в Новгороде, Изборске, Угличе, Великом Устюге и др. Значительная часть средств была освоена в ходе масштабных реконструкционных работ, проведённых в Москве. Были восстановлены многие жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность, Гостиный двор, Большой Кремлёвский дворец.

Ключевые даты

  • 2 января 1992 — начало экономической реформы.
  • 1992 — указ Президента РФ о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров), начало приватизации госимущества.
  • Март 1992 — подписание субъектами РФ Федеративного договора (кроме Татарстана и Чечни).
  • Январь 1993 — подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (CHB-II) между Россией и США.
  • 21 сентября 1993 — Указ Президента РФ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», объявление о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции.
  • Октябрь 1993 — трагические события в Москве, обстрел Белого дома.
  • 12 декабря 1993 — Принятие Конституции РФ и выборы в Госдуму.
  • Август 1994 — завершение вывода российских войск из Германии.
  • Декабрь 1994 — начало военно-политического кризиса в Чеченской Республике.
  • Июнь 1995 — нападение боевиков на г. Будённовск.
  • 1996 — выборы Президента РФ.
  • 1996 — подписание перемирия в Чеченской Республике (Хасавюртовские соглашения).
  • 1996 — вступление России в Совет Европы.
  • Август 1998 — дефолт, финансовый кризис.
  • 1999 — возобновление военного конфликта на Северном Кавказе.

Основные понятия

  • Сепаратизм — политика, направленная на обособление, отделение части территории государства с целью формирования нового, самостоятельного государства или обретения широкой автономии.
  • Импичмент — процедура привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц государства. Результатом импичмента, как правило, является досрочное прекращение полномочий президента или другого представителя власти с последующим снятием его с должности.
  • Рыночная экономика — экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.
  • Коррупция — использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды.
  • Дефолт — невыполнение государством денежных обязательств.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

С какими трудностями пришлось столкнуться России при переходе к рыночной системе хозяйствования?

Ответ. Разрыв устоявшихся экономических связей, инфляция, обесценивание денежных вкладов граждан, ошибки при проведении приватизации, рост коррупции и теневой экономики.

Политический кризис сентября — октября 1993 г. 1) привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов и 2) ускорил принятие Конституции.

  1. оба утверждения верны
  2. верно 1-е утверждение
  3. верно 2-е утверждение
  4. оба утверждения ошибочны

Ответ. 1.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Процедура привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц государства. Её результатом, как правило, является досрочное прекращение полномочий президента или другого представителя власти с последующим снятием его с должности.

Ответ. Импичмент.




Поделиться ссылкой