Контрреформация

Реформация нанесла страшный удар по позициям Римскокатолической церкви, вынудив начать преобразования и влить свежие силы в дряхлеющие структуры. Отныне Церковь воинствующая перешла в нападение, решительно очищая себя от порочных, невежественных служителей и направляя в бой верных бойцов, духовных и светских, дабы поразить схизматиков, осмелившихся выступить под своими еретическими знаменами против власти папы.

Это была кровавая битва, в которой с обеих сторон сражались безжалостные фанатики, отягощенная вдобавок вмешательством светских политиков и международными проблемами. Конфликт между протестантами и католиками достиг кульминации в ходе страшной кровопролитной Тридцатилетней войны, опустошившей всю Центральную Европу. К исходу войны это уже была борьба не между протестантами и католиками, но между возрастающей (католической) властью Франции и угасающей (тоже католической) властью Габсбургов, правителей Испании, Австрии и Священной Римской империи, сократившейся к тому времени до размеров Германии.

Реконструкция католицизма

Стремительное распространение учения Лютера и Кальвина угрожало самому существованию Римскокатолической церкви. В то время как император Священной Римской империи Карл V от имени папы сражался с германскими князьями-протестантами, церковь, осознавая, как далеко отступила от собственных высоких стандартов, задумала процесс обновления. Проводником внутрицерковных реформ стал Тридентский собор, три сессии которого проходили в период с 1541 по 1563 год в городе Тренто на севере Италии, символично близко к лингвистической границе, разделявшей итало- и немецкоговорящую Европу. Собор издал множество декретов относительно практических и доктринальных сторон жизни церкви, утвердил меры, обеспечивающие должный уровень образованности духовенства, — не говоря уже о соблюдении целибата. Гораздо более строгие уставы получили существующие монашеские ордены, чья моральная распущенность была объектом нападок со стороны реформаторов. Было создано много новых орденов, и монашеских, и мирских.

«В молитвах святым, почитании реликвий и святых образов должны быть удалены все предрассудки... и всей похоти избегать...» Декрет 25-й сессии Тридентского собора, 3-4 декабря 1563 года
Кальвин
Кальвин
 Тридентский собор
Тридентский собор

Самая знаменитая из новых организаций — Общество Иисуса, члены которого, иезуиты, принимали обеты бедности, целомудрия и послушания. Основателем этого дисциплинированного и действенного ордена, созданного в 1534 году, был бывший испанский офицер Игнатий Лойола. Задачей иезуитов, по словам Лойолы, было «сражаться за Господа под знаменем креста» и «побуждать души к христианской жизни и доктрине, распространять веру посредством слова, духовных упражнений, благотворительности и особенно путем воспитания детей и необразованных людей в принципах христианства». Орден стал одной из самых мощных структур католической Европы и главной миссионерской силой во всем мире.

Игнатий Лойола
Игнатий Лойола

В 1542 году Святой престол создал Святую канцелярию — Верховную конгрегацию Римской и Вселенской инквизиции. Она занималась укреплением и внедрением католической доктрины и была наделена правом инквизиции по отношению ко всем католикам. Во многих странах инквизиция уже существовала, а в остальных была введена. Испанская инквизиция с 1478 года преследовала крещеных евреев, подозреваемых в вероотступничестве, а с началом Реформации вознамерилась изжить протестантизм во всей Испанской империи (включавшей к тому моменту и Нидерланды). Инквизиторы допрашивали подозреваемых в ереси в церковных судах, а затем передавали их светским властям для наказания, «не... для исправления наказуемого, — как гласило руководство для инквизиторов, выпущенное в 1578 году, — но для общественного блага, дабы прочие устрашились и отверглись зла, коему могли подвергнуться». Виновных в ереси сжигали заживо, устраивая публичное зрелище, аутодафе — «акт веры». В период с 1575 по 1610 год в одном только испанском городе Толедо 366 человек постигла эта страшная кара. А по всей стране их судьбу разделили тысячи.

Европа разделенная

Столкновение противоборствующих религиозных идей, как всегда бывает, сопровождалось жестокостями и насилием. Самым рьяным поборником католицизма стал сын императора Карла V, король Испании Филипп II. Хотя он и стремился ограничить власть церкви в собственных владениях, его попытки искоренить протестантскую ересь в Голландии привели к Нидерландской революции 1567 года.

Поддержка повстанцев со стороны англичан побудила Филиппа в 1588 году направить к английским берегам Великую армаду, но кампания завершилась позорным провалом. Филипп вмешался и во французские Религиозные войны (1562— 1598), в ходе которых французские гугеноты (кальвинисты) сражались за свободу вероисповедания, а католическая и протестантская знать стремилась к контролю над королевской властью. Чудовищное событие произошло в 1572 году, когда накануне Дня святого Варфоломея были зверски убиты более 13 000 протестантов. Войны закончились в 1598 году подписанием Нантского эдикта, согласно которому гугеноты получали религиозную свободу.

 Король Испании Филипп II
Король Испании Филипп II

Тридцатилетняя война

Хотя Франции удалось на некоторое время разрешить свои внутренние религиозные проблемы, вскоре Европа оказалась впутана в гораздо более масштабное религиозное противостояние, Тридцатилетнюю войну. По сути, это был сложный комплекс конфликтов, начавшийся с восстания в самой Священной Римской империи, поднятого чешскими протестантами против правления австрийских Габсбургов.

Восстание было подавлено, но в 1620 году испанские Габсбурги выступили против князей-протестантов Германии, а к ним присоединился император Фердинанд II. Встревоженный таким развитием событий король протестантской Швеции Густав II Адольф вступил в войну в 1630 году и успел одержать немало побед, но погиб в 1632-м в битве при Лютцене. Три года спустя на стороне германских протестантов выступила Франция. С этого момента война носила более политический, нежели религиозный характер: сама Франция была страной католической, но с начала XVI века враждовала с Габсбургами и осознавала, что ее положение в Европе зависит от сохранения позиций Испании и империи. Война, продолжавшаяся до 1648 года, закончилась Вестфальским миром, по которому была признана независимость Голландии, а религиозная карта Европы приобрела более или менее привычный нам вид.

«Это была самая лучшая, самая радостная новость» Филипп II Испанский, после получения известия о резне, учиненной над французскими протестантами в Варфоломеевскую ночь, август 1572
 Густав II Адольф
Густав II Адольф

Но цена за это была уплачена чудовищная: только в Германии в ходе военных действий и их последствий — голода и эпидемий — погибло более 7 миллионов человек: мужчин, женщин, детей — две трети населения страны. И еще много поколений сменилось, прежде чем Германия смогла восстановиться.

Индекс

В 1559 году, осознавая опасность, которую несет книгопечатание, способствовавшее распространению учения протестантов, папа издал «Индекс запрещенных книг» — тех, что запрещено было читать католикам, — побуждая паству старательно очистить книжные полки от всего предосудительного. Один из римских исследователей назвал это «литературным холокостом». Этот указ угрожал и научному прогрессу: например, труд Коперника «О вращении небесных сфер», в котором доказывалось, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, оставался в «Индексе» вплоть до 1835 года.




Поделиться ссылкой