Жиль де Ре долгие века считался страшным преступником.
Его обвиняли в том, что он убил сотни детей ради своих алхимических опытов. Он покаялся в грехах и был казнен. Народная молва соединила его с фольклорным персонажем, убивавшим своих жен, — Синей Бородой. А Шарль Перро создал на основе народных легенд литературную сказку. Но все не так просто.
Жиль де Ре родился в замке Машкуль, на границе Бретани и Анжу, в знатной семье.
Он получил хорошее образование, женат был только один раз, а не семь, как в сказке.
Жиль де Ре, по некоторым оценкам, был в десять раз богаче Бретонского герцога и контролировал торговлю солью в Бретани. Он жил на широкую ногу в своих замках Шамптосе, Машкуль и Тиффож, занимался алхимией. Его стали опасаться, и когда в окрестностях пропало несколько детей, их похищение приписали маршалу. Однако обвинили его сначала совсем в другом.
Дело в том, что, вероятно, под давлением Бретонского герцога, опасавшегося могущественного конкурента, маршал стал продавать свои земли герцогу и его приближенным. Правда, по условию он мог выкупить их через пять лет, но покупатели, конечно, отдавать ничего не хотели. Весной 1440 г. Жиль продал очередной замок Сен-Этьен-де-Мер-Морт казначею герцога Бретонского Жоффруа ле Феррону. А 15 мая он объявил, что не получил причитающихся денег, напал на замок и захватил в плен брата казначея — духовное лицо. Пленника маршал вскоре отпустил, но его обвинили в святотатстве, а потом вспомнили о пропавших детях. Жиль де Ре был арестован и отправлен в Нант. Сначала он отказывался признавать вину, но его слуги под пытками сообщили, что в замках Машкуль и Тиффож были комнаты, где хозяин запирался вместе с алхимиком Прелатти, и что там-то хранятся трупы и скелеты замученных детей. Обнаружить удалось только два скелета непонятного происхождения. Датировать их не смогли. Но Жиля де Ре отлучили от церкви либо пригрозили отлучением. Он сломался, признался в преступлениях, попросил прощения у родителей пропавших детей, был приговорен к смерти и 26 октября 1440 г. повешен в Нанте.
Однако дело осталось сомнительным. По разным данным, барона обвиняли в убийстве от 8 до 800 мальчиков, что вызывает большие подозрения в правдивости этой информации. А свидетельские показания (всего около десятка) были похожи друг на друга как две капли воды и кажутся составленными под диктовку. Поэтому процесс вполне мог быть сфальсифицирован.
В 1992 г. по инициативе литератора Жильбера Пруто в Люксембургском дворце прошел судебный процесс. Ученые, юристы, политики и писатели после тщательного изучения документов сделали вывод, что обвинения против Жиля де Ре были ложными. Так более чем через 500 лет произошла реабилитация маршала, хотя она не является официальной и многими оспаривается.
Жиль де Ре был храбрым участником Столетней войны и, более того, соратником Жанны д'Арк. Он возглавил созданное Жанной ополчение, вместе с ней снимал осаду с Орлеана и сопровождал дофина во время его коронации в Реймсе 17 июля 1429 г. Вскоре Жиль де Ре был удостоен звания маршала Франции. Однако после неудачного наступления на Париж он был отозван из армии, а вскоре Жанна попала в плен. Маршал несколько раз безуспешно пытался спасти ее из заточения. По официальной версии, Жанну д'Арк сожгли.
Однако в 1437 г. в замок Тиффож явилась госпожа дез Армуаз, которая называла себя Жанной. Барон признал ее, дал деньги и военный отряд, а в 1439 г. вместе с ней участвовал в военном походе на англичан. Но вскоре госпожу дез Армуаз объявили самозванкой и отправили в замок мужа. Была ли она обманщицей — неизвестно, поскольку ее признали также братья, мать и жители города Орлеана.
Прозвище Синяя Борода объясняется достаточно просто. Синебородыми называли темноволосых людей, которые тщательно брили лицо — до синевы. Вероятно, так поступал и Жиль де Ре. А в одной из сказок, не связанных с несчастным маршалом, говорится, как дьявол сделал синей бороду некоего дворянина в знак власти над ним. В любом случае, людей, слышавших сказку о Синей Бороде, пока гораздо больше, чем знакомых с приведенными историками доказательствами, хотя уже появляются некоторые художественные произведения, где Жиль де Ре представлен не в таком ужасном облике, как это было многие века.