На пути служения даме сердца рыцарь был обязан пройти ряд этапов. Сначала он определял «свою» даму - как правило, замужнюю женщину - и, не открывая ей своих чувств, начинал совершать различные подвиги, которые посвящал своей избраннице. На этом этапе рыцарь именовался таящимся. Когда объект страсти обращал внимание на своего «воздыхателя», последний становился молящим. Если дама внимала мольбам своего кавалера о снисхождении, тот становился официально признанным поклонником. Наконец, когда дама демонстрировала рыцарю взаимность - дарила сувениры, повязывала на его турнирное копьё свой шарф или оторванный рукав платья, - счастливец достигал наивысшего ранга в куртуазной игре и превращался в возлюбленного. Впрочем, самое большее из того, на что мог рассчитывать истинно куртуазный рыцарь, — это поцелуй, ибо смысл рыцарского служения даме заключался в страдании, а не в обладании. В знак единения двух душ рыцарь получал от дамы кольцо, а также какой-либо предмет её туалета - пояс, шарф, чулок или перчатку - в качестве символа, чтобы носить его на шлеме, щите или копье.
В раннем Средневековье отсутствовало не только преклонение перед женщиной, но и элементарное уважение к ней. В одном из литературных произведений той эпохи читаем: «Если женщина тебе противоречит или лжёт, поднимай кулак и бей её прямо в голову». До XII в. жизнь женщины в семье феодала оставалась безрадостной и бесправной. Ситуация изменилась в эпоху Крестовых походов. Многих крестоносцев в их длительном и опасном путешествии сопровождали жёны, дочери и сёстры, которым пришлось испытать все невзгоды, выпадавшие на долю мужчин. Женщины управляли владениями мужа в его отсутствие, принимали вассальную присягу и даже вмешивались в политику: например, королевы иерусалимские Мелисанда и Сибилла, а также Элеонора Аквитанская, вышедшая замуж сначала за Людовика VII, а потом за Генриха II Плантагенета.
С одной стороны, повидав мир, рыцари обрели вкус к чувственным удовольствиям, с другой - церковь наложила на эти удовольствия категорический запрет, пытаясь направить души рыцарей к вере и Богу. Результатом компромисса между этими противоположными устремлениями возник культ Прекрасной Дамы, образцом для которого стало почитание Девы Марии. Для самого рыцаря преклонение перед возлюбленной было лишь изящной и утончённой игрой, без которой, однако, были немыслимы ни рыцарский кодекс, ни сама идея.