Комиссия в составе рыцарей и оруженосцев судила рыцаря, виновного в измене, коварстве или вероломстве и, как правило, приговаривала его к изгнанию или смертной казни. Перед исполнением приговора преступника лишали рыцарского звания. На площади устраивали два помоста: на первом восседали рыцари и оруженосцы вместе с герольдмейстерами, герольдами и их помощниками; на второй выводили осуждённого рыцаря в полном вооружении. Перед ним воздвигали столб, на который вешали опрокинутый щит с изображением его герба; сам он стоял лицом к судьям. При стечении народа герольды оглашали приговор, после чего священники начинали заунывно и протяжно петь похоронные псалмы. С осуждённого снимали одну за другой детали вооружения, причём герольды громко восклицали: «Это шлем коварного и вероломного рыцаря!» или «Это цепь коварного и вероломного рыцаря!» Его сюрко разрывали на куски, а щит ломали на три части.
После этого действа священники вставали и пели 108-й псалом Давида, состоящий из страшных проклятий. Герольдмейстер выливал на голову осуждённого чашу воды в знак очищения. Несчастного спускали с эшафота по верёвке, клали на носилки, накрывали тканью и несли в церковь. Там священники отпевали его, как покойника. По окончании церковной службы осуждённого передавали королевскому судье или палачу. После исполнения приговора герольды провозглашали наследников несчастного рыцаря «подлыми, лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».
За менее серьёзные преступления рыцаря подвергали наказанию сообразно с тяжестью совершённого им проступка. Его щит могли привязать опрокинутым к позорному столбу, потом стирали со щита герб или какие-нибудь его части, иногда рисовали символы бесчестья, а то и ломали его. Если рыцаря уличали в трусости, то его герб пачкали с левой стороны. Тому, кто не держал данного слова, в центре герба рисовали четырёхугольник. Даже смерть в бою не спасала преступника от возмездия: его тело клали на чёрную плетёную решётку или же привязывали к хвосту кобылы, а потом отдавали палачу, чтобы тот бросил труп в помойную яму.
Щит осуждённого привязывали опрокинутым на три дня к позорному столбу, потом публично ломали его, а сюрко раздирали в клочья. Рыцарь, одержавший победу в поединке над преступным рыцарем, удостаивался особых почестей.