Первый крестовый поход 1096-1099 гг.

Противостояние двух мировых религий - христианства и ислама вылилось в ряд войн за территории. В начале XI в. на смену ослабевшим завоевателям Арабского халифата из Центральной Азии пришли воинственные турки-сельджуки, принявшие ислам. Они захватили земли арабов на Ближнем Востоке и Гроб Господень в Иерусалиме, вторглись во владения Византии. Крестовый поход на турок стал самым захватывающим приключением рыцарства.

Рыцари на защите веры

Мусульмане были старыми заклятыми врагами рыцарей. В Реконкисте с мусульманами-арабами воевали испанские рыцари и поддерживающие их французские и немецкие собратья; итальянские, французские рыцари отражали набеги сарацинов на Северную Италию, норманнские рыцари очищали от них Южную Италию и о. Сицилию в 1060-1091 гг. Новые мусульманские завоеватели - турки-сельджуки вызвали ненависть христиан нападениями на пилигримов и притеснениями христиан, живущих в захваченной у Византии Малой Азии. В 1089 г. сельджуки вторглись в византийскую Грецию. Приблизившись к Константинополю, они хотели объединиться с кочевниками-печенегами для полного разгрома Восточно-Римской империи. Византийский император Алексей Комнин обратился к западным единоверцам за помощью против неверных.

Клермонский собор

С 1054 г. христианская церковь раскололась на западную римско-католическую и восточную православную. Главы этих церквей - римский папа и византийский патриарх - предали друг друга анафеме (проклятию). Но римский папа Урбан II откликнулся на просьбу византийцев о помощи. Им двигали желание вернуть христианские святыни и надежда объединить церкви под своим началом. В 1095 г. на церковном соборе в г. Клермон во Франции Урбан II призвал выступить на защиту христианства и обещал отпущение грехов тем, кто отправится воевать с мусульманами. Его речь была столь горяча, что сотни людей, от высокородных рыцарей до простых крестьян, тут же дали клятву выступить против неверных. Участники похода нашивали на одежду кресты в знак принятия этого обета и, возложив на себя крест, становились крестоносцами - «воинами Христа».

Урбан II на Клермонском соборе в 1095 г. Миниатюра 1490 г.
Урбан II на Клермонском соборе в 1095 г. Миниатюра 1490 г.
Памятник Урбану II в г. Клермон-Ферран. Франция
Памятник Урбану II в г. Клермон-Ферран. Франция

Воинствующая церковь

Изначально христианская церковь, противостоя насилию, осуждала любые войны и считала серьёзным грехом убийство на войне. Но со временем, нуждаясь в защите, служители церкви признали необходимость «справедливой войны» во имя христианства. Церковь одобряла войны Карла Великого с язычниками, поддерживала Реконкисту, призывала к войне с сарацинами, заполонившими Италию в X в. Так, постепенно, церковь отказывалась от миролюбия, и, воззвав к крестовому походу на неверных, окончательно перешла к воинственности. Своим орудием церковь желала сделать рыцарское сословие. Но рыцари предпочитали воевать за свои выгоды. В отсутствие внешних врагов междоусобицы стали главным занятием рыцарства, превратив его в опасное сборище разбойников. Церковь решила избавиться от этой силы, отослав рыцарей воевать на Восток.

Грехи и благочестие рыцарства

Рыцари были христианами, но не рассматривали себя как сословие, подчинённое церкви. Даже рыцарская мораль противоречила христианской: рыцари не считали за грехи семь смертных грехов: гордыню, зависть, гнев, алчность, похоть, чревоугодие и праздность. Рыцарю положено быть гордым и надменным с представителями низших сословий. Зависть и алчность были рыцарскими «двигателями прогресса», подталкивающими к богатству и славе. Гнев на обидчика считался законным проявлением чувств, жажда чувственной любви рассматривалась как романтика. Лень, праздность и обжорство - обычные занятия рыцаря в мирное время. Но рыцари были по-своему благочестивы. Большинство из них были истово верующими, делали богатые подношения церквям и монастырям, искренно каялись в грехах, отправлялись в паломничества, в том числе и ко Гробу Господню, и с готовностью откликнулись на призыв с оружием в руках вступиться за христианскую веру.

Почему рыцари становились крестоносцами

Пути на Восток были знакомы рыцарям по собственным паломничествам в Иерусалим и по рассказам пилигримов. Они знали и о произволе мусульман, и о несметных сокровищах Востока. Идея крестового похода разожгла в них религиозные чувства: стремление получить отпущение грехов и защитить святыни. Это переплелось с мирскими желаниями - жаждой приключений и славы, успеха и богатства. Многие рыцари, особенно младшие сыновья феодалов, лишённые права наследовать земли отцов, видели в крестовом походе шанс устроить своё будущее. Такой поход напоминал дальние странствия, красочно описанные в романах, и воспринимался как достойное испытание для юношей, ищущих места в жизни. На Клермонском соборе церковь обязалась защищать семьи и имущество рыцарей, отправившихся в крестовый поход. Состоятельные феодалы могли не опасаться, что их владения будут разграблены, и тоже присоединялись к походу. Убелённые сединами рыцари шли в поход, чтобы очиститься от грехов, накопившихся за буйную жизнь.

Войско первого крестового похода
Войско первого крестового похода

Крестовое войско

Призыв Урбана II, подхваченный проповедниками, облетел весь христианский мир. Папские грамоты, зовущие в поход, доставили ко дворам государей Франции, Англии, Италии, Германии. Общая цель борьбы с неверными сплотила христиан разных народов, объединила Европу, заставив забыть об усобицах. Крестоносцами становились наивные романтики и расчётливые сребролюбцы, отчаявшиеся неудачники и прожжённые авантюристы, благочестивые христиане и замаливающие грехи разбойники. Сеньоры повели на Восток своих рыцарей, оруженосцев, сержантов и пехотинцев, к их отрядам присоединялись странствующие рыцари. В рядах крестоносцев было много купцов (особенно из Генуи и Венеции), искавших выгоды для торговли и мечтавших потеснить Византию на торговом пути между Востоком и Западом. Общее число крестоносцев превысило 300 тыс. В поход двинулись и простолюдины: религиозные фанатики, морские пираты, бродяги, нищие, беглые преступники и прочий сброд составил «народное ополчение» крестового войска.

Путь в Иерусалим

Крестоносцы из разных мест Европы выдвинулись в поход на Восток летом 1096 г. Их путь лежал в Константинополь. Оттуда, объединившись с византийскими войсками и переправившись через пролив Босфор, крестоносцы вступили в захваченную сельджуками Малую Азию и прорывались дальше к заветной цели - Гробу Господню в Иерусалиме.

Дорога на восток

Основные силы крестоносцев со знатными сеньорами во главе выступили в поход в августе 1096 г. Граф Раймон Тулузский, первым откликнувшийся на призыв папы, вёл рыцарей Тулузского графства и Прованса (юг Франции). Готфрид Бульонский возглавил рыцарей Лотарингии (Германия). Рыцари французской короны шли за Гуго (Югом) де Вермандуа (братом короля Франции Филиппа I), а отряд фламандских рыцарей возглавил Робер Фландрский. Робер Нормандский (сын Вильгельма Завоевателя) собрал рыцарей Нормандии. Боэмунд Тарентский выступил с рыцарями-норманнами из Южной Италии и Сицилии, недавно отвоёванной у мавров.

Рыцарские отряды, отягощённые обозами, сопровождаемые оруженосцами, пехотой и слугами, двигались разными путями. Когда запасы кончились, крестоносцы приступили к грабежам, и местные жители, не отваживаясь сопротивляться их грозной силе, терпели насилие. К концу 1096 г. большинство рыцарей добрались до Константинополя.

Рыцари в Константинополе

Ещё до прибытия крестоносцев император Алексей Комнин расправился с печенегами и остановил продвижение сельджуков, частично восстановив своё могущество. Византия оставалась достойной преемницей величия Древнего Рима. Византийское общество, опираясь на незыблемую власть императоров, достигло несравнимо более высокой степени культурного развития, чем не изжившие варварских привычек западные европейцы. Грубые бароны и невежественные рыцари шокировали своим поведением утончённых греков. Император, принимавший их в роскошном Влахернском дворце, едва терпел вопиющие нарушения этикета. Орды рыцарей вели себя в Константинополе не как гости, а как завоеватели, не сдерживая себя в желании пограбить и побесчинствовать. Отношения с византийцами накалялись: греки видели в латинянах неотёсанных мужланов, а те считали их изворотливыми трусливыми лжецами, издевались над византийскими церемониями, оскорбляли обычаи греков и православную веру. Это делало несбыточными надежды Урбана II на воссоединение христианских церквей.

Руины императорского Влахернского дворца в Стамбуле (Константинополе). Современный вид
Руины императорского Влахернского дворца в Стамбуле (Константинополе). Современный вид
Рыцари во дворце Алексея Комнина
Рыцари во дворце Алексея Комнина

Хитрость императора

Император хотел поскорее выдворить крестоносцев сражаться с сельджуками, предварительно получив от них вассальную присягу и клятву передавать под его власть все земли, что будут отвоёваны у мусульман. Тонкий дипломат и искушённый политик, Алексей Комнин нашёл подход к каждому из сеньоров, хорошо владевших мечом и копьём, но с трудом держащих перо в руке и мысль в голове.

Алексей I Комнин. Мозаика собора Св. Софии. Константинополь. XII в.
Алексей I Комнин. Мозаика собора Св. Софии. Константинополь. XII в.
Византийский реликварий. Серебро. XI в.
Византийский реликварий. Серебро. XI в.

Первым при дворе Алексея появился Гуго де Вермандуа, потерпевший кораблекрушение у берегов Греции и с почётом доставленный в Константинополь. Император сделал его своим вассалом лестью и дарами. Вслед за ним прибыл Готфрид Бульонский, и Гуго по поручению императора пытался уговорить его присягнуть Алексею. Когда Готфрид отказался, в его лагерь, разбитый у стен Константинополя, перестали доставлять продовольствие. Возмущённый, он двинулся было на штурм столицы, но наёмники императора быстро пресекли эту попытку. Оказавшись в безвыходном положении, Готфрид признал Алексея своим сюзереном. Его примеру последовали Робер Нормандский и Робер Фландрский.

Более других император опасался своего старого врага Боэмунда Тарентского, с которым 10 лет назад воевал. Боэмунд не уступал хитростью византийцу. Он легко согласился принять присягу, а впоследствии так же легко её нарушил. Боэмунду не доверял и Раймон Тулузский. Раймон отказался присягать императору, но заключил с ним союз против Боэмунда и в походе отстаивал интересы Алексея. Так Алексей Комнин заставил лидеров крестоносцев воевать за Византию, обязуясь взамен снабжать их продовольствием и оказывать помощь войсками.э

Осада Никеи

Вступив в Малую Азию, крестоносцы оказались на землях Румского султаната сельджуков. Первым препятствием стала столица султаната Никея, стоявшая на берегу Асканского озера. В начале мая 1097 г. крестоносцы осадили крепость с суши, но, не имея флота, не могли препятствовать доставке подкреплений Никее по озеру. Крестоносцы разбили прибывших на помощь Никее сельджуков, штурмовали крепость, но взять её не смогли, пока Алексей Комнин не прислал в Никею флот. Император добился сдачи Никеи византийцам, и крестоносцы остались ни с чем. Их даже не пустили разграбить город, а за услугу одарили лишь трофейными конями и оружием.

Византийская крепость в г. Никея (сейчас г. Изник в Турции). Современный вид
Византийская крепость в г. Никея (сейчас г. Изник в Турции). Современный вид

Битва при Дорилее

Боэмунд Тарентский, задержавшийся в Константинополе, следя за отправкой снабжения крестовому войску, в осаде Никеи не участвовал. Догоняя товарищей, на пути в г. Дорилея он попал в засаду войск румского султана. Боэмунда выручили рыцари Готфрида Бульонского, Робера Нормандского, Раймона Тулузского и Гуго де Вермандуа, внезапно атаковав лагерь сельджуков и обратив их в бегство. Войско румского султана было разбито, и победителям достались его сокровища. Этой победой, ослабившей сельджуков, воспользовался Алексей Комнин и вернул себе ряд приморских областей Малой Азии и о. Родос.

Битва при Дорилее. Миниатюра XII в
Битва при Дорилее. Миниатюра XII в

Сказка об Эдессе

На пути в Святую землю крестоносцы преодолели засушливые степи Анатолии, страдая от жары, и подошли к горам Тавра. Здесь крестовое войско разделилось. Основная его часть, не рискнув двигаться через горы, избрала долгий обходной путь. Но брат Готфрида Бульонского Балдуин и племянник Боэмунда Таренского Танкред, надеясь на добычу, повели своих рыцарей напрямик, в населённую армянами Киликию. Христиане-армяне, страдая под гнётом сельджуков, поддержали крестоносцев, и Балдуин с Танкредом легко взяли город Тарсус. Не желая делить успех, Балдуин изгнал Танкреда из Тарсуса, и тот догнал крестоносцев в Мараше. Балдуин в поисках наживы двинулся дальше на восток, во владения армянского князя Тороса.

Всё дальнейшее напоминает сказку. Старый Торос, воевавший с мусульманами, радостно встретил крестоносцев в городе Эдесса, отдал свою дочь замуж за Балдуина и назначил его своим наследником. Вскоре Торос умер, и Балдуин получил власть, основав Эдесское графство, первое государство крестоносцев на Востоке. Балдуин утвердился в новых владениях, расправившись с недовольными армянами, и не стал продолжать крестовый поход.

У стен Антиохии

Из Мараша, куда прибыло измученное долгим обходным путём основное войско крестоносцев, путь лежал в Антиохию, один из главных портов на торговом пути между Востоком и Западом. Столь важный город был соответственно защищён: стены 25-метровой высоты и такой ширины, что по ним проезжала упряжка из четырёх лошадей, соединяли сотни башен. Крестоносцы, не решившись на штурм, 21 октября 1097 г. осадили Антиохию. Но блокировать город со стороны гор было невозможно, и оттуда его защитники получали снабжение и подкрепление. Осада затянулась. К зиме в лагере крестоносцев закончились продукты. Рыцари гибли от голода, болезней, в стычках с защитниками крепости и в сражениях с отрядами сельджуков, прибывавшими на помощь Антиохии. Многие крестоносцы, не выдержав трудностей, бежали из лагеря и вернулись на родину.

Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра XV в.
Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра XV в.

Взятие Антиохии

К весне крестоносцам в Антиохию пришло подкрепление из Англии. Из привезённых англичанами материалов соорудили осадные машины и готовились к штурму. Эмир Кербога собрал против крестоносцев большое войско. Весть о его приближении испугала рыцарей. Их спасло, что эмир сначала направился в Эдессу, и Балдуин, отстояв своё графство, задержал его прибытие в Антиохию. В это время в Антиохии Боэмунд Тарентский подкупил некого армянина Фируза, и тот 2 июня 1098 г. впустил крестоносцев в город. Измученные долгой осадой рыцари устроили в захваченном городе резню. Кербога застал крестоносцев уже в Антиохии, и осадил город. Продовольствия в Антиохии не осталось, и положение рыцарей было отчаянным. Дух рыцарей поддержала находка в Антиохии важной реликвии - Святого копья. Рыцари сочли это знаком скорой победы. Боэмунд Тарентский предложил выйти из крепости и сразиться с сельджуками. Действуя по плану Боэмунда, вдохновлённые рыцари в открытом бою обратили в бегство многотысячную армию Кербоги и отстояли Антиохию.

Крестоносцы, устрашая осаждённых, забрасывают за стены Антиохии отрубленные головы мусульман. Миниатюра XIII в.
Крестоносцы, устрашая осаждённых, забрасывают за стены Антиохии отрубленные головы мусульман. Миниатюра XIII в.
Крепость Крак де Шевалье.Современный вид
Крепость Крак де Шевалье, построенная в Сирии на месте мусульманской крепости, захваченной крестоносцами по пути в Иерусалим в 1098 г. Современный вид

Иерусалим

По мере приближения к Иерусалиму войско крестоносцев редело: рыцари гибли, оставались на захваченных землях, дезертировали. Крестовое войско двигалось вдоль побережья, получая подкрепление морем. В декабре 1098 г. после полумесячной осады был взят г. Маара, на полгода крестоносцев задержала неудачная осада Триполи. Утомлённые долгим походом рыцари стремились быстрее достичь цели похода – Иерусалима и вынудили лидеров избрать маршрут в обход городов, чтобы не задерживаться на осадах. Иерусалима крестоносцы достигли 6 июля 1099 г. Городом тогда правили арабы, отбившие его у сельджуков. Они попытались уговорить рыцарей не захватывать город, но крестоносцы, мечтая завладеть Иерусалимом, осадили его.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Современный вид
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Современный вид

Окончание похода

Первый штурм города 13 июня 1099 г. провалился. Для поднятия духа крестоносцы провели крестный ход вокруг Иерусалима. Под насмешками смотрящих со стен мусульман рыцари, неся знамёна и распевая псалмы, босиком обошли Святой город. 15 июля Иерусалим взяли штурмом. Первыми в город ворвались рыцари Готфрида Бульонского, его впоследствии и избрали правителем Иерусалимского королевства. Мстя за насмешки, крестоносцы жестоко расправились с защитниками Иерусалима. Они вырезали не менее 10 тыс. мусульман, евреев и даже христиан, вламывались в дома и храмы, убивая всех на своём пути и забирая всё ценное. Последним государством крестоносцев, основанным уже по окончании Первого крестового похода потомками Раймона Тулузского, было графство Триполи.




Поделиться ссылкой