Сеньор, устраивая пир, стремился выказать свою щедрость и гостеприимство. В большом зале замка слуги устанавливали огромные столы и устилали полы ворохами душистых трав и цветов. Гости размещались на скамьях, покрытых коврами и подушками; сеньор сидел на возвышении в кресле под балдахином за отдельным столом. Перед началом трапезы трубил рог, и слуги вносили кувшины и тазики с водой для омовения рук. Затем начиналось пиршество: после зажаренных целиком оленьих туш подавались окорока дикого кабана, медвежатина, жареные павлины и лебеди, громадные пироги с начинкой из дичи. Мясо поливали соусом из перца и гвоздики. Гости ели руками. Двузубая вилка, появившаяся в Венеции в XI в., долгое время оставалась роскошью. Вместо тарелок за столом использовались внушительных размеров ломти хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Пропитанный мясным соком и соусом хлеб бросали после еды собакам, непременным сотрапезникам хозяев в любом замке. Со временем вместо хлеба стали использовать тарелки из олова, серебра и фаянса. Рот и руки вытирали краем скатерти, салфетки появились в Европе лишь в XV в.
Обязательной принадлежностью пиршественного стола была солонка : почётные места за столом располагались ближе к ней . Скатерть ткали из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышивкой и украшалась бахромой.
На пиру господ развлекали пением, танцами и акробатическими номерами бродячие артисты - жонглёры: музыканты и шуты, фокусники и акробаты. В XIV в. они стали разыгрывать интермедии - диалоги в стихах на сюжеты басен или пантомимы в перерывах между переменами блюд. Профессиональные поэты и певцы - менестрели - самозабвенно исполняли баллады о славных рыцарях и Прекрасных Дамах прошлых времён. Правила хорошего тона запрещали рыцарю есть торопливо, сморкаться в скатерть, облизывать пальцы и лезть ими в горчицу или соль, бросать в общее блюдо обглоданные кости, ковырять ножом в зубах. Прежде чем пить, следовало вытереть губы, возбранялось говорить с набитым ртом. Пить дозволялось только в промежутках между сменами блюд. Пиры, как правило, сопровождались танцами. С XII в. танец входил в число обычных для рыцаря занятий. Придворный танец стал порождением куртуазной культуры, суть которой составлял культ Прекрасной Дамы. Поэтому важными элементами танца были преклонение колена и поклон. В XIII в. на юге Франции зародился парный танец, в котором обыгрывалась любовь рыцаря к даме сердца. Обычно танец начинала одна пара, затем к ней присоединялись другие и чинно двигались по кругу.
Было принято приглашать на танец даму или девицу, сидевшую рядом за столом, и в течение вечера ни в коем случае не менять партнёршу.