Рыцари: оружие, доспехи, стремена

С точки зрения военной специализации, рыцарь - это тяжеловооружённый конный воин, закованный в броню, пользующийся тяжёлым копьём, мечом и щитом, сражающийся верхом на тяжёлом коне, способном нести отягощённого доспехами и оружием всадника. Успешно действовать на поле боя такой воин смог только тогда, когда появление стремян и высокого седла дало ему опору для ног и корпуса и высвободило руки для действия оружием. C X-XI вв. рыцари стали главной силой на поле боя.

Возвышение конницы

Возвышение конницы обеспечил ряд обстоятельств. Во-первых, с исчезновением Римской империи в Европе не стало государства, способного содержать многочисленную, дисциплинированную, вооружённую и обученную армию. Заменой ей могла стать и стала малочисленная, но высокопрофессиональная конница, каждый воин которой содержал себя сам за счёт полученных земель. Во-вторых, необходимо было дать отпор вторгшимся в Европу кочевникам-всадникам, воевать с которыми приходилось на конях. В-третьих, выведение сильных и выносливых пород боевых коней позволило тяжеловооружённому воину получить необходимую для успешного боя скорость и манёвренность.

С Востока на Запад

Одними из первых тяжеловооружённой конницей обзавелись аланы - сарматские кочевые племена. Они сражались верхом с мечом и копьём. Тяжёлые доспехи защищали их от стрел других кочевников, с которыми они воевали. Стремян аланы не знали, возможно, их всадники владели особыми приёмами управления конём, позволявшими держаться в седле без опоры.

Сарматский золотой фалар (бляха, скрепляющая ремни конской упряжи). Причерноморье. I в. до н. э.
Сарматский золотой фалар (бляха, скрепляющая ремни конской упряжи). Причерноморье. I в. до н. э.

Науку воевать верхом от аланов переняли соседствовавшие с ними готы, а за ними и другие «степные» германцы. Конных германцев нанимали на службу римляне и византийцы, создавая из них свою тяжёлую конницу - клибанариев или катафрактов, прямой прообраз рыцарей на поле боя. В Византии тяжёлая кавалерия быстро заняла ведущее место, но на западе, где с падением Римской империи некому стало содержать такое дорогостоящее войско, тяжеловооружённая конница исчезла. Её начали возрождать умелые коневоды лангобарды в Италии и франки в Галлии.

Рождение и распространение рыцарства

Окруженные врагами - язычниками и арабами - франки при Каролингах создали мобильное войско, готовое по первому зову выступить в поход и быстро оказаться в любой точке страны. Каролингских рыцарей кормили крестьяне, дарованные им вместе с землями, и воины могли полностью посвятить себя военному делу. Так появилась профессия конного воина, престиж которой возрастал в то время непрерывных войн.

Сарматский конный воин
Сарматский конный воин

Преимущество конницы оценили бывшие викинги - нормандцы, поселившиеся рядом с франками и перенявшие их военное искусство. Они экспортировали конницу в завоёванную ими Англию. По их примеру тяжёловооружённую конницу создали и скандинавские викинги - датчане, норвежцы, шведы. Особое «сельское рыцарство» возникло в освобождавшейся от арабов Испании. Границы «рыцарской» Европы расширялись.

Седло

Первые наездники сидели на непокрытой спине лошади, потом появились попоны и седельные покрышки. Седло изобрели скифы, кочевавшие в Причерноморье. Известно, что кельты, опытные коневоды и наездники, стали использовать сёдла не позднее I в. до н. э. От кельтов седло перешло к римлянам, и к началу IV в. римские конники уже сидели на седле с лукой для упора всадника сзади. Тяжёлые клибанарии римской армии пользовались кожаным седлом с «рогами», на которые опирались при отклонении взад-вперёд. Сёдлами широко пользовались германцы. Изобретение высокого седла с луками-спинками, вкупе с использованием стремян, дало отягощённому бронёй и оружием всаднику необходимую устойчивость для боя верхом.

Скифская седельная покрышка и седло. Алтай. V в. до н. э.
Скифская седельная покрышка и седло. Алтай. V в. до н. э.
Рыцарское высокое седло. 1422 г.
Рыцарское высокое седло. 1422 г.

Стремя - опора рыцаря

Стремя изобрели китайцы, создавая тяжёлую конницу. Вначале стремя было одно - на него опирались при посадке, на лошадь. Второе стремя добавили, чтобы можно было сесть на коня с любой стороны. Потом в стремена стали вставлять ноги во время езды, что дало всаднику опору, высвобождая руки для действия оружием. В VI в. китайские стремена появились в Средней Азии, откуда с кочевниками проникли к сарматам, персам, аварам. От аваров стремя переняли германцы, и в Европе стремена распространились к VIII в. Стремя сделало возможным создание тяжеловооружённой рыцарской конницы.

Шпоры и подковы

Шпоры - приспособление для управления лошадью изобрели в V в. до н. э. Первые шпоры были короткими, но с появлением седла и доспехов всаднику стало труднее дотягиваться до боков лошади, и шпоры удлинились. Последним усовершенствованием конского снаряжения, необходимым для рыцарской конницы, стала подкова. Упавшая лошадь с закованным в броню всадником уже не могла встать, и обездвиженный всадник становился лёгкой добычей врага. Подковы предотвратили скольжение и падение лошадей, укрепили копыта, чтобы они не расщеплялись от ударов и конь не выходил из строя.

Доспехи рыцарей IX-XI веков

С падением Римской империи исчезло античное вооружение. Поглотившие империю варвары презирали все виды доспехов, считая позором прятаться от ран. Франки при Хлодвиге вряд ли пользовались чем-то серьёзнее звериных шкур и щитов, но уже при Меровингах состоятельные воины носили кольчуги или чешуйчатые доспехи. В это время Византия, сохранившая свою мощь и богатство, содержала дорого экипированных воинов. Там в ходу были пластинчатые доспехи, кирасы, кольчуги, шлемы римского типа. Их переняли франки в эпоху Каролингов при создании конного войска. Особый вклад в развитие рыцарского доспеха внесли нормандцы. Взяв лучшее у разных народов, они создали новый тип доспеха.

Доспехи рыцарей каролингов
Доспехи рыцарей каролингов

Броня франков

Франкские конные воины эпохи Каролингов использовали римский тип доспехов - железный торакс, под который надевали плотную куртку зому с разрезными рукавами и подолом, защищающими плечи и бёдра. Франки использовали и лорику чешуйчатой брони, а также короткие кольчуги, поверх которых могли надевать ламеллярную лорику. Ноги и руки были не защищены. В X в., уже при Капетингах, доспехи франков удлинились до середины бедра, у них появились капюшоны и пристёгивающиеся «бороды», плечи и грудь могла защищать пелерина.

А лат и не было...

В представлении большинства рыцарь - это воин, облачённый в латы. Но латы появились только на закате рыцарской эпохи. Большую часть своей истории рыцари проходили в менее эффектных кольчужных доспехах. А на заре рыцарства, т. е. в IX-XI вв., и кольчуга была редкостью а доспехи были стёгаными или кожаными и лишь усиленными металлом.

Даже качественный доспех не выдерживал сильного удара мечом или копьём, близко пущенная стрела его пронзала. Но от скользящих ударов меча, от неудачных или несильных уколов копья, от стрел на излёте доспех защищал и часто сохранял жизнь воину.

Доспехи рыцарей XII-XIII веков

В XII в. сетчатую и пластинчатую броню и шинные доспехи у рыцарей вытеснила более лёгкая и эластичная кольчуга. Кольчужный доспех не стеснял движений и был удобен в бою. С распространением арбалета, увеличившего убойную силу стрелы, кольчуга перестала эффективно защищать от стрел. В уязвимых местах её стали дополнять пластинами цельного металла, что стало первым шагом к появлению латного доспеха.

Хауберт

Хауберт

К концу XI в. кольчужный доспех приобрёл форму хауберта - длинной, до колен, кольчужной рубахи с капюшоном. Капюшон защищал лоб и низ лица до рта и плотно крепился на голове продетыми через кольца шнурками. Для удобства посадки на лошадь в подоле хауберта, спереди и сзади, делали разрезы. Длинные рукава хауберта заканчивались кольчужными рукавицами. Ноги защищали кольчужные чулки - шоссы с кожаными подошвами. Шоссы крепились к поясу ремнями. Облегчённый ножной доспех представлял собой полосы кольчужного плетения, закрывавшие ноги только спереди.

Сюрко

В начале XII в. распространился новый тип верхней одежды - сюрко. Рыцари стали надевать сюрко поверх хауберта, перехватывая его поддерживавшим тяжёлую кольчугу поясом с перевязью меча и сделав разрезы для удобства верховой езды. Сюрко предохраняло дорогую кольчугу от влаги и пыли и не давало металлу раскаляться на солнце, что было особенно важно для крестоносцев, воевавших в жаркой Палестине. Сюрко носили и из соображений приличия, скрывая очертания тела, которые выявлял облегающий хауберт. Поначалу однотонное, чаще белое (у крестоносцев на юге), сюрко стало удобным местом для размещения рыцарской символики и служило опознавательным знаком в бою.

Униформа рыцарей

Дорогостоящий кольчужный хауберт, весивший 13-14 кг, стал «униформой» рыцарей. Ряд указов XII в. в разных странах запрещал ношение хауберта тем, кто не прошёл рыцарского посвящения. Так, французский автор Жан сир де Жуанвиль в мемуарах жаловался, что не мог участвовать в битве в 1242 г., не имея доспеха - хауберта, ибо в рыцари был посвящён лишь три года спустя.

Эволюция доспеха

В начале XIV в. поверх укороченного хауберта надевали дополнительную защиту – бригантину. Во Франции бригантина оставалась популярна до конца XV в., а в Италии её уже в середине XIV в. сменил цельнокованый напоминающий бочку нагрудникпластрон. К концу XIV в. пластрон дополнился набрюшником, наспинником, латной юбочкой и составил основу доспеха – кирасу. Комплект кирасы, шлема и уже повсеместно распространённой латной защиты рук и ног представлял собой полный латный доспех. В XV в. латы совершенствовались, приобретали национальные особенности, испытывали капризы моды – так возникло множество разновидностей латных доспехов.

Защита рук
Защита рук. Некоторые детали хауберта превратились в самостоятельные предметы защиты. Так, в начале XIV в. вместо кольчужных рукавиц, которыми заканчивались рукава хауберта, появились отдельно надевающиеся перчатки, усиленные металлическими щитками или кольчужными вставками. 1. Кольчужная перчатка. Италия. Конец XV в. 2. Латная перчатка. XIV в. 3. Перчатка миланского доспеха. 1380 г.
Латная защита ноги. Франция. 1380 г.
Латная защита ноги. Франция. 1380 г.
Защита торса. Бригантина с креплением пластин изнутри кожаной основы. Испания. 1480 г.
Защита торса. Бригантина с креплением пластин изнутри кожаной основы. Испания. 1480 г.

Белый доспех

Первые полные латные комплекты, заменившие бригантину, появились в конце XIV – начале XV в. Первые латы не красили, не воронили, на них обычно не надевали сюрко, оставляя открытыми сверкающие пластины металла, и поэтому их стали называть белым доспехом. Менее гибкий, чем бригантина, белый доспех был намного прочнее и, несмотря на дороговизну, пользовался большим спросом.

Полный белый доспех. Италия. 1410 г.
Полный белый доспех. Италия. 1410 г.

Доспехи XV века

Латные доспехи не были исключительно рыцарским снаряжением.

Доспех кастенбруст. Фрагмент росписи алтаря церкви Св. Леонарда в Базеле. 1435 г.
Доспех кастенбруст. Фрагмент росписи алтаря церкви Св. Леонарда в Базеле. 1435 г.
Миланский доспех. Италия. Первая четверть XV в. Доспех сделан для человека ростом 2 м 10 см.
Миланский доспех. Италия. Первая четверть XV в. Доспех сделан для человека ростом 2 м 10 см.

Доспех мог приобрести любой, у кого были на это средства: оруженосец, сержант, королевский офицер, богатый наёмник, например итальянский кондотьер и др. Доспехи были трудоёмки в изготовлении, требовали много металла и стоили дорого. Центры производства доспехов были в Италии (Милан), Германии (Аугсбург, Нюрнберг, Брауншвейг) и Австрии (Инсбург). Оттуда купцы везли стандартные латные комплекты и их части в другие страны и продавали клиентам в Англии, Франции, Испании и т. д., подгоняя под размер или собирая доспех по деталям. Богачи заказывали знаменитым итальянским и германским оружейникам эксклюзивные доспехи. Два центра породили два пути развития белого доспеха: итальянский миланский доспех и германский кастенбруст, преобразовавшийся во второй половине XV в. в готический доспех.

Как носили доспех

Полный рыцарский доспех состоял из десятков элементов и весил 25–35 кг, но его вес, распределенный по всему телу, не мешал рыцарю свободно двигаться и даже самостоятельно садиться на коня. Доспех почти не пропускал воздух, в нём было жарко, и в бою воины иногда погибали не от ран, а от удушья.

Готический доспех
Готический доспех

Облачиться в латы без посторонней помощи было невозможно.  На ноги под доспех надевали чулки, кольчужные шоссы и башмаки, под кирасой носили акетон – укороченный вариант гамбезона. Акетон снабжали кольчужными вставками для защиты тела в местах неплотного соприкосновения латных элементов (под мышками, на обращённой к телу стороне руки, в области таза). Латные элементы удерживались на теле с помощью ремешков или пришнуровывались к акетону. Пояс для крепления оружия исчез, ремешки ножен мечей и кинжалов обычно прибивали заклёпкой прямо к нижней части кирасы.

Турнирные доспехи

В XIV в. стали появляться доспехи, предназначенные только для турниров, причём они были двух типов. Доспех XV в. для конной сшибки на копьях весил почти вдвое больше боевого доспеха, снабжался очень прочной кирасой с большими подмышечными бесагю и шлемом «жабья голова», прикреплённым к кирасе. Минимальная подвижность доспеха защищала всадника от переломов при ударе копья, особенно от переломов шеи. Удар копья обычно приходился по торсу и по голове, поэтому ноги в турнирном доспехе защищали только бёдерные щитки – тассеты. Доспех для пешего поединка отличался длинной латной юбкой для защиты низа живота и области таза. Многие части этого доспеха для большей подвижности делались ламелярными.

Турнирный доспех для пешего боя. Принадлежал камергеру герцога Бургундии Карла Смелого. Германия. Конец XV в.
Турнирный доспех для пешего боя. Принадлежал камергеру герцога Бургундии Карла Смелого. Германия. Конец XV в.

Шлем рыцаря

Шлем носили поверх капюшона хауберта. До середины XII в. рыцари всё ещё носили традиционные франкские конические шлемы. Но их всё чаще сменяли шлемы нового типа, защищающие не столько от стрел, сколько от ударов копья и меча. Шлем стал закрывать не только голову, но и лицо и, отчасти, шею.

Золотой шлем скифского царя. IV в. до н. э.
Золотой шлем скифского царя. IV в. до н. э. Древнейшие шлемы делались из золота или бронзы, потому что эти металлы стали использовать раньше, чем железо

Германские шлемы

Германцы, презиравшие доспехи, долго пренебрегали шлемами. Они собирали волосы на макушке в пучки, смягчающие удары в голову. Одними из первых среди германцев шлемы стали использовать готы. Их шлемы типа шпангенхельм полусферической или сфероконической форм собирались из многих сегментов на каркасе, часто дополнялись наносниками, наушами, затыльниками, украшались султанами из конских волос.

Франки при Каролингах вернулись к римской «моде»: «каролингский» шлем напоминал поздние римские каски - полусферический, с гребнем и небольшими полями, сходящимися впереди под углом, придававшим шлему дополнительную жёсткость. Франкские шлемы X в. уже не собирались на каркасе, а спаивались из двух или четырёх сегментов и усиливались обручами. Были и цельнокованые шлемы с небольшими полями. Вместо бармиц франки носили кольчужные капюшоны.

Мода викингов

Викинги, воюя с кельтами и германцами, распространили среди них скандинавские вендельские шлемы. Эти полусферические шпангенхельмы (каркасные шлемы), известные с VI в., состояли из многих сегментов, иногда тулья шлема выполнялась даже из переплетённых металлических полос. Вендельские шлемы дополнялись полумасками, личинами, бармицами или наушами и затыльниками, имели гребни, часто украшались фигуркой вепря (дикого кабана), на которого хотели походить бесстрашные воины севера. К этому типу шлемов относится знаменитый англосаксонский шлем из Саттон-Ху.

Шлемы XI века

Шпангенхельмы, сохранившиеся у северных викингов, у нормандцев вытеснили конические шлемы, спаянные из нескольких сегментов, по типу франкских, или цельнокованые. Их дополняли наносниками, красили для защиты от ржавчины и носили поверх капюшона. Из Византии пришли шлемы в форме фригийского колпака - шлем с наклонённой вперёд вершиной.

Шлем «фригийский колпак»
Шлем «фригийский колпак»
Цельнокованый шлем нормандского или франкского типа. XI в.
Цельнокованый шлем нормандского или франкского типа. XI в.

Новые формы

В XII в. всё ещё использовавшиеся конические шлемы считались устаревшими. Более «продвинутыми» моделями стали круглые и цилиндрические шлемы. Круглые рейнские шлемы, распространённые в середине XII в., были очень высокими. Шлем в виде простой полусферы назывался сервельером и служил рыцарям до конца XIV в. Его надевали как под кольчужный капюшон, так и поверх него. Иногда его дополнял наносник.

1. Рейнский шлем. 2. Крестоносцы в рейнских шлемах. Фрагмент рисунка на карте Иерусалима. Ок. 1170 г. 3. Рыцарь в сервельере под капюшоном. Фрагмент миниатюры из «Троицы Апокалипсиса». Англия. 1250–1260 гг. 4. Сервельер, поверх которого надевали капюшон
1. Рейнский шлем. 2. Крестоносцы в рейнских шлемах. Фрагмент рисунка на карте Иерусалима. Ок. 1170 г. 3. Рыцарь в сервельере под капюшоном. Фрагмент миниатюры из «Троицы Апокалипсиса». Англия. 1250–1260 гг. 4. Сервельер, поверх которого надевали капюшон

Спрятанные лица

Шлемы стали снабжать маской для защиты лица с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. С начала XIII в. появляются глубокие немецкие шлемы, закрывающие половину лица, уши и затылок до шеи. Низ лица защищал округлый щиток с отверстиями для дыхания. Для глаз делали две прорези-щели или единую длинную щель. Для усиления передней части шлема в узкой части между смотровых щелей накладывалась металлическая полоса, образуя ребро жёсткости.

Большой шлем

Следующим шагом в развитии шлема стал большой шлем - топфхельм, и с начала XIII в. такие шлемы становились всё популярнее. Топфхельм, напоминающий горшок, закрывал всю голову почти до плеч и был равной длины как со стороны лица, так и с затылка. Топфхельм делали из нескольких спаянных пластин, образующих цилиндр, иногда в верхней части конусовидный. Сверху этот цилиндр накрывала плоская или коническая «крышка», заходящая на него сверху и скрепляющая шлем, как обруч. Две или одна общая смотровые щели шлема часто укреплялись горизонтальной полоской металла. Вертикальная полоска по центру, служившая ребром жёсткости, образовывала с ней крест. Лицевые пластины шлема испещряли отверстия для дыхания. Для удобства передняя часть топфхельма часто открывалась, подобно дверце, и держалась с одной стороны на петлях, с другой - на застёжке.

Топфхельмы. XIII в.
Топфхельмы. XIII в.

К концу XIII в. появились топфхельмы без «крышки», с верхней частью, образующей вытянутую полусферу.

Как носили шлемы

Изнутри шлемы снабжались прокладками из плотной ткани, шерсти или вельвета. Шнуровкой в прокладке шлем подгоняли под размер головы и фиксировали его так, чтобы глаза оказывались на уровне прорезей. Шлем удерживался ремнём под подбородком.

Защита головы. Этапы облачения
Защита головы. Этапы облачения

Шлем носили поверх кольчужного капюшона. Под капюшон надевали стёганый подшлемник-чепец. Чепец часто дополнял объёмный валик, плотнее фиксирующий шлем на голове и смягчающий удар по шлему. Кольчужный капюшон, надетый поверх такого «формованного» подшлемника, точно повторял форму топфхельма. Иногда валик - бурелет - носили поверх топфхельма, и он смягчал удары меча. Жёсткий воротник из нескольких слоёв ткани предохранял шею от натираний кольчуги и шлема.

Украшения шлемов

Шлем с гребнем
Шлем с гребнем

Шлемы красили для защиты от ржавчины и для красоты. С распространением рыцарской символики шлемы стали расписывать геральдическими знаками. Представители титулованной знати украшали свои шлемы коронами. К концу XII в. на шлемах стали помещать различные фигуры (гребни, звёзды, руки и т. д.), обычно отличающие военачальников на поле боя. Крестоносцы, спасаясь от перегрева под южным солнцем, покрывали шлемы вуалями - намётами. Эту моду у них переняли участники турниров, украсившие шлемы цветными кусками шёлка.

Украшения мешали в бою, но на турнире привлекали внимание дам и знатных особ, поэтому к концу XIII в. турнирные шлемы получили более пышное убранство, например, в виде перьев экзотических птиц. К «крышкам» шлемов также пришнуровывались нашлемники (клейноды) - ярко раскрашенные деревянные фигуры, повторяющие изображения на гербах: рога, крылья, драконы, львы, орлы, прекрасные девы, символизирующие возлюбленных рыцаря или саму Богоматерь.

Шлемы рыцарей XIV–XV веков

С 1330-х гг. под большие шлемы топфхельмы в качестве подшлемника надевали полусферическую каску – бацинет. Хауберт к тому времени лишился капюшона, и к бацинету крепилась кольчужная бармица для защиты шеи. Бацинет дополнялся откидными наносником или забралом и мог использоваться без топфхельма. Итальянцы часто комплектовали бацинетами миланские доспехи. Они же придумали барбют – глубокий, опирающийся на плечи шлем, нащёчники которого закрывали часть лица. Непременной принадлежностью готического доспеха стал салад – германское изобретение конца XIV в., глубокая каска с прорезью для глаз и длинным назатыльником. Во все времена была популярна каска с полями – шапель – шлем пехотинца. Шапель защищал хуже закрытых шлемов, но его носили и знатные воины, жертвуя безопасностью ради воздуха и хорошего обзора. В конце XV в. стали появляться шлемы армэ, точно повторяющие форму головы и шеи. Для турниров до конца XIV в. использовали топфхельмы, а к XV в. они преобразились в шлемы «жабья голова» с мощной защитой лица и шеи. Боевые кони в XV в. тоже получили латное снаряжение. Латы коня часто делались в том же стиле, что и латы его хозяина, и составляли гарнитур – полный конный доспех.

Бацинеты
Бацинеты
Салады
Салады
Ранние армэ или бикокеты
Ранние армэ или бикокеты

Щит

Первые щиты были лёгкими, сплетёнными из прутьев и обтянутыми кожей. Они защищали от стрел, но удары меча ими нельзя было отражать. Круглые щиты из дерева 40-70 см диаметром, укреплённые металлом, служили и для защиты, и для отражения ударов. Тяжёлые щиты (до 10 кг), как, например, у римских легионеров, были не только защитой, но и наступательным оружием - ударом такого щита воин сбивал с ног врага. Большие щиты-прикрытия разных форм укрывали от стрел, орудовать такими щитами было неудобно, за ним просто прятались.

Щит-капля

Щит-капля
Щит-капля

Щит-капля, когда его носили на ремне через плечо, защищал всадника сбоку, освобождая ему руки для управления конём и действия оружием. Щит-капля не был тяжёл - его делали из дерева, обтягивали кожей и раскрашивали в разные цвета, часто изображая драконов и львов. Щит имел умбон, иногда укреплялся ободом и перекрещенными полосами железа. Форма щита повторяла форму тела - широкую в груди и сужающуюся к ногам, и щит защищал от стрел в первую очередь корпус воина. Форма капли были выбрана ещё и потому, что по площади такой щит был меньше, чем овальный или прямоугольный той же высоты, а значит, был легче, что было важно в бою.

Большой каплевидный щит до конца XIII в. использовали на Востоке, защищаясь от стрел арабских и византийских лучников. На Западе в рыцарских поединках стал удобнее укороченный щит.

Укороченный щит

Щит

В середине XIII в. на смену большому щиту-капле пришли укороченные и более прочные щиты, которыми отводили удары копья и меча в рыцарских поединках. Обычной формой щита XIII в. был равнобедренный треугольник с закруглёнными «бёдрами», но встречались и другие формы. На щите изображали герб владельца. По щиту, главным образом, и опознавали рыцаря в бою.

Щиты рыцарей XIV–XV веков

В XV в. распространился щит тарч – прямоугольный или трапециевидный (30 х 40 см). Тарчи использовали чаще в поединках, чем в бою, в них делали выемки – упоры для копья. Арбалетчиков укрывали от стрел поставленные на землю большие щиты (150 х 60 см) – павезы, они служили и упором для арбалета. Рыцари пользовались фехтовальными павезами (60 х 40 см). Щиты делали из досок, их изгибали путём вываривания, затем обтягивали тканью или кожей, раскрашивали, а часто наносили рельефные изображения составом, напоминающим папье-маше. Круглые щиты-рондаши (диам. ок. 60 см) обивали металлом и украшали чеканкой. Маленькие (диам. ок. 30 см) круглые «кулачные» щиты – баклеры служили для отведения удара меча в пешем бою. Богато оформляли парадные щиты, сделанные не для войны, а для военных смотров.

Щит-тарч с мальтийским гербом. Германия. Конец XV в.
Щит-тарч с мальтийским гербом. Германия. Конец XV в.
Фехтовальная павеза. Австрия. 1490 г.
Фехтовальная павеза. Австрия. 1490 г.
Щит-рондаш. Венеция. 1480–1490 гг.
Щит-рондаш. Венеция. 1480–1490 гг.

Вооружение воина и рыцаря

С крахом Римской империи прекратилось массовое «серийное» производство относительно дешёвого оружия для огромной римской армии, и Европа вернулась к кустарному производству оружия. Но вместе с тем повысились и требования к оружию, оно стало качественнее, сложнее в производстве, дороже и превратилось в предмет роскоши. Рыцари пользовались разными видами оружия: на расстоянии они метали дротики и топоры, вблизи поражали врага булавами и ножами. Но два вида оружия были непременной принадлежностью рыцаря - меч и копьё.

Спата

Кельты - лидеры по обработке металла в Европе - первыми стали ковать оружие не из железа, а из более прочной закалённой стали. Кельтские спаты - рубящие мечи без острия, ценились очень высоко. С развитием конницы спата стала длиннее, чтоб всадник мог поражать врагов с высоты коня. Конник наносил рубящие удары сверху вниз, и ему нужен был меч, заточенный по всей длине. Но иногда всаднику приходилось поражать другого всадника, и тогда удар мог быть и горизонтальным - возникла необходимость дополнить спату остриём. В римской и галльской коннице в I в. до и. э. появился рубяще-колющий меч - римская спата. Спату оценили германцы - франки не расставались с ней до VIII в.

Мечи первых рыцарей

Мечи первых рыцарей

Усовершенствованной спатой можно считать меровингский меч (с V в.) - он ковался из разных сортов стали, был качественнее, чуть шире и длиннее спаты. Скандинавские мечи (VIII—X вв.) были похожи на спату, но чуть шире. Они часто не имели острия - доспехи того времени были некрепки, их легко прорубал вертикальный удар лезвием, и особой надобности в колющем ударе не было. С усовершенствованием доспехов возникла надобность в острие, протыкающем металл. Поэтому меровингские и скандинавские мечи стал вытеснять новый каролингский меч (с IX в.), сильнее суженный к острию, для облегчения колющего удара, причём со временем это сужение стало резче.

Копьё – лидер продаж

Копьё

Копьё, самый дешёвый и доступный вид оружия, применялось как в пехоте, так и в коннице. Трудно понять, как до распространения стремян всадник, нанося удары тяжёлым копьём, не вылетал из седла. Удар копья всадника с движения был очень силён – копьё глубоко входило в тело жертвы, и его было сложно извлечь. Для ограничения глубины проникновения стали применять стопор. Стопором часто служил пучок конских волос, прикреплённый у муфты наконечника. Позднее стопор стал частью самого наконечника – короткой металлической крестовиной. С появлением стремени, удерживающего всадника в седле, копьё наряду с мечом стало самым популярным оружием конного воина. Рыцарское копьё X–XI вв. было длиной 2,5 м, со стальным наконечником на деревянном древке.

Боевые копья не менялись вплоть до XIV в. Для турниров стали использовать особые турнирные копья. Их наконечники были тупыми, часто раздвоенными, рассеивавшими силу удара. Такое копьё предназначалось не для убийства, им лишь выбивали противника из седла. К древку копья у наконечника часто привешивали треугольный флажок - вымпел с геральдическими знаками его владельца. В бою копья часто ломались, и обломок с остриём мог остаться в теле жертвы и потеряться в пылу сражения. После битвы, когда победители делили трофеи убитых, по обломку копья с вымпелом определяли, кто убил того или иного рыцаря и имеет права на его доспехи и оружие.

Наконечник турнирного копья. XIII–XIV вв.
Наконечник турнирного копья. XIII–XIV вв.

Скрамасакс

Излюбленным оружием всех германцев с VI в. был пришедший с востока, от готов, наследников восточных кузнецов, короткий (50 см), заточенный с одной стороны клинок – скрамасакс. Скрамасакс – это не меч, он более походил на массивный нож, но это было очень эффективное оружие, и им охотно пользовались рыцари раннего Средневековья.

Германский скрамасакс VI–VIII вв. и его реконструкция
Германский скрамасакс VI–VIII вв. и его реконструкция

Вспомогательное оружие

Традиционным франкским оружием был ангон - короткое копьё для метания, дротик с похожим на гарпун наконечником - «когтем». Метательный топор, названный в честь франков франциской, был популярен у всех германцев. Ангон и франциска - оружие пехоты, но их использовали и рыцари. Франциску сменил боевой топор, пришедший от викингов, где он пользовался особым почётом. Наследницей самого древнего оружия, дубины, стала булава. Удар булавой по голове оглушал даже воина в шлеме, удар по корпусу или конечностям ломал рёбра, руки, ноги. Булавой сражались и на дистанции, метая её в голову врага. Летящие булавы вышиты на ковре из Байё. Непременной принадлежностью воина был нож - сакс. Использовавшийся для бытовых целей, нож был незаменим в ближнем бою, когда неудобно было размахнуться мечом. Зачастую нож оставался последним оружием воина, лишившегося в бою меча и копья.

Использование разных видов рыцарского оружия. Фрагмент ковра из Байё
Использование разных видов рыцарского оружия. Фрагмент ковра из Байё

Презренный лук

Трудно объяснить, почему, столь удобное и эффективное оружие, как лук, не нашло места в рыцарском вооружении и осталось презренным оружием пехоты. Вестготы, бургунды и другие «степные» германцы были отличными лучниками, хотя франки предпочитали метать ангон или Франциску. Не слишком жаловали лук и викинги, а у нормандцев Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе было много лучников, которые во многом и обеспечили ему победу. Нормандские лучники были пешими, на огромном ковре из Байё изображён лишь один конный лучник.

Арбалет против кольчуги

Арбалет - механический лук, его тетиву натягивают с помощью рычага, закрепляют на спусковом крюке и отпускают в момент выстрела. Механика позволяет сильнее натянуть тетиву и придать большее ускорение стреле, увеличив убойную силу по сравнению с обычным луком.

Арбалет изобрели ещё древние греки в V в. до н. э., им пользовались римляне и византийцы в раннем Средневековье. С развитием конницы арбалет стал не нужен, он был слишком громоздок для всадника - лук оказался практичнее. Но когда доспехи упрочнились настолько, что стрелы перестали их пробивать, в поисках способа усилить убойную силу стрелы вспомнили об арбалете. В конце XII в. в войсках появилась новая специализация пеших воинов - арбалетчики. Арбалетная стрела, которая называлась болт, пробивала даже закалённую кольчугу, и рыцарям пришлось искать новые средства защиты.

Клинки

Форма клинков мечей в XII-XIII вв. стала более разнообразной, и каждый рыцарь подбирал для себя наиболее подходящую. Клинки мечей, предназначенных для рубящих ударов, были недлинными, слабо сужались и заканчивались закруглённым остриём и могли быть обычными (ок. 6 см) или широкими (ок. 10 см). Широкие и резко сужающиеся клинки с узким остриём длиной от 80 до 94-102 см протыкали появившиеся на кольчугах латные пластины. С середины XIII в. распространились большие полутораручные мечи с длинными рукоятями, позволяющими для усиления удара брать меч двумя руками. В XIII в. появилось новое рубящее оружие - фальшион - короткий кривой клинок, заточенный только с одной стороны и сильно расширявшийся к концу. Кинжал, похожий на маленький меч, с обоюдоострым, часто резко сужающимся клинком, стал незаменим для прокалывания доспехов в ближнем бою.

Фальшион. Фландрия. XIV в.
Фальшион. Фландрия. XIV в.

Меч, ножны, перевязь

Гирди меча оставалась простой, головки обычно были дискообразными. Рукоять делали из двух досочек с вырезами внутри для плотного прилегания к хвостовику клинка. Её обматывали кожей, для красоты вставляя в обмотку шнур с золотой или серебряной проволокой. Ножны делали из деревянных дощечек, обматывали кожей, укрепляли оковкой из металла и на ремешках подвешивали на соединённую с поясом перевязь.

Пояс с перевязью меча. XII в.
Пояс с перевязью меча. XII в.

Другое древковое оружие

Рубящий удар на большом расстоянии можно было нанести глефой - большим широким ножом, укреплённым на длинном древке. Обычная булава исчезла из арсенала рыцаря с появлением прочных, выдерживавших её удар лат. Появилось новое оружие пернач, яблоко которого усилилось металлическими пластинами, дробящими латы. И кольчугу, и латы пронзал удар клевца - металлического «клюва», появившегося на боевом топоре. Сильный дробящий удар создавал кистень - утыканная остриями гиря, подвешенная к древку на цепи.

Боевой топор с клевцом и кистень
Боевой топор с клевцом и кистень
Глефа и пернач
Глефа и пернач

Оружие рыцарей XIV–XV веков

В XIV–XV вв. «новорождённое» огнестрельное оружие ещё не вошло в состав рыцарского снаряжения, главным оружием рыцаря оставались меч и копьё. Успехи в области обработки металла и масштабные войны как «двигатель прогресса» совершили переворот в защитном вооружении: на смену кольчуге пришли латы. Полный латный комплект – белый доспех – появился в начале XV в. Настало время рыцарей в сверкающих латах.

В XIV в. меч не претерпел значительных изменений, его гарда оставалась прямой, крестообразной и в походных условиях заменяла рыцарю распятие. Во второй половине XIV в. возникли длинные двуручные мечи для нанесения двумя руками более мощных ударов, пробивающих появившиеся тогда прочные латные доспехи. В конце XV в. к гарде меча стали приделывать металлические скобы и петли для защиты пальцев от ударов меча противника. Защитным диском – ванплатом – снабдилось и копьё. Непременным атрибутом рыцаря стал кинжал. Рыцари продолжали пользоваться боевыми топорами, палицами, а в пешем бою – секирами, глефами, алебардами и прочим оружием пехоты. Рыцарские щиты, меняя форму, к XV в. почти вышли из употребления – их защитные функции перешли к латному доспеху. Герб со щита перекочевал на вымпел копья.

Меч. Италия. Вторая половина XV в.
Меч. Италия. Вторая половина XV в.
Двуручный меч
Двуручный меч

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей - передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня
Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.
Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.



Поделиться ссылкой