Комедия

Сцена из комедии Менандра
Сцена из комедии Менандра

В переводе с греческого «праздник в честь Диониса», «песня», «веселая процессия». Один из двух основных драматургических жанров, отражающий смешное и «низкое», смешная пьеса. Представление в античном театре, развившееся из песен, исполнявшихся на карнавальных шествиях на празднествах в честь бога Диониса.

Греческий философ Аристотель считал, что разница между трагедией и комедией состоит в том, что одна «стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние». Комедия показывает людей дурных, хотя «и не во всей их порочности»: смешны только те людские ошибки и пороки, которые в конечном счете не причиняют окружающим большого вреда. В классической греческой комедии носителем основной поучительной идеи комедии был хор, облачавшийся в костюмы то птиц, то зверей, то облаков.

Комедия начиналась с пролога, представлявшего в виде диалога завязку всей пьесы. Далее выступал хор, состоявший из 24 человек: он всячески помогал главному герою, либо, наоборот, мешал ему, либо разделялся в симпатиях и антипатиях к нему. Следующая сцена комедии – агон, спор двух противников при участии хора. Первая половина комедии заканчивалась победой одного из спорящих. Вторая часть пьесы представляла собой вереницу балаганных сценок, связанных между собой только личностью главного героя: либо он разоблачал и прогонял всякого рода проходимцев, желавших воспользоваться уже завоеванной победой, либо, реже, с каждым новым эпизодом приближался к своему поражению, и тогда одержанная победа оказывалась призрачной, мнимой. Завершалась комедия песнью хора, покидавшего орхестру. Между агоном и эпизодами второй половины комедии могло вставляться лирическое отступление, в котором автор устами хора рассказывал о самом себе, обращался к зрителям с политическими советами, злободневными нападками.

Лучшим греческим комедиографом современники признавали афинянина Аристофана, также сохранились имена авторов комедий Магнета, Кратина, Евполида. В IV–III веках сочинением комедий прославился Менандр – автор более 100 пьес, в которых не было партии хора, песен и танцев, как в древних комедиях, не обсуждались злободневные проблемы полиса. Лучшие римские комедиографы Плавт и Теренций пользовались многими сюжетами Менандра.




Поделиться ссылкой