Марк Аврелий Антонин (121–180 гг. н.э.)

Марк Аврелий Антонин
Марк Аврелий Антонин. Бюст из мюнхенской Глиптотеки

Римский император с 161 г., из династии Антонинов. Отец Марка Аврелия принадлежал к сенаторской семье, происходящей из небольшого городка на юге Испании. По некоторым не вполне надежным источникам, своим происхождением Марк Аврелий связан с Помпеем Великим и Гаем Юлием Цезарем. Рано потеряв отца, он был усыновлен одним из родственников императора Адриана и приближен ко двору. После смерти приемного отца в 138 г. был усыновлен императором Антонием Пием. К этому времени, несмотря на молодость, уже принимал участие в политической и административной деятельности и достиг важных должностей.

С 149 года – соправитель Антонина Пия, с 161 по 169 г. – император совместно с другим приемным сыном Антония Пия Луцием Вером. Со 169 по 180 гг. – единоличный император. Римляне называли Марка Антония последним из пяти «добрых императоров», его правление завершило «золотой век Империи».

В период правления Марка Антония начались ожесточенные войны в приграничных районах Империи и восстания во внутренних районах. После войны с парфянами (162 – 166 гг.) в стране распространилась эпидемия чумы, одной из жертв которой стал сам Марк Аврелий. Во внутренней политике Марк Аврелий придерживался политики своего предшественника Антонина Пия – проявлял уважение к сенату и отдельным сенаторам. Одновременно он укреплял имперские учреждения. Начал размещать на границах Империи колонистов из числа пленных варваров, которые обязывались поставлять вспомогательные войска. Это укрепило границы Империи, но одновременно стало началом постепенной варваризации армии. Получив прекрасное образование, Марк Аврелий начал заниматьтся философией. На его взгляды особое влияние оказали философы стоики, прежде всего Эпиктет.

Главное произведение Марка Антония – «Записки к самому себе» (иначе – «Рассуждения о самом себе», «Наедине с собой») – было написано на греческом языке во время войны на Дунае и обнаружено после смерти императора. В нём Марк Аврелий развивал мысли о том, что человек должен любить других людей, заниматься самосовершенствованием, исполнять свой долг, что счастье заключается в познании мира. Конная статуя Марка Аврелия – единственная сохранившаяся в Риме статуя императора – уцелела потому, что христиане ошибочно считали ее статуей Константина I.




Поделиться ссылкой