Кризис Церкви

Ясным солнечным утром 7 сентября 1303 г. в городок Аланью (ныне Ананья) недалеко от Рима вступил отряд латников. Над ним развевалось знамя с гербом Франции — тремя королевскими лилиями. Во главе отряда ехал канцлер и хранитель печати Французского королевства, приближённый Филиппа IV Красивого Гийом Ногаре де Сен-Феликс (1260— 1314), а с ним знатный римлянин Чьяра Колонна (умер в 1329 г.). Население городка приветствовало отряд и проводило его к небольшому летнему дворцу, в котором находился Бонифаций VIII (Бенедетто Гаэтани, около 1235 — 1303; Папа с 1294 г.), бежавший из Рима, когда туда дошли слухи о приближении французского войска. Дворец оказался пуст. Все приближённые и слуги Папы разбежались. Только сам первосвященник, глубокий старик (ему было почти 70), сидел в зале в полном папском облачении. Руководители отряда приблизились к нему. Оба имели основание ненавидеть папство и лично Бонифация. Ногаре был сыном еретиков-катаров, казнённых по приговору созданной папами инквизиции. Для Чьяры Колонны Бонифаций был не столько главой Церкви, сколько римским князем из рода Гаэтани. А значит, наследственным врагом рода Колонна, — врагом, от гнева которого Чьяра прятался несколько лет.

Папа Бонифаций VIII жестоко оскорблён посланниками Филиппа Красивого. Средневековая миниатюра
Папа Бонифаций VIII жестоко оскорблён посланниками Филиппа Красивого. Средневековая миниатюра

Посланцы короля Франции потребовали от Папы отречения от сана. Тот отвечал: «Вот моя шея, рубите мне голову, но я умру Папой». Тогда Чьяра Колонна ударил по лицу наместника Христа рукой, одетой в железную латную рукавицу (впоследствии он, правда, отрицал это). Папу арестовали. Слухи о его избиении поползли по городу, и переменчивая толпа уже сожалела о несчастном старике. Горожане изгнали французов и освободили первосвященника. Но разум последнего не выдержал потрясений. Бонифаций сошёл с ума и умер несколько недель спустя.

Авиньонское пленение пап

Что случилось в христианском мире, если подобное стало возможным? А произошло то же, что и в иных сферах жизни осени Средневековья. Национальные тенденции, воплощённые в государстве и государях, столкнулись с тенденциями универсалистскими, воплощёнными во вселенской Католической церкви и папстве. Начиная с XI в. папский  авторитет неуклонно возрастал, борьба императоров и пап закончилась победой последних. Клир добился особого положения в обществе, оказавшись вне юрисдикции государства. Во Франции король Людовик Святой решительно отвергал вмешательство Рима в дела французского государства и французской Церкви. Однако глубокое личное благочестие Людовика не дало противоречиям перерасти в конфликт.

Бонифаций VIII
Бонифаций VIII

В правление Филиппа IV, этого удивительно бесстрастного, холодного, умного и твёрдого, прямо-таки одержимого идеей государственной мощи человека, всё переменилось. В 1296 г. Бонифаций VIII издал буллу. Она запрещала духовенству платить налоги светским властям, а тем — требовать таковые без специального разрешения папской курии. Но Филипп IV нуждался в деньгах для осуществления своих завоевательных планов. Он считал, что все сословия, в том числе и духовное, должны помогать своей стране (а значит, и королю), и посему отреагировал резко. Филипп запретил вывоз из страны золота и серебра и тем самым лишил курию поступлений из Франции. Бонифаций пошёл на попятный, но мир продолжался недолго.

С целью разрешения конфликта Папа направил на переговоры с Филиппом Красивым Бернара Сессе (умер в 1314 г.), епископа города Памье в Южной Франции. Вспыльчивый по натуре Бернар, как многие южане, недолюбливал северян. Он так дерзко говорил с королём, что был арестован. Следственная комиссия выяснила, что у себя на родине епископ в проповедях употреблял неподобающие выражения в адрес короля. Филипп повелел судить Бернара по обвинению в оскорблении величества и государственной измене. От Бонифация король потребовал лишить осуждённого епископского сана. Но Папа заявил об особых привилегиях Церкви и неподсудности епископов мирской юстиции. Он обвинил короля в посягательстве на духовную власть, призвал его самого к суду и издал новую буллу, в которой подчёркивал верховенство папской власти над любой светской, в том числе королевской.

Филипп Красивый решил опереться на французскую нацию. В 1302 г. были созваны первые в истории Франции Генеральные штаты. Там дворянство и третье сословие безоговорочно, а духовенство с определёнными оговорками поддержали короля. Папа ответил буллой «Unam Sanctam» (т. е. «Единая Святая» — папские буллы именовались по первым словам). В ней он объявил, что полное подчинение Папе во всех делах, как духовных, так и светских, есть условие спасения души. В 1303 г. Бонифаций отлучил Филиппа от Церкви и освободил его подданных от присяги. Тогда король созвал собрание высшего дворянства и духовенства, на котором устами канцлера Ногаре обвинил Папу в ереси и всевозможных злодействах. Именно на этом собрании было принято решение об отправке военного отряда в Италию.

Папский дворец в Авиньоне
Папский дворец в Авиньоне

После смерти Бонифация и его недолговечного преемника Бенедикта XI (Николо Боккасини, 1240— 1304; Папа с 1303 г.), после продолжавшейся несколько месяцев избирательной борьбы на папский престол в 1305 г. был избран француз Бертран де Го (?—1314). Он принял имя Климент V. Этот Папа был во всём покорён Филиппу, полностью оправдал его в конфликте с Бонифацием, снял с него отлучение. Тем не менее, он отказался выполнить требование французского короля — осудить покойного Папу за ересь и противоестественные пороки и посмертно казнить, т. е. вырыть труп и сжечь. В 1308 г. Климент V перенёс папскую резиденцию (фактически переезд состоялся в 1309 г.) из Рима в Авиньон, город в Южной Франции. Авиньон находился на территории, подвластной Папе, но был окружён со всех сторон владениями французской короны. Началось так называемое Авиньонское пленение пап.

Процесс тамплиеров

Власть Филиппа Красивого над папством проявилась в процессе тамплиеров (иное их название, принятое в отечественной литературе, — «храмовники»). Этот духовно-рыцарский орден после гибели государства крестоносцев в Палестине перенёс свою резиденцию на Кипр. Фактически же руководство ордена пребывало в Париже. Орден обладал огромными богатствами и по статусу был совершенно независим от светских и даже духовных — кроме папской курии — властей. Филипп зарился на имущество ордена. Он не мог допустить существования в королевстве независимой от него мощной организации. Филипп предлагал планы объединения тамплиеров и другого духовно-рыцарского ордена — госпитальеров (иоаннитов). Король хотел поставить во главе объединённой организации одного из своих сыновей. Он даже вроде бы просился в орден храмовников (Филипп овдовел в 1304 г., так что формальных препятствий к принятию монашеского сана не было), надеясь возглавить его. Орденское руководство отвергло и планы, и просьбу короля. Последняя была неисполнима, ибо по уставу ордена в него не допускались земные владыки.

Тогда наступила «чёрная пятница». 13 октября 1307 г., в пятницу, по приказу короля были арестованы все тамплиеры на территории Франции. Их обвинили в ереси, противоестественных пороках, стяжательстве и союзе с мусульманами. Показания добывались с помощью пыток. Характерно, что свидетельства, полученные одним и тем же следователем от разных и незнакомых друг с другом лиц, совпадали, иногда дословно. Наоборот, если показания у двух братьев-тамплиеров, живших в одной обители, снимали разные инквизиторы, то они могли совершенно отличаться друг от друга. Вывод историков — свидетельства вложены в уста храмовников следователями при допросе с пристрастием.

Тамплиеров ведут в тюрьму. Средневековый рисунок
Тамплиеров ведут в тюрьму. Средневековый рисунок

В 1308 г. Филипп Красивый снова обратился к нации за помощью против вненациональной силы и получил её: Генеральные штаты одобрили действия короля. По Франции прокатилась волна процессов. Папа Климент V пытался робко протестовать. Но, в конце концов, он утвердил все обвинения против тамплиеров и в 1311 г. упразднил орден.

В марте 1314 г. завершился процесс Великого магистра ордена Жака де Моле (около 1243—1314) и его ближайшего окружения. Высших руководителей ордена осудили на пожизненное заключение. Моле и один из его соратников отвергли все обвинения, поскольку доказательства были добыты пытками, и заявили о своей невиновности. За это их объявили нераскаявшимися еретиками, приговорили к смерти и сожгли 18 марта 1314 г.

Перед казнью Жак де Моле проклял Климента V, канцлера Ногаре, руководившего процессом, и Филиппа Красивого, призвав их в течение года на суд Божий. Папа умер через две недели, канцлер — через три месяца, король — через полгода. Молва приписывала их смерть то ли проклятию, то ли отравлению тайными тамплиерами, мстившими за своих собратьев.

Казнь тамплиеров. Миниатюра
Казнь тамплиеров. Миниатюра

Великая схизма и многопапство

Перенесение папского престола из Рима в Авиньон превратило наместников Христа во французских придворных епископов. Это вызывало недовольство у всех противников французской короны. Среди них оказались и Англия, и итальянцы, считавшие свой, италийский Рим центром мира. Недовольные нашлись и в империи. По мнению христианского мира, Папе всё же следовало пребывать в центре некогда великой империи. Всё это подрывало папский авторитет.

Пока Франция оставалась сильной, на такие голоса можно было не обращать внимания. Однако упадок её во время Столетней войны привёл ко всё более громким требованиям вернуть престол первосвященника в Рим.

Монах раскрашивает статуэтку Девы Марии. XIII в.
Монах раскрашивает статуэтку Девы Марии. XIII в.

В 1367 г. Папа Урбан V (Гийом Гримо де Бове, 1309— 1 370; Папа с 1362 г.), вопреки требованиям короля Франции Карла V, переехал в Рим. Но оттуда он, не справившись с местными баронами, вернулся в Авиньон. Его преемник Григорий XI (Пьер Роже де Бофор, около 1329—1378; Папа с 1371 г.) в 1376 г. тоже перенёс престол в Рим. После его смерти часть кардиналов избрала в Риме нового Папу. Им стал архиепископ южно-итальянского города Бари Бартоломео Приньяно (1316—1389), принявший имя Урбан VI. Сторонникам Франции стало ясно, что он никогда не вернётся в Авиньон. Потому туда вернулись французские кардиналы и избрали там Папой кардинала Роберта, графа Женевского (1342— 1394), который назвал себя Климентом VII.

К ужасу всего христианского мира, во главе его оказалось сразу двое пап. Началась Великая схизма (от греч. «схизма» — «трещина», «раскол»). Антипапы появлялись и раньше. Но это были, как правило, сторонники императоров, и их влияние не выходило за пределы императорского двора. К тому же всё это происходило до того, как папство смогло в XII— XIII вв. вознести свой авторитет почти на недосягаемую высоту.

Раскол не был религиозным. Оба папы являлись правоверными католиками. Ни один из них не нарушал вероучения. В основе конфликта лежали политические интересы. Большая часть Италии, Англия, часть империи, в том числе императоры, Нидерланды и ряд других стран, в основном врагов Франции, встали на сторону Папы Римского. Франция, вечный враг Англии — Шотландия, союзник Франции — Неаполитанское королевство, ряд германских государств, враждовавших с императором, выступили на стороне авиньонского первосвященника.

Джованни Джироламо Муциано. Папа Григорий XII. XVI в.
Джованни Джироламо Муциано. Папа Григорий XII. XVI в.

Оба папы отлучали от Церкви друг друга и сторонников противной стороны. На епископские престолы, а то и на места приходских священников нередко претендовало по два кандидата. Не слишком разбиравшиеся в политических тонкостях миряне были в шоке. Поскольку вероисповедных различий между папами не существовало, никто не знал точно, какой Папа истинный. Следовательно, не было ясно, не находятся ли прихожане под отлучением, канонически ли поставлены их епископы и священники и, таким образом, действительны ли их таинства, крещены ли дети, отпущены ли грехи и т. п. В период Великой схизмы распространялись убеждения, что никто в это время не попадёт в рай.

Споры о церковной власти и собственности

Слабость Церкви, её раскол привели к оживлению антицерковных (но никак не антирелигиозных) настроений. Причём этот процесс затронул как интеллектуальную элиту, так и народные массы. Идеи «бедной Церкви», «апостольской нищеты» распространялись ещё в XII—XIII вв. и среди еретиков, и в ряде церковных организаций, в частности в ордене францисканцев. Именно францисканцы, бродячие проповедники, близкие к народным низам и одновременно игравшие значительную роль в университетах, встали в оппозицию к ослабевшему папству.

Вопрос о власти Церкви пересекался с вопросом о церковной собственности. Радикальные богословы из францисканского лагеря настаивали на том, что раз Царство Божье не от мира сего, то и Церковь должна быть не от мира сего. Она не должна обладать ни собственностью, ни властью. Идеи апостольской бедности ещё до Авиньонского пленения и схизмы присутствовали во многих народных движениях. Там они превращались в требования отмены собственности. Представление о равенстве всех людей перед Богом трансформировалось в идеи равенства всех людей на Земле. Подобные взгляды — они называются эгалитаристскими, т. е. уравнительными, — сочетались в народных движениях с представлением о тысячелетнем Царстве Божьем. Тех, кто считал, что такое Царство скоро наступит, называли хилиастами (от греч. «хилиа» — «тысяча») или милленаристами (от лат. millenium —«тысяча»). Многие из них настаивали на возможности приближения этого Царства или даже установления его насильственным путём. Хилиасты полагали, что с его наступлением или приближением все церковные организации и обряды упраздняются. Даже Писание уже не действует, и возможно прямое познание истины, прямое общение с Богом. Около 1260 г. итальянский крестьянин Герардо Сегарелли (умер в 1300 г.) основал секту апостольских братьев, проповедовал полное, в том числе имущественное, равенство и был сожжён за ересь. Его ученик Дольчино (умер в 1307 г.) возвестил о скором втором пришествии Христа и требовал к Его приходу установить на Земле царство справедливости. Он поднял восстание, учредил нечто вроде крестьянской республики в одной из горных долин Северной Италии, ввёл там равенство и суровую монашескую дисциплину. Восстание было подавлено, Дольчино и его сторонники сожжены.

Джон Уиклиф. Гравюра. XIX в.
Джон Уиклиф. Гравюра. XIX в.

Помимо таких крайних имелись и более умеренные оппозиционные по отношению к Церкви течения. Английский богослов Джон Уиклиф (около 1330—1384) категорически отвергал пышный культ, монастырское землевладение, вообще право Церкви владеть имуществом. Он настаивал на переводе Писания на народные языки, дабы сделать слово Божье понятным каждому мирянину.

Учеником Уиклифа считал себя и Ян Гус. Гус полагал, развивая взгляды Уиклифа, что Папа есть всего лишь руководитель Церкви как организации. Он не обладает никакой особой благодатью, не является наместником Христа на Земле. Особо остро ставил Гус вопрос о причастии. В этом, казалось бы, сугубо богословском споре, как в капле воды, отразились все противоречия религиозной и даже социальной мысли эпохи. В католической обрядности духовенство принимает причастие хлебом и вином, миряне — только хлебом. Гус настаивал на едином для всех причастии под обоими видами, как в православии. Потому сторонников чешского магистра называли чашниками (вино для причастия пили из особой чаши) или утраквистами (от лат. utraque — «также и»; подразумевается «также и чашей»). Такое требование нам может показаться нелепым или, во всяком случае, малозначащим. Но в эпоху всеобщей религиозности, когда церковные ритуалы играли огромную роль, оно имело большое значение. Оно ломало перегородку между духовенством и мирянами, возрождало идеи всеобщего священства, равенства.

Судьба Гуса была трагичной. Его пригласили на созванный для прекращения раскола Констанцский собор. Император Сигизмунд дал ему охранную грамоту, однако на соборе Гус был обвинён в ереси. Он мужественно отверг все обвинения, но собор приговорил его к смерти. Отцы собора заявили императору, что любое обещание, данное еретику, недействительно. В 1415 г. Яна Гуса отправили на костёр.

Гуситы

Смерть Гуса, однако, не остановила распространение его учения. Богословские идеи бытовали не только в кругу учёных людей. Через приходское духовенство, нищенствующие ордена, проповедников доходили они до мирян, до масс. Там они принимали свои, иногда весьма отличные от первоначальных формы. Так учение Уиклифа нашло отзвук в движении лоллардов, в восстании Уота Тайлера. То же произошло и в Чехии, где религиозные идеи соединились с национальными и социальными. Гуситское движение стало как бы национальной религией чехов, национальной Церковью.

Памятник Яну Гусу в Праге
Памятник Яну Гусу в Праге

Победы гуситов привели к тому, что в 1433 г. Базельскиий собор заключил с гуситами компромиссное соглашение (Пражские компактаты). В соответствии с ним в Чехии разрешались причастие под обоими видами и богослужение на чешском языке. Это соглашение было принято умеренными и отвергнуто таборитами. В междоусобной борьбе победили первые, разбив таборитов 30 мая 1434 г. в битве у Липан. Пражские компактаты были в конце концов нарушены католической стороной. И всё же впервые, пусть и ненадолго, появилась идея национальной Церкви, обладающей своими религиозными особенностями.

Соборное движение

Ещё во время Авиньонского пленения недовольные им задавались вопросом, кто способен прекратить это пленение и высвободить пап из-под власти французских королей? И вообще, кто властен над Папой? После раскола вопрос ещё более обострился. Кто может решать, какой Папа истинный? Кто прекратит раскол и как это сделать? По воззрениям ортодоксов, над Папой нет высшего авторитета, кроме Бога. Однако многие христианские мыслители отрицали это. Они ставили благочестивого мирянина выше грешного Папы. Иные теологи и даже значительные группы в среде низшего духовенства и мирян вообще не признавали папского авторитета. Но таких людей объявляли еретиками. Другие пытались найти выход, оставаясь на правоверных позициях. И нашли его в созыве Вселенского собора.

Собор с давних времён, с IV столетия, считался высшим органом Церкви, решения которого определяются Святым Духом. Были, впрочем, соборы, признанные недействительными. С XIII в. на Западе папы заявляли о своём верховенстве над соборами. Выходило, что соборы — совещательные собрания, а решения, вдохновлённые Богом, могут принимать лишь папы. Но свободен ли Папа в своих решениях и какой Папа истинный? — задавался вопрос в конце XIV в. Около 1385 г. видные богословы из самого авторитетного теологического учреждения западного мира — Парижского университета — выступили с инициативой созыва Вселенского собора. Требования их и их единомышленников получили название «соборное движение». По мнению его участников, развивавшегося в основном в среде белого духовенства (т. е. священников, не принадлежавших к монашеству), собор выше пап. Именно он должен прекратить раскол и избрать единого Папу.

Два антипапы в аду. Миниатюра. Начало XV в.
Два антипапы в аду. Миниатюра. Начало XV в.

Соборное движение с трудом пробивало свои идеи. Парижский университет неоднократно призывал короля Франции отказать в повиновении авиньонскому Папе, а обоих пап — сложить с себя сан. Король колебался. Папы отказывались либо оговаривали своё согласие невыполнимыми условиями. Особо упорствовал последний авиньонский Папа, арагонец Педро де Луна (около 1328 или 1334—1423; во Франции его называли Папа-лунатик), воссевший на авиньонский престол в 1394 г. под именем Бенедикта XIII. Он не обратил внимания на то, что его главный сторонник, король Франции Карл VI, отказал ему в повиновении в 1408 г.

В 1409 г. кардиналы обеих партий созвали собор в Пизе. Собор низложил обоих пап — авиньонского, Бенедикта XIII, и римского, Григория XII (Анджело Корраро, около 1325-1417; Папа в 1406-1415 гг.). Этот собор избрал Папой Александра V (Пьетро Филаджо; 1339—1410). Однако Бенедикт отказался подчиниться собору, а Григорий заявил, что отречётся лишь одновременно со своим авиньонским соперником. Таким образом, на позор всему христианскому миру во главе его оказалось уже трое пап! Кроме того, на место умершего Александра V кардиналы избрали в 14Юг. Балдассаро Коссу (?—1419), бывшего пирата, Папу Иоанна XXIII.

Наконец, в 1414 г. в городе Констанце в Южной Германии сошёлся новый собор. Проходил он под главенством светской власти: председательствовал император Сигизмунд (1368—1437; император с 1387 г.). Голосование на соборе проходило не по принципу «один человек — один голос», а по «нациям», т. е. по делегациям от каждого государства. И в этом также проявилось укрепление национальных государств. Решившись провести реформы в Церкви, собор начал с борьбы с ересью и приговорил к смерти Яна Гуса. Затем приступили к выборам Папы. Сначала все трое были низложены, причём против Иоанна XXIII огласили многостраничное осуждающее заключение.

Григорий XII подчинился. Папа Иоанн XXIII сначала воспротивился, бежал, был арестован, но потом смирился, покаялся, был прощён и оставлен кардиналом. Можно сравнить судьбу его и Яна Гуса, судьбу беспринципного негодяя и судьбу честного человека...

Знаменитый английский историк XVIII в. Эдуард Гиббон говорил о процессе над Папой Иоанном XXIII следующее: «Самые скандальные обвинения не были оглашены; наместника Христова обвинили всего лишь в разбое, убийствах, грабеже, содомии и кровосмешении».

Бенедикт XIII отверг решения собора. После того как собор избрал в 1417 г. Оттона Колонну (1368—1431) единым Папой под именем Мартина V, Бенедикт всё равно отказался отречься. Он не сделал этого даже тогда, когда испанские государства, его последний оплот, в 1418 г. признали решения Констанцского собора. До самой смерти в 1423 г. он жил в укреплённом замке близ Валенсии и вёл себя так, как если бы был единственным Папой. Вся его паства состояла из нескольких сотен окрестных крестьян, курия — из четырёх кардиналов преклонного возраста. С них он взял клятву в том, что они изберут ему преемника из своей среды и не признают никого другого главой Церкви. Кардиналы так и поступили, но в 1425 г. раскололись надвое, и одна из частей избрала ещё одного Папу. В 1430 г. оба антипапы согласились нарушить клятву и присоединиться к единой Церкви.

Впрочем, поведение Бенедикта XIII, а тем более его как бы преемников, уже не беспокоило собор. Члены собора стремились к реформам. Но дальше разговоров дело не пошло. Папа Мартин V понял, что главной его опорой должна стать светская власть, а не собор, и вёл переговоры с государями. Собор, однако, заявил, что он выше Святого престола, установил десятилетний срок созывов и разошёлся, так и не осуществив реформ.

Упадок соборного движения

Папы не торопились с созывом нового собора, отвергая «парламентский» принцип руководства Церковью. Наконец, в 1431 г. новый собор сошёлся в Базеле. На нём тон задавали представители низшего духовенства, недовольные властью князей Церкви. Папа Евгений IV (Габриэле Кондильяно, 1383—1447; Папа с 1431 г.) сначала попытался распустить собор — тот не подчинился, потом признал его, затем в 1438 г. перевёл его в Феррару (позднее во Флоренцию). Папа объявил, что основной целью собора является воссоединение Православной и Католической церквей. Часть членов собора последовала за Папой, часть, наиболее радикальная, осталась в Базеле, низложила Евгения и избрала в 1440 г. графа Савойского Амедея VIII (1389—1453) Папой под именем Феликса V. Базельскиий собор говорил голосом высшей власти в Церкви. Но его уже никто не слушал.

Смерть на «бледном коне». Фрагмент ковра. Конец XIV в.
Смерть на «бледном коне». Фрагмент ковра. Конец XIV в.

Евгений IV предпочитал напрямую вести переговоры со светскими властителями. В 1438 г. французский король Карл VII издал так называемую Буржскую прагматическую санкцию. В соответствии с ней высшие церковные должности во Франции занимались по назначению короля. Папа же лишь утверждал их; он также отказывался от ряда юридических привилегий духовенства. С другими государями заключались так называемые конкордаты. Это были соглашения, например Венский и Франкфуртский конкордаты 1446 и 1448 гг., по которым право назначения епископов и ряд других папских прав переходили к государям. Со своей стороны государи признавали главой Церкви исключительно Папу и отказывали в поддержке собору.

Государи укрепляли свою власть над местными Церквами, миряне же утрату доверия к Церкви распространили и на собор. В 1449 г. он самораспустился. Феликс V отрёкся и признал власть Папы Евгения IV. Высшее духовенство смогло взять под контроль Церковь.

Автор: Дмитрий Харитонович




Поделиться ссылкой