Дирижабль

Дирижабль (от французского «управляемый») — управляемое воздушное судно, снабженное силовой установкой и способное передвигаться в заданном направлении со значительной скоростью в большом диапазоне высот.

Дирижабль

Дирижабль является наиболее совершенным аппаратом для воздухоплавания, ведь его конструкция позволяет устранить главный недостаток воздушного шара — зависимость от движения воздушных потоков. Запатентовал его в 1852 г. французский изобретатель Анри Жиффар. А в конце XIX в. немецкий граф Фердинанд фон Цеппелин создал дирижабль с жестким корпусом. С тех пор дирижабли такой конструкции носят название цеппелины.

Как устроен дирижабль?

Корпус у дирижабля мягкой конструкции целиком наполняется легким газом. В жестком дирижабле газ содержится внутри корпуса в специальных емкостях, изготовленных из газонепроницаемой ткани. Первые дирижабли наполняли взрывоопасным газом, а сейчас используют безопасный инертный газ гелий, который примерно в 7 раз легче воздуха. У дирижаблей мягкой конструкции для оболочки используют специальные прочные и легкие газонепроницаемые ткани, а у дирижаблей жесткой конструкции могут быть использованы легкие металлы.

Устройство дирижабля
Устройство дирижабля

Кабина экипажа (гондола) крепится к днищу корпуса. Здесь размещаются члены экипажа, механизмы управления, двигатели и т. п. У пассажирских дирижаблей рядом с кабиной экипажа расположен пассажирский салон с каютами.

Двигатели дирижабля могут не только находиться в гондоле, но и крепиться на выносных фермах. Двигатель передает усилие винту (пропеллеру). В зависимости от конструкции, вращаясь, винт либо «толкает» аппарат вперед, либо «тянет» его за собой.

Гигантский дирижабль-рекордсмен

В 1928 г. в Германии был построен самый большой в мире дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин». Его длина составляла 236,6 м, диаметр — 30,5 м, объем — 105 000 м3. В этом же году дирижабль совершил полет из Германии в США через Атлантический океан. При этом он поставил несколько абсолютных мировых рекордов, которые до сих пор не побиты: продолжительность беспосадочного полета — 71 ч 7 мин и дальность движения по прямой — 6384,5 км. А вообще за девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провел в воздухе около 17 200 ч и преодолел почти 1,7 млн км. При этом он 143 раза пересек Атлантический океан и один раз — Тихий.

дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин»
Дирижабль «Граф Цеппелин»

Мягкая конструкция

В наши дни по-прежнему популярны дирижабли мягкой конструкции. Наравне с воздушными шарами они служат на благо науки и используются в спортивных соревнованиях.

Дирижабль мягкой конструкции

На жестком каркасе

Дирижабли жесткой конструкции, корпус которых представляет собой металлический каркас с натянутой оболочкой, в последние годы вступают в конкуренцию с самолетами. Они экологичнее в эксплуатации и производят большое впечатление на пассажиров.




Поделиться ссылкой