Возрожденные Гитлером военно-воздушные силы (люфтваффе), как и ВВС других стран, состояли вначале из бипланов. Немецкие «хеншели» Hs 51 и «арадо» Аr 68 внешне мало отличались от машин Первой мировой войны. В это же время британским «кукурузником» был «гладиатор», итальянским - «фалько» (сокол), а в СССР - целое семейство «чаек» конструктора Поликарпова.
Настоящим прорывом в мировом самолетостроении стал истребитель Вилли Мессершмитта Bf 109, не знавший себе равных до середины 1943 года. Получив столь первоклассную машину, ставшую самым массовым истребителем Германии, люфтваффе долгое время не нуждалось в истребителях других фирм. Принятый же на вооружение тяжелый или, как значилось у немцев, «стратегический» истребитель Bf 110 на деле был многоцелевой машиной. Имея большую дальность полета, он сопровождал бомберы в длительных рейдах, использовался в качестве и самолета-разведчика, и ночного истребителя, и даже легкого бомбардировщика. В 1943 году для его замены был создан более скоростной красавец Me 410, обладавший вдвое большей дальностью полета. В это же время к основному истребителю Bf 109 добавился и более мощный «фокке-вульф» FW190. Самым же скоростным из поршневых истребителей стал двухмоторный «Доринье» Do 335 оригинальной конструкции.
Созданные накануне войны новейшие советские МиГи и ЛаГГи были живучими, но сложными и трудными в управлении машинами. Первые Яки, напротив, могли рассыпаться в небе от первых попаданий, но в управлении были легки. Долгожданным истребителем для наших летчиков стал Ла-5, появившийся в конце 1942 года. Его модификация Ла-5ФН по боевым качествам догнала 109-го «мессера», а Ла-7 и вовсе превзошла его.