Конвертопланы относят к еще одному типу винтокрылых летающих машин. Эти уникальные механизмы сочетают все достоинства как вертолета, так и самолета. Конвертоплан имеет возможность зависать в воздухе, а также садиться и взлетать вертикально, как вертолет. С другой стороны, оснащение большими крыльями самолетного типа позволяет машине летать быстрее самого быстрого из вертолетов.
Конвертоплан — это летательный аппарат с поворотными винтами, которые на взлете и при посадке работают как подъемные (1), а в горизонтальном полете — как тянущие (2). Важнейший и сложнейший узел конвертоплана — рычаг поворота винта, ведь винты поворачиваются вместе с двигателями. Угол поворота винтов составляет 90—120 градусов.
Ну а первыми шагами фирмы «Белл Эйркрафт» в области конструирования конвертопланов стало появление в 1966 г. экспериментальной винтокрылой машины Х-22. Она получила сразу 4 мотора и 4 огромных винта, однако оказалась слишком сложной для серийного выпуска.
В настоящее время первый и пока что единственный в мире принятый на вооружение серийный выпускаемый — V-22 «Оспри» (в переводе с английского — «скопа», так называется крупная хищная птица) фирмы «Белл». Он входит в оснащение кораблей и наземных частей Корпуса морской пехоты и ВМФ США. Эта тяжелая транспортно-десантная машина может перевозить грузы массой 6 т или взвод из 24 морпехов в полной экипировке. Благодаря наличию крыльев максимальная скорость этой машины составляет 580 км/ч — намного больше, чем у самого скоростного в истории вертолета.
В 2003 г. совершил испытательный полет первый в истории серийный гражданский конвертоплан ВА-609. Индекс ВА обозначает производителя — совместную американо-итальянскую фирму «Белл-Агуста». ВА-609 рассчитан на перевозку 10 пассажиров. Военные европейских стран также присматриваются к этой машине. ВА-609 намного компактнее и экономичнее, чем американский V-22. ВА-609 может использоваться как небольшой военный «грузовичок» или санитарный либо поисково-спасательный вертолет.