F-22 Raptor — реактивный многоцелевой истребитель производства США. На сегодня это единственный принятый на вооружение и находящийся в боевой эксплуатации истребитель пятого поколения. Вместе с тем F-22 Raptor является и самым дорогим боевым самолетом в мире, его цена составляет более 150 млн долларов.
Стоимость программы разработки истребителя F-22 Raptor превысила 67 млрд долларов.
Основная задача F-22 Raptor — завоевание превосходства в воздухе, в связи с чем запрещена продажа данных истребителей за рубеж. Кроме этого, F-22 способен эффективно уничтожать наземные и надводные цели с помощью высокоточного оружия, вести разведку, радиопомехами подавлять системы управления, связи и разведки противника, а также выполнять ряд других задач.
F-22 Raptor представляет новое поколение боевых самолетов, качественно превосходящих своих предшественников. В числе основных требований к истребителям пятого поколения значатся:
Истребитель F-22 Raptor построен по нормальной (классической) аэродинамической схеме со среднерасположенным ромбовидным крылом и разнесенным хвостовым оперением. В ходе работ над конструкцией F-22 во главу угла был поставлен принцип «First look — first kill» (с англ. — «Первый обнаружил — первый поразил»). В связи с этим основное внимание при разработке конструкции самолета уделялось мероприятиям по уменьшению заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, часто в ущерб его маневренным характеристикам.
Так, обтекаемость углов планера и относительно небольшой размах крыла делают самолет менее заметным для РЛС, но в то же время ухудшают его маневренность. Применение в конструкции самолета большого количества (40 %) полимерных композиционных материалов также положительно сказывается на малозаметности истребителя, но отрицательно отражается на его запасе прочности, особенно при учете возможности маневрирования с большими перегрузками.
Среди прочих мероприятий по уменьшению заметности самолета можно отметить: применение специального радиопоглощающего покрытия, размещение штатного вооружения во внутренних отсеках (в случае необходимости могут быть установлены и внешние крепления для подвесных топливных баков или для ракет, но это негативно скажется на малозаметности самолета, к тому же возможны проблемы с аэродинамикой) и т. д.
Силовая установка истребителя F-22 Raptor состоит из двух турбореактивных двигателей с форсажной камерой и управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги Pratt & Whitney F119. Благодаря тому, что бесфорсажная тяга данных моторов превышает 11 000 кгс, F-22 способен преодолевать звуковой барьер при нефорсированном режиме работы двигателей, что является одним из основных требований к истребителям пятого поколения.
Максимальная же тяга двигателя Pratt & Whitney F119 на форсаже равна 15 876 кгс. Интересно, что принцип «First look — first kill» был учтен и при конструировании силовой установки F-22. Так, плоская форма сопел благодаря эффективному снижению температуры выбрасываемых газов способствует понижению заметности истребителя F-22 в инфракрасном диапазоне, а композитный материал, из которого изготовлены сопла, уменьшает его радиолокационную заметность.
Оснащен F-22 и вспомогательной газотурбинной силовой установкой, которая обеспечивает самолет электроэнергией до запуска двигателей, благодаря чему упрощается процедура технического обслуживания, а также подготовка истребителя к вылету.
Бортовое радиоэлектронное оборудование планера F-22, как, впрочем, и других боевых машин производства США, отличается высоким уровнем надежности и функциональности. В основе всего бортового оборудования истребителя F-22 лежат две электронно-вычислительные машины CIP (Common Integrated Processor), особенность которых состоит в том, что при нормальном функционировании обеих ЭВМ задачи между ними делятся поровну. Но в случае отказа одной из них вторая вычислительная машина сможет полностью обеспечить все потребности бортового радиоэлектронного оборудования в вычислительной мощности.
Бортовая РЛС представлена американской авиационной многофункциональной радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77. Основным ее преимуществом является возможность электронного управления главным лепестком диаграммы направленности, благодаря чему пропадает необходимость в механическом сканировании, что, в свою очередь, положительно сказывается на надежности устройства. Однако максимальная дальность обнаружения крупной воздушной цели данной РЛС составляет 210 км (по другим данным — 300 км), что значительно меньше, чем у радиолокационной станции российского производства Н035 «Ирбис».
Так как истребитель F-22 Raptor должен иметь возможность длительного патрулирования, немало сил при создании самолета было потрачено, чтобы уменьшить нагрузку на пилота. С этой целью максимальное количество задач было переложено на БРЭО. Например, при подготовке к атаке пилоту F-22 достаточно выбрать цель, после чего электроника самолета сама выполнит все необходимые расчеты, подберет подходящий тип боеприпаса, а пилоту останется только произвести его запуск.
В ходе патрулирования пилот, отдав все необходимые команды, может расслабиться и отдохнуть, что позволит сохранить его силы для выполнения тактических задач, с которыми электроника самолета не сможет справиться самостоятельно.
Немаловажным является и обеспечение процесса нормальной жизнедеятельности пилота в условиях большой высоты, сильных перегрузок и т. д. Главным инструментом для решения данной задачи стал комплекс OBOGS (Onboard oxygen generating system) фирмы Normalair Garrett.
В отличие от прочих систем обеспечения жизнедеятельности пилотов комплекс не берет кислород из заранее заправленных баллонов, а генерирует его самостоятельно. Такое решение позволяет обеспечить экипаж необходимым количеством воздуха на значительно более длительный период.
Также комплекс OBOGS обладает меньшими массогабаритными характеристиками, чем другие системы обеспечения жизнедеятельности, и защищает пилота от перегрузок. Кроме данного комплекса на страже жизнеобеспечения экипажа истребителя F-22 стоит и комбинированный костюм Combat Eagle, совмещающий в себе противоперегрузочные, высотно-компенсирующие и теплозащитные свойства.
На вооружении истребителя F-22 Raptor состоит 20-мм скорострельная шестиствольная авиационная пушка M61A2 Vulcan. Ракетное вооружение представлено крылатыми ракетами класса «воздух — воздух»: AIM-120С средней дальности действия — 6 штук и AIM-9 для ближнего боя — 2 штуки, а также корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными бомбами SDB GBU-39.
Одно из преимуществ истребителя F-22 Raptor заключается в возможности пуска ракет и сброса бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
Приведены характеристики для модификации F-22A.