Когда-то способность взлетать с воды и садиться обратно считалась крайне важной для самолета. Именно гидропланы устанавливали скоростные рекорды, когда возможности поршневых двигателей казались исчерпанными.
С тех пор многое изменилось. Появились машины, способные без посадки обогнуть земной шар. Но самолеты, чувствующие себя на воде почти так же уверенно, как и в небе, по-прежнему остаются востребованными.
Содержание
Патрульная летающая лодка (Китай)
Долгое время единственным гидросамолетом Китая была советская машина Бе-6. К концу 1960-х годов, когда этот самолет устарел, рассчитывать на помощь СССР уже не приходилось. Замену летающей лодке Бе-6 пришлось создавать своими силами.
Работы по изготовлению нового самолета, получившего обозначение SH-5, начались в 1968 году в конструкторском бюро завода в Харбине. За пять лет был построен первый экземпляр. В апреле 1976 года эта машина поднялась в воздух. Ее летные испытания продолжались до 1985 года.
В сентябре следующего года четыре изготовленные лодки были торжественно переданы ВМС Китайской Народной Республики. На начало 1999 года в морской авиации этой страны числилось семь таких машин. «Харбин SH-5» предназначался для выполнения спасательных операций, борьбы с подводными лодками и кораблями, сбрасывания бомб, перевозки грузов. Внешне машина напоминала предшественника Бе-6.
Самыми заметными отличиями стали носовой обтекатель с радиолокационной системой и убирающееся шасси. Самолет был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями китайского производства. Он до сих пор находится на вооружении ВМС Китая.
Противолодочный самолет (СССР)
Бе-12 относится к самолетам-амфибиям, то есть к машинам, которые для взлета и посадки могут использовать как сухопутные аэродромы, так и воду. К созданию такой машины приступили в начале 1950-х годов в ОКБ Г. М. Бериева, уже построившем до этого летающую лодку Бе-6. Проект получил название Бе-12.
В 1957 году макет самолета в натуральную величину представили приемной комиссии. В 1959 году были подготовлены его чертежи. Он поднялся в воздух 18 октября 1960 года пока еще с грунтового аэродрома. Полет продолжался около часа и показал, что самолет ведет себя в небе вполне достойно. Государственные испытания машины закончились 20 апреля 1965 года, после чего она была принята на вооружение.
Самолет представлял собой летающую лодку с водонепроницаемой нижней частью, которая разделена на 10 отсеков, с местами для экипажа, оборудования и поднимаемых грузов. Трапециевидное крыло имело профиль большой толщины. Все это позволяло амфибии уверенно чувствовать себя как на воде, так и в небе. Охоту за подводными лодками самолет вел, разбрасывая радиогидроакустические буи — специальные поплавки, реагирующие на шумы в воде и передающие сообщения о них на борт машины.
Впоследствии стали применять магнитометрическую аппаратуру, реагирующую на передвижение в воде металлического тела. Для поражения противника имелись глубинные бомбы и торпеды. До 1974 года самолеты Северного и Тихоокеанского флотов обнаруживали при совместных действиях по три-четыре подводные лодки в год. После 1975 года их число начало расти. Рекордным стал 1989 год, когда было найдено 29 подводных лодок.
С распадом СССР самолет не раз пытались снять с вооружения и заменить его более совершенным А-40, однако до сих пор Бе-12 входит в состав Черноморского флота.
Морской патрульный самолет (СССР)
Разрешение на работу над А-40 «Альбатросом», преемником Бе-12, Таганрогский завод получил только в 1976 году. Главной задачей новой машины являлась борьба с подводными лодками. Для этого самолет оснащался поисково-прицельной системой, в состав которой входили радиолокатор, магнитомер и другие средства.
В отличие от Бе-12, его планировалось оборудовать и системой воздушной дозаправки. Фюзеляж самолета представлял собой лодку, состоящую из трех частей. В передней, герметичной, находились кабины для летчиков и рабочие места операторов. В негерметичной части машины располагались отсеки для поисково-прицельной системы и радиоэлектронного оборудования, а также для размещения мин, глубинных бомб, ракет, гидроакустических буев. Чтобы улучшить взлетные характеристики, самолет оснастили двумя турбореактивными двигателями, которые работали во время полета, и еще двумя реактивными, включавшимися при взлете и посадке.
Машина впервые поднялась в воздух 7 декабря 1986 года. В апреле будущего года состоялся второй полет. Летом приступили к испытаниям на воде, продолжавшимся до весны 1988 года. Только в августе 1989 года самолет представили широкой публике на авиационном празднике в Тушино.
В сентябре того же года «Альбатрос» установил 14 мировых рекордов среди машин своего класса. В 1991 году он был показан на авиационном салоне в ЛеБурже. С самолета сняли специальное оборудование и представили его как спасатель.
Летно-технические характеристики машины оценивались очень высоко. В 1993 году его демонстрировали на первом авиационно-космическом салоне в Жуковском. Самолет до сих пор остается самой большой амфибией в мире. К 2012 году им установлено 148 мировых рекордов.
Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)
В начале 1990-х годов в ОКБ имени Г. М. Бериева началась разработка нового самолета-амфибии под названием Бе-103. Машину предполагалось сделать многоцелевой. Самолет должен был поднимать полезную нагрузку до 350 кг, перевозить ее на расстояние до 3150 км и иметь при этом скорость не ниже 230 км/ч. В салоне предусматривались места для пяти пассажиров, имелся багажный отсек.
Еще до первого полета, в 1996 году, самолет был представлен на международной выставке в Геленджике. После машину доставили в Таганрог и начали готовить к летным испытаниям. 15 июля 1997 года она поднялась в воздух.
В середине августа, совершив около 30 полетов, самолет перебрался в Жуковский, где должен был участвовать в авиационном салоне МАКС-97. Однако за день до его открытия при выполнении тренировочного полета произошла катастрофа, в результате которой погиб пилот.
К испытаниям следующей машины приступили в ноябре 1997 года, однако 29 апреля 1999 года и этот самолет разбился. Зимой того же года к полетам стали готовить третий самолет, который по настоянию генерального конструктора перед первым полетом освятили.
В 2001 году Бе-103 участвовал в немецкой выставке, после которой испытания продолжились. Машина совершала до 10 полетов в день. Программа закончилась 26 декабря 2001 года, когда самолет получил международный сертификат. В 2003 году три такие машины были поставлены в США.
Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)
Главными заказчиками ОКБ имени Г. М. Бериева всегда были военные. Однако из-за распада СССР авиаторам пришлось искать себя на гражданском рынке. К 1990 году был готов проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров. Следующим этапом стало создание машины для перевозки пассажиров, грузов, а также выполнения специальных заданий.
После распада СССР проект не был закрыт, а 17 июля 1992 года вышло постановление правительства Российской Федерации, подтверждающее необходимость изготовления такой машины. Правда, начались трудности с финансированием и, как следствие, поиском завода для ее серийного выпуска. В целях привлечения зарубежных средств было создано закрытое акционерное общество, в которое вошли швейцарская финансовая группа и украинский промышленно-инвестиционный банк.
Строительство первого Бе-200 в противопожарном варианте началось в 1992 году. Машина вышла из сборочного цеха 11 сентября 1996 года, а 24 сентября 1998 года она совершила первый полет. Весной 1999 года самолет прибыл в Таганрог для продолжения испытаний, 9 июня он отправился в Париж для участия в салоне Ле-Бурже, где совершил два демонстрационных полета и сбросил 6 т воды.
В сентябре 2000 года Бе-200 стал звездой выставки в Геленджике, установив там 24 мировых рекорда. Во время выставки в Жуковском 15 августа 2001 года самолет получил международный сертификат. В настоящее время выпущено девять таких машин. В противопожарном варианте их первым зарубежным покупателем стала Греция. В мае 2008 года один самолет получил Азербайджан. Два года спустя был заключен контракт на поставку 10 самолетов в США. В настоящее время в состав МЧС России входят шесть таких машин. До 2016 года планируется заказать еще семь. В ноябре 2011 года о намерении закупить восемь самолетов в 2013-2014 годах заявило Министерство обороны России.
Патрульный противолодочный самолет (СССР)
После Второй мировой войны американцы, наученные германским примером, взялись за усиленное строительство подводных лодок. Невидимые, быстроходные и вездесущие, они казались наилучшим средством для размещения новейших видов оружия, прежде всего баллистических ракет с ядерными зарядами.
С 1960 года пять подводных лодок вели постоянное боевое патрулирование в режиме готовности к нанесению ядерного удара по территории СССР. Средствами, способными находить такого противника, Военно-морской флот СССР тогда не располагал. Первая отечественная атомная подводная лодка вышла в море только в 1958 году, и ее боевые возможности значительно уступали американским.
Летающие лодки Бе-6 серьезной угрозы для субмарин США также не представляли. В 1959 году в СССР приступили к созданию противолодочной акустической системы под названием «Беркут». В эти же годы ВВС СССР передали в ОКБ-240 С. В. Ильюшина задание на проектирование и изготовление на базе пассажирского Ил-18 противолодочного самолета Ил-38, оснащенного этой системой.
Первый полет Ил-38 под управлением В. К. Коккинаки состоялся 27 сентября 1961 года. В фюзеляже появились два отсека для размещения буев системы «Беркут», бомб и торпед. Крыло перенесли вперед на 3 м и усилили его профиль. В фюзеляже поместили еще один топливный бак. Изменили и конструкцию многих самолетных систем. Помимо радиоакустических буев следить за передвижениями лодок должна была магнитометрическая система.
В 1967 году началось его серийное производство, а в 1969 году самолет приняли на вооружение. В 1970-х годах желание приобрести три такие машины выразила Индия.
В 1968 году самолет, принадлежавший Северному флоту, обнаружил первую подводную лодку в Баренцевом море. В 1974 году Ил-38 Тихоокеанского флота нашел еще одну в Японском море, а в 1976 году машина Балтийского флота застигла таковую в Индийском океане.
Всего с 1969 по 1981 год самолеты обнаружили 172 иностранные подводные лодки. После того как морская авиация России лишилась разведывательных самолетов, Ил-38 начали нести и патрульную службу. В настоящее время этот самолет остается основной противолодочной машиной ВВС России, и замены ему в ближайшем будущем не предвидится.
Поисково-спасательный самолет (СССР)
Этот самолет создавался для выполнения спасательных операций на больших расстояниях и поиска в море пропавших судов. За основу был взят военно-транспортный самолет Ан-12. Оснащенный специальной аппаратурой, способной услышать издали передаваемый сигнал бедствия, а также катером, находящимся в большой грузовой кабине, он был назван Ан-12Б и начал использоваться в спасательных операциях еще в 1963 году.
Четыре года спустя вышло постановление советского правительства о создании на его основе специальной машины. Самолет под названием Ан-12ПС был готов к государственным испытаниям в 1970 году. В его задачи входил поиск опускающихся на воду космических кораблей и их экипажей.
В состав авиационно-морского поисково-спасательного комплекса входил катер «Ерш», сбрасываемый на парашютах с высоты от 600 до 1500 м прямо с экипажем из трех человек. «Ерш» был способен выполнить свою задачу при качке, достигавшей четырех баллов, и мог принять на борт до восьми человек.
Катер развивал скорость 11 км/ч и самостоятельно преодолевал до 720 км. Он имел на борту все необходимое для оказания первой медицинской помощи и несколько спасательных плотов, готовых принять еще 60 человек. Весь этот караван судно могло тащить на буксире. Сброс катера с экипажем был делом новым, и первые испытания проводились без людей на борту. Только 12 апреля 1976 года, как раз в День космонавтики, Ан-12ПС прошел полноценные испытания. После них самолет с катером на борту начал поступать на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов.
В 1970-х годах в поисково-спасательные машины были переоборудованы несколько военно-транспортных самолетов. В 2000 году Ан-12ПС участвовал в международных учениях поисково-спасательных сил «Сэрекс-Альфа-2000».
Морской патрульный самолет (СССР)
В конце 1970-х годов на вооружении ВВС СССР появился военно-транспортный самолет Ан-72. Эту машину отличали высокая дальность полета и большая грузоподъемность. Почти сразу же встал вопрос об ее использовании для охраны морских границ.
Оборудование самолета дополнили системами спутниковой навигации, дальней радионавигации, а также оптико-телевизионным комплексом, камеры которого могли увидеть в море объект на большом расстоянии и в любую погоду. Для патрулирования в ночное время Ан-72 снабдили осветительными бомбами.
На подвесках под фюзеляжем разместили обычные бомбы и неуправляемые ракеты, а также двуствольную 23-мм пушку ГШ-23. В число задач переоборудованной машины вошли патрулирование прилегающей к берегу 200-мильной морской зоны, охрана рыбных запасов, обнаружение нарушителей в территориальных водах и борьба с ними, а также поисково-спасательные операции.
Первые самолеты Ан-72П несли службу на Дальнем Востоке, а 22 февраля 2001 года один из них потопил судно-нарушитель, принадлежавшее, как выяснилось впоследствии, некоему сахалинскому ООО.
Спустя четыре года самолет пришел на помощь сторожевому кораблю, преследовавшему другого нарушителя, и несколькими точными попаданиями заставил того остановиться. Ан-72П продолжают нести службу по защите территориальных вод страны. С 1996 года к их производству в кооперации с Россией приступили в нескольких городах Украины.
Многоцелевой палубный истребитель (США)
Самолет F/A-18 «Хорнет» создан во второй половине 1970-х годов на базе наземного экспериментального истребителя YF-18, составлявшего тогда конкуренцию самолету четвертого поколения F-16.
В 1980-х годах вместе с «Томкэтом F-14» он почти полностью заменил на палубах американских авианосцев многоцелевые «Фантомы F-4». Однако по ударным возможностям более шустрые «Хорнеты» заметно уступали своим более тяжелым предшественникам. Министр обороны США 15 июля 1987 года выпустил директиву с требованием начать их глубокую модернизацию. Проект получил название «Супер Хорнет». К 1991 году завершились предварительные исследования по этой разработке.
В 1992 году приступили к эскизному проектированию. Площадь крыла самолета увеличилась на 25% по сравнению с прежней машиной, улучшилось бортовое радиоэлектронное оборудование, были внесены изменения и в вооружение. Контракт на производство семи самолетов, в том числе двух учебно-тренировочных, был подписан 7 декабря 1992 года. В том же году компания «Дженерал Электрик» получила заказ на изготовление двигателей для новой машины.
В 1995 году с завода фирмы «Макдоннел-Дуглас» в Сент-Луисе вышел первый экземпляр, а 29 ноября 1995 года самолет впервые поднялся в воздух. К концу 1996 года была завершена вся опытная серия. К 2010 году «Супер Хорнет» планировалось сделать единственным самолетом на авианосцах США, заменив им в том числе и «Томкэтов». Сегодня он все еще находится в производстве, построено уже свыше 500 единиц этих машин. Помимо Военно-морского флота США самолет входит в состав ВВС Австралии.
Противолодочный самолет (США)
Первые самолеты, способные бороться с подводными лодками, появились в США еще в 1944 году. В 1950 году их выделили в отдельный класс морской авиации. Такие машины должны были иметь большой запас топлива, надежные и экономичные двигатели, уметь летать на малых скоростях и обладать хорошей навигационной аппаратурой.
Военно-морской флот США 30 июня 1950 года объявил конкурс на создание противолодочного самолета, способного как вести поиск подводных лодок, так и уничтожать их. Этот заказ достался компании «Грумман», уже имевшей проект такой машины под названием G-89. В 1951 году на рассмотрение приемной комиссии был представлен ее макет.
Самолет предполагали оснастить поисковой радиолокационной системой и магнитометром. Для уменьшения помех от магнитного поля датчик последнего собирались установить на конце выдвижной штанги длиной около 5 м, однако главным средством поиска подводных лодок должен был стать радиогидроакустический буй. Сброшенный на воду, он мог передавать шумы, услышанные в океане, на борт самолета, который находился от него на расстоянии до 1,5 км. На правом крыле устанавливался мощный прожектор, его луч направлялся бортовой радиолокационной системой прямо к цели.
Первый такой самолет взлетел 4 декабря 1952 года. Уже через два года серийные машины начали поступать на вооружение. В 1957-м фирма приступила к разработке новой модификации — самолета, способного нести на борту ядерные глубинные бомбы.
Последним вариантом этой машины стал самолет S-2E с улучшенным бортовым оборудованием. Таких машин было построено 252, последняя вышла из ворот сборочного цеха в 1968 году, 14 самолетов поставили Австралии.
В 1986 году «Грумман» разработал еще одну модификацию с новыми двигателями и модернизированным оборудованием. Две машины были проданы Тайваню. Этот самолет до сих пор остается на вооружении ВМС Аргентины.
Береговой патрульный самолет (США)
К концу 1950-х годов с появлением подводных лодок с атомными двигателями возникла необходимость в новом средстве для борьбы с ними. Таковым стал патрульный самолет Р-3 «Орион», разработанный фирмой «Локхид». За основу взят четырехмоторный пассажирский самолет «Электра».
Машина получила укороченный фюзеляж, усиленный планер, а прежний пассажирский салон был поделен на герметичную и негерметичную части. В первой разместились кабина пилота, рабочие места операторов и радиоэлектронная аппаратура. Во второй — отсек вооружения и установки для запуска радиогидроакустических буев. Самолет получил обозначение Р-3. В августе 1959 года Р-3 «Орион» впервые поднялся в воздух.
Лишь в 1962 году самолеты начали поступать на вооружение ВМС США. В том же году эскадрилья из 12 таких машин получила первое боевое задание — участвовать в блокаде Кубы во время Карибского кризиса. В период вьетнамской войны Р-3 патрулировали побережье. Их задачей было совместно с катерами ВМС США пресекать транспортные перевозки из Северного Вьетнама в Южный.
В 1963 году самолет дебютировал на авиасалоне в Ле-Бурже. Поскольку конкурентов у Р-3 тогда не было, их сразу закупило большинство союзников США — Новая Зеландия, Норвегия, Испания, Португалия, Таиланд. Самолеты Локхид Р-3 «Орион» до сих пор остаются на вооружении ВМС США, Кореи, Новой Зеландии, а также Морских сил самообороны Японии.
Патрульный противолодочный самолет (Франция)
Первый самолет, предназначенный для I борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, появился у Франции в 1980-х годах. Им стала машина «Атлантик I», разработанная компанией «Бреге».
В конце 1978 года фирма приступила к созданию на ее базе нового модернизированного самолета. Задачей было оснастить его более совершенной поисковой системой, новым вооружением, увеличить запасы топлива и, соответственно, радиус действия.
В мае 1981 года «Атлантик II» совершил первый полет. Год спустя в воздух поднялся второй образец. Серийное производство было организовано только в 1988 году, а в 1990 году из новых «Атлантик II» сформировали эскадрилью.
Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации. Характеристики его стали намного лучше, чем у «Атлантика I». Установка противокорабельных ракет «Экзосет» резко повысила эффективность действий самолета по надводным целям. Кроме этих ракет «Атлантик II» может нести противолодочные торпеды Мк.46 и глубинные бомбы.
Всего к 1996 году планировалось построить 42 таких самолета, выпуская по пять-шесть машин в год. «Атлантик II» должен был стать европейским ответом американскому противолодочному самолету S-3 «Викинг». Однако соседи по континенту Францию поддержали не сразу. ФРГ склонялась к закупке S-3. Голландцы собирались приобрести Р-3 «Орион». В результате из 42 запланированных были построены только 28 машин. Сейчас помимо Франции они состоят на вооружении ВМС Германии, а также Пакистана.
Многоцелевой патрульный самолет (Германия)
В 1980-х годах к производству патрульных машин приступила Германия. В качестве базы был взят транспортный самолет Do-228 компании «Дорнье». Машина получила новый профиль крыла, две радиолокационные станции, обзорную и поисковую, а также противокорабельные ракеты, размещенные на подвесках крыла.
Кроме того, самолет оборудован ИК-системой обзора передней полусферы, стабилизированной системой наблюдения большой дальности, прибором ночного видения, прожектором и новейшей навигационной системой. Первый полет машина, названная Do-228, совершила в мае 1981 года.
Серийное производство этого многоцелевого патрульного самолета началось в 1984 году. Сейчас он входит в состав воздушно-морских сил Германии, Индии, Италии, Нигерии, Омана, Таиланда, Мавритании и Мальдивских островов.
Многоцелевой патрульный самолет (Испания)
Самолет С-212-400 создан испанской фирмой CASA на базе транспортной машины С-212 «Авиакар», став ее последней модификацией. Он способен провести в воздухе до восьми часов, действуя на расстоянии от берега до 1000 морских миль.
C-212-400 оснащен поисковым радаром, обзорными телевизионными и инфракрасными камерами и системой передачи данных через спутниковую связь. Вооружение самолета состоит из пусковых установок неуправляемых 68-мм либо 70-мм ракет, или контейнеров с пулеметами, или двух легких торпед Mk.46.
В 1997 году самолет впервые поднялся в воздух, а год спустя был запущен в серийное производство. К 2002 году изготовили 10 таких машин: три — для ВМС Венесуэлы, по два — для ВВС Суринама и Доминиканской Республики и три (предназначенные для борьбы с браконьерами возле побережья) — для Министерства сельского и рыбного хозяйства Испании. В 2012 году три С-212-400 были поставлены Вьетнаму для морского патрулирования и контроля прибрежной акватории, предотвращения незаконного вылова рыбы, контрабанды и наркотрафика.
Патрульный самолет (Нидерланды)
Фоккер F-27 МРА» используется береговой охраной и Военно-воздушными силами Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и некоторых других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и ведения поисково-спасательных работ. Он был создан на базе пассажирской машины F-27, разработанной компанией «Фоккер» в 1950-х годах. Его серийное производство началось в 1978 году.
Самолет имеет полностью герметичный фюзеляж с метеорологической радиолокационной системой, размещенной в его передней части, а также фотокамеры и прожектор для наблюдения. В задней части фюзеляжа находится грузовой люк, через который можно осуществлять спасательные работы.
У машины есть две модификации: F-27 «Мэритайм» для простого патрулирования и F-27 MPA, вооруженный противолодочными торпедами, минами, управляемыми ракетами «Гарпун», «Экзосет», «Мэйврик», «Си Скьюа», «Си Игл», глубинными бомбами, гидроакустическими буями.