Морская авиация

F-18 «Хорнет» на борту авианосца
F-18 «Хорнет» на борту авианосца

Когда-то способность взлетать с воды и садиться обратно считалась крайне важной для самолета. Именно гидропланы устанавливали скоростные рекорды, когда возможности поршневых двигателей казались исчерпанными.

С тех пор многое изменилось. Появились машины, способные без посадки обогнуть земной шар. Но самолеты, чувствующие себя на воде почти так же уверенно, как и в небе, по-прежнему остаются востребованными.

«ХАРБИН SH-5» — первый гидросамолет китайского производства

Патрульная летающая лодка (Китай)

Морской самолет ХАРБИН SH-5
Шасси «Харбин SH-5» имеет очень маленький клиренс и не предназначено для посадки на аэродром, а служит только для выезда из воды на сушу

Долгое время единственным гидросамолетом Китая была советская машина Бе-6. К концу 1960-х годов, когда этот самолет устарел, рассчитывать на помощь СССР уже не приходилось. Замену летающей лодке Бе-6 пришлось создавать своими силами.

Работы по изготовлению нового самолета, получившего обозначение SH-5, начались в 1968 году в конструкторском бюро завода в Харбине. За пять лет был построен первый экземпляр. В апреле 1976 года эта машина поднялась в воздух. Ее летные испытания продолжались до 1985 года.

В сентябре следующего года четыре изготовленные лодки были торжественно переданы ВМС Китайской Народной Республики. На начало 1999 года в морской авиации этой страны числилось семь таких машин. «Харбин SH-5» предназначался для выполнения спасательных операций, борьбы с подводными лодками и кораблями, сбрасывания бомб, перевозки грузов. Внешне машина напоминала предшественника Бе-6.

Самыми заметными отличиями стали носовой обтекатель с радиолокационной системой и убирающееся шасси. Самолет был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями китайского производства. Он до сих пор находится на вооружении ВМС Китая.    

БЕ-12 «ЧАЙКА» — охотник за подводными лодками

Противолодочный самолет (СССР)

Морской самолет Бе-12
Шасси Бе-12 позволяет без проблем садиться и взлетать с грунтовых аэродромов

Бе-12 относится к самолетам-амфибиям, то есть к машинам, которые для взлета и посадки могут использовать как сухопутные аэродромы, так и воду. К созданию такой машины приступили в начале 1950-х годов в ОКБ Г. М. Бериева, уже построившем до этого летающую лодку Бе-6. Проект получил название Бе-12.

В 1957 году макет самолета в натуральную величину представили приемной комиссии. В 1959 году были подготовлены его чертежи. Он поднялся в воздух 18 октября 1960 года пока еще с грунтового аэродрома. Полет продолжался около часа и показал, что самолет ведет себя в небе вполне достойно. Государственные испытания машины закончились 20 апреля 1965 года, после чего она была принята на вооружение.

Морской самолет Бе-12
Бе-12 ВВС Украины патрулирует побережье Чёрного моря

Самолет представлял собой летающую лодку с водонепроницаемой нижней частью, которая разделена на 10 отсеков, с местами для экипажа, оборудования и поднимаемых грузов. Трапециевидное крыло имело профиль большой толщины. Все это позволяло амфибии уверенно чувствовать себя как на воде, так и в небе. Охоту за подводными лодками самолет вел, разбрасывая радиогидроакустические буи — специальные поплавки, реагирующие на шумы в воде и передающие сообщения о них на борт машины.

Впоследствии стали применять магнитометрическую аппаратуру, реагирующую на передвижение в воде металлического тела. Для поражения противника имелись глубинные бомбы и торпеды. До 1974 года самолеты Северного и Тихоокеанского флотов обнаруживали при совместных действиях по три-четыре подводные лодки в год. После 1975 года их число начало расти. Рекордным стал 1989 год, когда было найдено 29 подводных лодок.

С распадом СССР самолет не раз пытались снять с вооружения и заменить его более совершенным А-40, однако до сих пор Бе-12 входит в состав Черноморского флота.

Морской самолет Бе-12
Двигатели Бе-12 расположены над крылом, чтобы при взлете и посадке на воду лопасти винтов не повредило волной

А-40 «АЛЬБАТРОС» — уникальный самолет-амфибия

Морской патрульный самолет (СССР)

Морской самолет А-40
А-40 может находиться на воде даже при волне в 3,5м

Разрешение на работу над А-40 «Альбатросом», преемником Бе-12, Таганрогский завод получил только в 1976 году. Главной задачей новой машины являлась борьба с подводными лодками. Для этого самолет оснащался поисково-прицельной системой, в состав которой входили радиолокатор, магнитомер и другие средства.

В отличие от Бе-12, его планировалось оборудовать и системой воздушной дозаправки. Фюзеляж самолета представлял собой лодку, состоящую из трех частей. В передней, герметичной, находились кабины для летчиков и рабочие места операторов. В негерметичной части машины располагались отсеки для поисково-прицельной системы и радиоэлектронного оборудования, а также для размещения мин, глубинных бомб, ракет, гидроакустических буев. Чтобы улучшить взлетные характеристики, самолет оснастили двумя турбореактивными двигателями, которые работали во время полета, и еще двумя реактивными, включавшимися при взлете и посадке.

Морской самолет А-40
Под большим белым обтекателем размещена антенна поисковой и навигационной радиолокационных систем

Машина впервые поднялась в воздух 7 декабря 1986 года. В апреле будущего года состоялся второй полет. Летом приступили к испытаниям на воде, продолжавшимся до весны 1988 года. Только в августе 1989 года самолет представили широкой публике на авиационном празднике в Тушино.

В сентябре того же года «Альбатрос» установил 14 мировых рекордов среди машин своего класса. В 1991 году он был показан на авиационном салоне в ЛеБурже. С самолета сняли специальное оборудование и представили его как спасатель.

Летно-технические характеристики машины оценивались очень высоко. В 1993 году его демонстрировали на первом авиационно-космическом салоне в Жуковском. Самолет до сих пор остается самой большой амфибией в мире. К 2012 году им установлено 148 мировых рекордов.

Морской самолет А-40
В самом конце фюзеляжа установлен небольшой руль для управления самолетом на воде

БE-103 — мал, но универсален

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

Морской самолет Бе-103
Бе-103 может использоваться в транспортном, административном, санитарном, патрульном и экологическом вариантах

В начале 1990-х годов в ОКБ имени Г. М. Бериева началась разработка нового самолета-амфибии под названием Бе-103. Машину предполагалось сделать многоцелевой. Самолет должен был поднимать полезную нагрузку до 350 кг, перевозить ее на расстояние до 3150 км и иметь при этом скорость не ниже 230 км/ч. В салоне предусматривались места для пяти пассажиров, имелся багажный отсек.

Еще до первого полета, в 1996 году, самолет был представлен на международной выставке в Геленджике. После машину доставили в Таганрог и начали готовить к летным испытаниям. 15 июля 1997 года она поднялась в воздух.

В середине августа, совершив около 30 полетов, самолет перебрался в Жуковский, где должен был участвовать в авиационном салоне МАКС-97. Однако за день до его открытия при выполнении тренировочного полета произошла катастрофа, в результате которой погиб пилот.

Морской самолет Бе-103
Особенностью Бе-103 является использование глиссирующего крыла, позволившего отказаться от применения поддерживающих поплавков

К испытаниям следующей машины приступили в ноябре 1997 года, однако 29 апреля 1999 года и этот самолет разбился. Зимой того же года к полетам стали готовить третий самолет, который по настоянию генерального конструктора перед первым полетом освятили.

В 2001 году Бе-103 участвовал в немецкой выставке, после которой испытания продолжились. Машина совершала до 10 полетов в день. Программа закончилась 26 декабря 2001 года, когда самолет получил международный сертификат. В 2003 году три такие машины были поставлены в США.

Морской самолет Бе-103
При наличии твердого пологого берега амфибия способна самостоятельно выбираться на сушу

БЕ-200 — самолет-пожарник

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

Морской самолет БЕ-200
По сравнению с другими самолетами-амфибиями, Бе-200 имеет полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать его для выполнения широчайшего спектра задач

Главными заказчиками ОКБ имени Г. М. Бериева всегда были военные. Однако из-за распада СССР авиаторам пришлось искать себя на гражданском рынке. К 1990 году был готов проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров. Следующим этапом стало создание машины для перевозки пассажиров, грузов, а также выполнения специальных заданий.

После распада СССР проект не был закрыт, а 17 июля 1992 года вышло постановление правительства Российской Федерации, подтверждающее необходимость изготовления такой машины. Правда, начались трудности с финансированием и, как следствие, поиском завода для ее серийного выпуска. В целях привлечения зарубежных средств было создано закрытое акционерное общество, в которое вошли швейцарская финансовая группа и украинский промышленно-инвестиционный банк.

Морской самолет БЕ-200
Бе-200 получился очень маневренным, он способен делать глубокие виражи и набор высоты по крутой траектории со значительным креном

Строительство первого Бе-200 в противопожарном варианте началось в 1992 году. Машина вышла из сборочного цеха 11 сентября 1996 года, а 24 сентября 1998 года она совершила первый полет. Весной 1999 года самолет прибыл в Таганрог для продолжения испытаний, 9 июня он отправился в Париж для участия в салоне Ле-Бурже, где совершил два демонстрационных полета и сбросил 6 т воды.

В сентябре 2000 года Бе-200 стал звездой выставки в Геленджике, установив там 24 мировых рекорда. Во время выставки в Жуковском 15 августа 2001 года самолет получил международный сертификат. В настоящее время выпущено девять таких машин. В противопожарном варианте их первым зарубежным покупателем стала Греция. В мае 2008 года один самолет получил Азербайджан. Два года спустя был заключен контракт на поставку 10 самолетов в США. В настоящее время в состав МЧС России входят шесть таких машин. До 2016 года планируется заказать еще семь. В ноябре 2011 года о намерении закупить восемь самолетов в 2013-2014 годах заявило Министерство обороны России.

Морской самолет БЕ-200
«Фишка» Бе-200 на авиасалонах — сброс воды, окрашенной в цвета российского флага

ИЛ-38 — охотник за подлодками

Патрульный противолодочный самолет (СССР)

Морской самолет Ил-38
Ил-38 долгое время был лучшим в мире самолетом по обнаружению подводных лодок

После Второй мировой войны американцы, наученные германским примером, взялись за усиленное строительство подводных лодок. Невидимые, быстроходные и вездесущие, они казались наилучшим средством для размещения новейших видов оружия, прежде всего баллистических ракет с ядерными зарядами.

С 1960 года пять подводных лодок вели постоянное боевое патрулирование в режиме готовности к нанесению ядерного удара по территории СССР. Средствами, способными находить такого противника, Военно-морской флот СССР тогда не располагал. Первая отечественная атомная подводная лодка вышла в море только в 1958 году, и ее боевые возможности значительно уступали американским.

Летающие лодки Бе-6 серьезной угрозы для субмарин США также не представляли. В 1959 году в СССР приступили к созданию противолодочной акустической системы под названием «Беркут». В эти же годы ВВС СССР передали в ОКБ-240 С. В. Ильюшина задание на проектирование и изготовление на базе пассажирского Ил-18 противолодочного самолета Ил-38, оснащенного этой системой.

Морской самолет Ил-38
На модернизированных Ил-38Н установлена новейшая система поиска «Новелла» (надстройка над кабиной), способная обнаруживать и удерживать в поле зрения одновременно 32 воздушные, надводные и подводные цели

Первый полет Ил-38 под управлением В. К. Коккинаки состоялся 27 сентября 1961 года. В фюзеляже появились два отсека для размещения буев системы «Беркут», бомб и торпед. Крыло перенесли вперед на 3 м и усилили его профиль. В фюзеляже поместили еще один топливный бак. Изменили и конструкцию многих самолетных систем. Помимо радиоакустических буев следить за передвижениями лодок должна была магнитометрическая система.

В 1967 году началось его серийное производство, а в 1969 году самолет приняли на вооружение. В 1970-х годах желание приобрести три такие машины выразила Индия.

В 1968 году самолет, принадлежавший Северному флоту, обнаружил первую подводную лодку в Баренцевом море. В 1974 году Ил-38 Тихоокеанского флота нашел еще одну в Японском море, а в 1976 году машина Балтийского флота застигла таковую в Индийском океане.

Всего с 1969 по 1981 год самолеты обнаружили 172 иностранные подводные лодки. После того как морская авиация России лишилась разведывательных самолетов, Ил-38 начали нести и патрульную службу. В настоящее время этот самолет остается основной противолодочной машиной ВВС России, и замены ему в ближайшем будущем не предвидится.

Морской самолет Ил-38
В годы холодной войны самолеты ВВС США не раз отгоняли слишком назойливые Ил-38 от своих кораблей в нейтральных водах

АН-12ПС — спасающий жизни

Поисково-спасательный самолет (СССР)

Морской самолет Ан-12ПС
На месте кормовой кабины стрелка у Ан-12ПС организован отсек для двух спасательных плотов

Этот самолет создавался для выполнения спасательных операций на больших расстояниях и поиска в море пропавших судов. За основу был взят военно-транспортный самолет Ан-12. Оснащенный специальной аппаратурой, способной услышать издали передаваемый сигнал бедствия, а также катером, находящимся в большой грузовой кабине, он был назван Ан-12Б и начал использоваться в спасательных операциях еще в 1963 году.

Четыре года спустя вышло постановление советского правительства о создании на его основе специальной машины. Самолет под названием Ан-12ПС был готов к государственным испытаниям в 1970 году. В его задачи входил поиск опускающихся на воду космических кораблей и их экипажей.

Морской самолет Ан-12ПС
Для прицельного сброса спасательного катера и других грузов в кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7

В состав авиационно-морского поисково-спасательного комплекса входил катер «Ерш», сбрасываемый на парашютах с высоты от 600 до 1500 м прямо с экипажем из трех человек. «Ерш» был способен выполнить свою задачу при качке, достигавшей четырех баллов, и мог принять на борт до восьми человек.

Катер развивал скорость 11 км/ч и самостоятельно преодолевал до 720 км. Он имел на борту все необходимое для оказания первой медицинской помощи и несколько спасательных плотов, готовых принять еще 60 человек. Весь этот караван судно могло тащить на буксире. Сброс катера с экипажем был делом новым, и первые испытания проводились без людей на борту. Только 12 апреля 1976 года, как раз в День космонавтики, Ан-12ПС прошел полноценные испытания. После них самолет с катером на борту начал поступать на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов.

В 1970-х годах в поисково-спасательные машины были переоборудованы несколько военно-транспортных самолетов. В 2000 году Ан-12ПС участвовал в международных учениях поисково-спасательных сил «Сэрекс-Альфа-2000».

Морской самолет Ан-12ПС
В 1983 году при испытаниях на Чёрном море системой спасения был неожиданно обнаружен экипаж потерпевшего аварию канадского самолета
Морской самолет Ан-12ПС
Ан-12ПС оснащен ориентировочными морскими авиационными бомбами, с помощью которых на воде образуется видимое издалека пятно для визуальной маркировки места поиска

АН-72П — гроза контрабандистов и нарушителей

Морской патрульный самолет (СССР)

Морской самолет Ан-72П
На фото видны поднятые над двигателями щитки реверса тяги, которые служат для сокращения пробега при посадке

В конце 1970-х годов на вооружении ВВС СССР появился военно-транспортный самолет Ан-72. Эту машину отличали высокая дальность полета и большая грузоподъемность. Почти сразу же встал вопрос об ее использовании для охраны морских границ.

Оборудование самолета дополнили системами спутниковой навигации, дальней радионавигации, а также оптико-телевизионным комплексом, камеры которого могли увидеть в море объект на большом расстоянии и в любую погоду. Для патрулирования в ночное время Ан-72 снабдили осветительными бомбами.

На подвесках под фюзеляжем разместили обычные бомбы и неуправляемые ракеты, а также двуствольную 23-мм пушку ГШ-23. В число задач переоборудованной машины вошли патрулирование прилегающей к берегу 200-мильной морской зоны, охрана рыбных запасов, обнаружение нарушителей в территориальных водах и борьба с ними, а также поисково-спасательные операции.

Морской самолет Ан-72П
Ан-72П обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками — пробег при посадке составляет всего 350 м

Первые самолеты Ан-72П несли службу на Дальнем Востоке, а 22 февраля 2001 года один из них потопил судно-нарушитель, принадлежавшее, как выяснилось впоследствии, некоему сахалинскому ООО.

Спустя четыре года самолет пришел на помощь сторожевому кораблю, преследовавшему другого нарушителя, и несколькими точными попаданиями заставил того остановиться. Ан-72П продолжают нести службу по защите территориальных вод страны. С 1996 года к их производству в кооперации с Россией приступили в нескольких городах Украины.

Морской самолет Ан-72П
Подобное расположение двигателей создает дополнительную подъемную силу за счет «прилипания» к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС F/A-18E СУПЕР ХОРНЕТ» — супер-шершень корабельного базирования

Многоцелевой палубный истребитель (США)

Морской самолет F/A-18E
Для быстрой остановки при посадке на палубу авианосца F/A-18E оборудован посадочный знак

Самолет F/A-18 «Хорнет» создан во второй половине 1970-х годов на базе наземного экспериментального истребителя YF-18, составлявшего тогда конкуренцию самолету четвертого поколения F-16.

В 1980-х годах вместе с «Томкэтом F-14» он почти полностью заменил на палубах американских авианосцев многоцелевые «Фантомы F-4». Однако по ударным возможностям более шустрые «Хорнеты» заметно уступали своим более тяжелым предшественникам. Министр обороны США 15 июля 1987 года выпустил директиву с требованием начать их глубокую модернизацию. Проект получил название «Супер Хорнет». К 1991 году завершились предварительные исследования по этой разработке.

Морской самолет F/A-18E
Для удобства хранения на авианосцах F/A-18E имеет складывающееся крыло

В 1992 году приступили к эскизному проектированию. Площадь крыла самолета увеличилась на 25% по сравнению с прежней машиной, улучшилось бортовое радиоэлектронное оборудование, были внесены изменения и в вооружение. Контракт на производство семи самолетов, в том числе двух учебно-тренировочных, был подписан 7 декабря 1992 года. В том же году компания «Дженерал Электрик» получила заказ на изготовление двигателей для новой машины.

В 1995 году с завода фирмы «Макдоннел-Дуглас» в Сент-Луисе вышел первый экземпляр, а 29 ноября 1995 года самолет впервые поднялся в воздух. К концу 1996 года была завершена вся опытная серия. К 2010 году «Супер Хорнет» планировалось сделать единственным самолетом на авианосцах США, заменив им в том числе и «Томкэтов». Сегодня он все еще находится в производстве, построено уже свыше 500 единиц этих машин. Помимо Военно-морского флота США самолет входит в состав ВВС Австралии.

Морской самолет F/A-18E
Для уверенного взлета с авианосца F/A-18E имеет «прыжковое» шасси, которое сообщает самолету при взлете дополнительный вертикальный импульс

«ГРУММАН S-2 ТРЕКЕР» — смертельный враг подводников

Противолодочный самолет (США)

Морской самолет S-2
Стеклянный шар, висящий по центру правого крыла, — это мощный прожектор для облегчения надводного поиска

Первые самолеты, способные бороться с подводными лодками, появились в США еще в 1944 году. В 1950 году их выделили в отдельный класс морской авиации. Такие машины должны были иметь большой запас топлива, надежные и экономичные двигатели, уметь летать на малых скоростях и обладать хорошей навигационной аппаратурой.

Военно-морской флот США 30 июня 1950 года объявил конкурс на создание противолодочного самолета, способного как вести поиск подводных лодок, так и уничтожать их. Этот заказ достался компании «Грумман», уже имевшей проект такой машины под названием G-89. В 1951 году на рассмотрение приемной комиссии был представлен ее макет.

Самолет предполагали оснастить поисковой радиолокационной системой и магнитометром. Для уменьшения помех от магнитного поля датчик последнего собирались установить на конце выдвижной штанги длиной около 5 м, однако главным средством поиска подводных лодок должен был стать радиогидроакустический буй. Сброшенный на воду, он мог передавать шумы, услышанные в океане, на борт самолета, который находился от него на расстоянии до 1,5 км. На правом крыле устанавливался мощный прожектор, его луч направлялся бортовой радиолокационной системой прямо к цели.

Морской самолет S-2
Некоторые модификации S-2 оснащались системой электронного противодействия APA-69A, которая размещалась в обтекателе над кабиной пилотов

Первый такой самолет взлетел 4 декабря 1952 года. Уже через два года серийные машины начали поступать на вооружение. В 1957-м фирма приступила к разработке новой модификации — самолета, способного нести на борту ядерные глубинные бомбы.

Последним вариантом этой машины стал самолет S-2E с улучшенным бортовым оборудованием. Таких машин было построено 252, последняя вышла из ворот сборочного цеха в 1968 году, 14 самолетов поставили Австралии.

В 1986 году «Грумман» разработал еще одну модификацию с новыми двигателями и модернизированным оборудованием. Две машины были проданы Тайваню. Этот самолет до сих пор остается на вооружении ВМС Аргентины.

Морской самолет S-2
S-2 был первым в мире самолетом, способным не только искать, но и уничтожать подводные лодки противника
Морской самолет S-2
Крылья S-2 складываются полностью автоматически за счет применения гидроприводов

«ЛОКХИД Р-3 ОРИОН» — глаза и уши ВМС

Береговой патрульный самолет (США)

Морской самолет Локхид Р-3
В хвостовом конусе Р-3 находится радиолокационная станция APS-115, а в «жале», выходящем из конуса, — магнитометр AS0-81

К концу 1950-х годов с появлением подводных лодок с атомными двигателями возникла необходимость в новом средстве для борьбы с ними. Таковым стал патрульный самолет Р-3 «Орион», разработанный фирмой «Локхид». За основу взят четырехмоторный пассажирский самолет «Электра».

Машина получила укороченный фюзеляж, усиленный планер, а прежний пассажирский салон был поделен на герметичную и негерметичную части. В первой разместились кабина пилота, рабочие места операторов и радиоэлектронная аппаратура. Во второй — отсек вооружения и установки для запуска радиогидроакустических буев. Самолет получил обозначение Р-3. В августе 1959 года Р-3 «Орион» впервые поднялся в воздух.

Морской самолет Локхид Р-3
На левом крыле виден подвешенный на пилоне контейнер аппаратуры радиоэлектронной борьбы

Лишь в 1962 году самолеты начали поступать на вооружение ВМС США. В том же году эскадрилья из 12 таких машин получила первое боевое задание — участвовать в блокаде Кубы во время Карибского кризиса. В период вьетнамской войны Р-3 патрулировали побережье. Их задачей было совместно с катерами ВМС США пресекать транспортные перевозки из Северного Вьетнама в Южный.

В 1963 году самолет дебютировал на авиасалоне в Ле-Бурже. Поскольку конкурентов у Р-3 тогда не было, их сразу закупило большинство союзников США — Новая Зеландия, Норвегия, Испания, Португалия, Таиланд. Самолеты Локхид Р-3 «Орион» до сих пор остаются на вооружении ВМС США, Кореи, Новой Зеландии, а также Морских сил самообороны Японии.

Морской самолет Локхид Р-3
«Сито», которое виднеется на «брюхе» за крылом, — это отверстия для сброса радиогидроакустических буев

«ДАССО АТЛАНТИК II» — противолодочный француз

Патрульный противолодочный самолет (Франция)

«Атлантик II» морской авиации Германии
На «Атлантик II» морской авиации Германии установлена более продвинутая система радиотехнической разведки Loral Rapport, находящаяся в контейнерах на законцовках крыла

Первый самолет, предназначенный для I борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, появился у Франции в 1980-х годах. Им стала машина «Атлантик I», разработанная компанией «Бреге».

В конце 1978 года фирма приступила к созданию на ее базе нового модернизированного самолета. Задачей было оснастить его более совершенной поисковой системой, новым вооружением, увеличить запасы топлива и, соответственно, радиус действия.

Морской самолет Атлантик II
За остекленной передней частью фюзеляжа находится рабочее место наблюдателя, а чуть ниже его кабины — «шар» системы инфракрасного наблюдения Tango

В мае 1981 года «Атлантик II» совершил первый полет. Год спустя в воздух поднялся второй образец. Серийное производство было организовано только в 1988 году, а в 1990 году из новых «Атлантик II» сформировали эскадрилью.

Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации. Характеристики его стали намного лучше, чем у «Атлантика I». Установка противокорабельных ракет «Экзосет» резко повысила эффективность действий самолета по надводным целям. Кроме этих ракет «Атлантик II» может нести противолодочные торпеды Мк.46 и глубинные бомбы.

Всего к 1996 году планировалось построить 42 таких самолета, выпуская по пять-шесть машин в год. «Атлантик II» должен был стать европейским ответом американскому противолодочному самолету S-3 «Викинг». Однако соседи по континенту Францию поддержали не сразу. ФРГ склонялась к закупке S-3. Голландцы собирались приобрести Р-3 «Орион». В результате из 42 запланированных были построены только 28 машин. Сейчас помимо Франции они состоят на вооружении ВМС Германии, а также Пакистана.

Морской самолет Атлантик II
На законцовке киля «Атлантик II» установлен контейнер радиотехничекой разведки ARAR

«ДОРНЬЕ DO-228 МЭРИТАЙМ ПЭТРОЛ» — морской патруль

Многоцелевой патрульный самолет (Германия)

Морской самолет Do-228
Несмотря на свой неказистый квадратный вид Do-228 обладает высокими летными характеристиками и надежностью

В 1980-х годах к производству патрульных машин приступила Германия. В качестве базы был взят транспортный самолет Do-228 компании «Дорнье». Машина получила новый профиль крыла, две радиолокационные станции, обзорную и поисковую, а также противокорабельные ракеты, размещенные на подвесках крыла.

Кроме того, самолет оборудован ИК-системой обзора передней полусферы, стабилизированной системой наблюдения большой дальности, прибором ночного видения, прожектором и новейшей навигационной системой. Первый полет машина, названная Do-228, совершила в мае 1981 года.

Серийное производство этого многоцелевого патрульного самолета началось в 1984 году. Сейчас он входит в состав воздушно-морских сил Германии, Индии, Италии, Нигерии, Омана, Таиланда, Мавритании и Мальдивских островов.

Морской самолет Do-228
Морской патруль Do-228 ВМС Германии готовится к взлету
Морской самолет Do-228
Do-228 имеет прочную конструкцию и приспособлен для эксплуатации на плохо подготовленных аэродромах
Морской самолет Do-228
Последняя модификация Do-228 оснащена современными пятилопастными винтами и новейшими двигателями ТРЕ331-10

CASA С-212-400 — вездесущий патруль

Многоцелевой патрульный самолет (Испания)

Морской самолет С-212-400
Для поиска подводных лодок противника многие С-212-400 оснащаются поисковой радиолокационной системой Telephonies RDR 1550 В, расположенной в носовом обтекателе

Самолет С-212-400 создан испанской фирмой CASA на базе транспортной машины С-212 «Авиакар», став ее последней модификацией. Он способен провести в воздухе до восьми часов, действуя на расстоянии от берега до 1000 морских миль.

C-212-400 оснащен поисковым радаром, обзорными телевизионными и инфракрасными камерами и системой передачи данных через спутниковую связь. Вооружение самолета состоит из пусковых установок неуправляемых 68-мм либо 70-мм ракет, или контейнеров с пулеметами, или двух легких торпед Mk.46.

В 1997 году самолет впервые поднялся в воздух, а год спустя был запущен в серийное производство. К 2002 году изготовили 10 таких машин: три — для ВМС Венесуэлы, по два — для ВВС Суринама и Доминиканской Республики и три (предназначенные для борьбы с браконьерами возле побережья) — для Министерства сельского и рыбного хозяйства Испании. В 2012 году три С-212-400 были поставлены Вьетнаму для морского патрулирования и контроля прибрежной акватории, предотвращения незаконного вылова рыбы, контрабанды и наркотрафика.

Морской самолет С-212-400
C-212-400 имеет большой грузовой люк и рампу, поэтому его можно использовать как транспортный самолет для перевозки любых грузов, включая автомобили и артиллерийские орудия
Морской самолет С-212-400
С-212-400 заходит на посадку
Патрульный С-212-400 готовится к высадке десанта
Патрульный С-212-400 готовится к высадке десанта

«ФОККЕР F-27 MPA» — защитник побережья

Патрульный самолет (Нидерланды)

Морской самолет F-27 MPA
F-27MPA оснащен поисковой радиолокационной станцией AN/APS-504, антенна которого смонтирована в обтекателе под фюзеляжем

Фоккер F-27 МРА» используется береговой охраной и Военно-воздушными силами Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и некоторых других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и ведения поисково-спасательных работ. Он был создан на базе пассажирской машины F-27, разработанной компанией «Фоккер» в 1950-х годах. Его серийное производство началось в 1978 году.

Самолет имеет полностью герметичный фюзеляж с метеорологической радиолокационной системой, размещенной в его передней части, а также фотокамеры и прожектор для наблюдения. В задней части фюзеляжа находится грузовой люк, через который можно осуществлять спасательные работы.

У машины есть две модификации: F-27 «Мэритайм» для простого патрулирования и F-27 MPA, вооруженный противолодочными торпедами, минами, управляемыми ракетами «Гарпун», «Экзосет», «Мэйврик», «Си Скьюа», «Си Игл», глубинными бомбами, гидроакустическими буями.

Морской самолет F-27 MPA
Под черным носовым обтекателем F-27 MPA находится метеорологическая радиолокационная станция
Морской самолет F-27 MPA
На фото пассажирская машина, из которой, путем масштабной переделки, получили патрульный «Фоккер F-27 Мэритайм»



Поделиться ссылкой