Еще со времен воздушных шаров важнейшим предназначением военных летательных аппаратов являлась разведка: заниматься ею, находясь на высоте нескольких сотен метров, было очень удобно. Современные самолеты-разведчики достигли невиданных высот в прямом смысле этого слова (порой — в несколько десятков километров). Они оснащены сложнейшей аппаратурой слежения.
Первым в истории самолетом, созданным для высотной разведки, стал американский U-2 фирмы «Локхид». Он был спроектирован в 1955 г. U-2 поднимался на высоту до 27 км, ни одно средство тогдашней противовоздушной обороны не могло достать этот самолет! Подобные летающие супершпионы получили название стратегических разведчиков. Правда, U-2 имел небольшую скорость — всего 690 км/ч.
Другим стратегическим разведчиком стал «Локхид» SR-71. Он хоть и разработан полвека назад, но и сегодня выделяется уникальным дизайном. За свою форму самолет получил название «Блэкберд» (в переводе — «черный дрозд»). Он отличался от U-2 скоростью, а еще тем, что впервые в истории строился по технологии невидимки. Максимальная скорость полета достигает рекордных 3220 км/ч на высоте до 24 км!
Большое распространение получили современные самолеты, получившие обозначение ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Аппаратура на их бортах предназначена не для фотографирования территории, а для засечения вражеских целей. На вооружении России с 1984 г. состоит самолет-разведчик А-50, созданный на основе транспортного самолета Ил-76. Максимальная скорость полета составляет 850 км/ч, потолок — 12 000 м, дальность полета — 2000 км.