Самолеты Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны все ее участники имели огромные авиафлоты. Машины различались характером причиняемого врагу ущерба. Среди бомбардировщиков были легкие, средние и тяжелые; когорта истребителей состояла из легких «жокеев»- перехватчиков, созданных, чтобы догонять противника, прорвавшегося в тыл, и «воздушных крейсеров», служивших для сопровождения своих самолетов на чужую территорию.

Существовали еще истребители-бомбардировщики, штурмовики, разведчики, связные, транспортные, патрульные, противолодочные, многоцелевые самолеты. Все они выполняли множество задач. В военной доктрине Германии авиация рассматривалась как «летающая артиллерия». Ее задачей было поразить вражеские военные и промышленные центры в самом начале войны, обеспечив молниеносную победу.

Итальянский бомбардировщик SM.81
Итальянский бомбардировщик SM.81 фирмы «Савойя-маркетти» в небе над Мадридом. Фото 1936 года
Итальянский бомбардировщик «Савойя-маркетти»
Итальянский бомбардировщик «Савойя-маркетти» во время атаки. Фото 1936 года

Соответственно, главной ударной силой считалась бомбардировочная авиация, а истребителям отводилась вспомогательная роль. Италия придерживалась доктрины Дуэ, согласно которой авиация должна быть готова в одиночку решить исход войны. Первое место здесь также отводилось бомбардировщикам.

В СССР делали ставку на нанесение сокрушительного ответного удара с ведением войны на территории агрессора. У Советского Союза было самое большое общее число самолетов: в 1937 году — свыше 8000, истребителей среди них — чуть больше 2200 единиц.

США рассматривали океан как свою главную защиту. Только Англия и Франция, помня об ужасах Первой мировой, когда германские «Фоккеры» творили в воздухе все, что хотели, отдали предпочтение истребителям. К началу войны в летном парке Англии их доля составляла 48%, Франции — 41%.

Впервые будущие противники сошлись в небе Испании. СССР активно помогал республиканцам этой страны, а Германия и Италия поддержали мятежников. В ходе воздушных сражений выяснилось, что лучший советский истребитель И-16 превосходит все истребители, участвовавшие в этой войне, кроме новейшего немецкого «Мессершмитта Bf.109B», которому он уступал в скорости и скороподъемности.

«Гладиатор» самолет
«Гладиатор» — последний истребитель биплан, принятый на вооружение ВВС Британии
Истребитель Bf.109G фирмы «Мессершмитт»
Истребитель Bf.109G фирмы «Мессершмитт»

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Немецкая армия напала на Польшу. В воздух были подняты около 1000 бомбардировщиков: «Хейнкелей», «Дорнье», «Юнкерсов». Большая часть самолетов поляков погибла еще на земле. Война была выиграна за две недели. Казалось, что германская доктрина полностью себя оправдывает.

Следующей жертвой стала Франция. Ее авиация уже не занимала лидирующее положение в мире, как это было в годы Первой мировой войны, и заметно уступала германской. Истребители «Девуатин D.510», «Моран-Солнье MS.406» и «Блок МВ.152» устарели, а новейшие истребители «Девуатин D.520» только начали поступать в военные части. К маю 1940 года на вооружение было принято только 34 таких самолета.

Девуатин D.520
Французский «Девуатин D.520»

Главнокомандующим немецкого наступления на Францию был Эрих Манштейн. До нападения фашисты оккупировали Голландию и Бельгию — эти территории должны были стать плацдармами для их самолетов. Причем, чтобы Голландия сложила оружие, немцам хватило одной показательной бомбардировки Роттердама.

«Люфтваффе» начали налеты на Францию 10 мая 1939 года. Задачи были поставлены те же, что и в войне с Польшей: уничтожение авиации противника еще на земле, завоевание господства в воздухе, как в годы Первой мировой. Атакам подверглись сразу 47 французских аэродромов, однако 31 все-таки уцелел.

Впервые немцы столкнулись в воздухе с равным противником. Дело в том, что французам активно помогал британский контингент (войска ограниченной численности), самолеты которого были гораздо лучше французских.

Германия почувствовала уязвимое место своей военной доктрины: в воздухе стал ощущаться дефицит истребителей, и бомбардировщики часто ходили без сопровождения. Однако судьба войны была решена на земле: 1 июня 1940 года англичанам пришлось приступить к эвакуации, так как уже 14 июня 1940 года немецкие войска вошли в Париж и Франция капитулировала.

Англия осталась один на один с противником, уже подчинившим себе пол-Европы и отделенным от нее узкой полосой Ла-Манша. Подготовка к операции «Морской лев», которая заключалась в высадке десанта на Британские острова, началась 16 июля. На ее осуществление отводилось 30 дней. Подготовку к вторжению должны были провести два воздушных флота, располагавшихся на северо-востоке Франции и в Голландии. Ставка снова делалась на бомбардировщики: «Дорнье Do-17», «Юнкерсы» Ju-87 и Ju-88, «Хейнкель He-111». Истребителям, представленным двумя моделями — Bf. 109 и Bf. 110, отводилась вспомогательная роль.

Бомбардировщики «Дорнье Do-17» летят над Францией
Бомбардировщики «Дорнье Do-17» летят над Францией
Бомбардировщики He-111 фирмы «Хейнкель» перелетают через Ла-Манш
Бомбардировщики He-111 фирмы «Хейнкель» перелетают через Ла-Манш
«Юнкерс Ju-87»
Бомбардировщик «Юнкерс Ju-87», прозванный в советской армии «лаптежником»
«Юнкерсы Ju-87» в небе над Афинами глазами немецкого художника
«Юнкерсы Ju-87» в небе над Афинами глазами немецкого художника

Немцы рассчитывали до предела заполнить небо над Англией своими машинами и создать в нем подавляющее численное превосходство. Однако этого не произошло. Их бомбардировщики, хотя и вооруженные несколькими пулеметами, не могли противостоять английским истребителям, лучшим среди которых был «Спитфайр».

У англичан сохранились и радиолокационные станции, вовремя оповещавшие о налетах. В результате задуманная операция по уничтожению английских самолетов на аэродромах провалилась. Отчаявшись добиться победы над британскими военными, немцы перешли решили переключить всю мощь своей авиации на мирные города. 7 сентября 1940 года почти 1000 немецких самолетов, среди которых было около 300 бомбардировщиков, выдвинулась на Лондон.

Английский истребитель «Спитфайр»
Английский истребитель «Спитфайр», удержавший за собой небо Британии

Для англичан, продолжавших считать главной целью немцев военные объекты, это стало полной неожиданностью. Город запылал. Однако вместо ожидаемой победы немцы получили обратный результат. Когда 15 сентября 1940 года их самолеты отправились на решительный штурм английской столицы, на помощь служащим ПВО пришли мирные жители, а в воздух поднялись новые британские истребители, которых у немцев еще не было. В тот день они потеряли около 30 машин, тогда как англичане — вполовину меньше. Говорят, что после этого Гитлер и отдал приказ об отмене операции «Морской лев». Война в воздухе была проиграна.

Последующие атаки немцев на английские города, в ходе которых был разрушен Ковентри, выглядели, скорее, местью британцам за их упрямство. После этого взоры Германии обратились на СССР. Важная роль в предстоящем вторжении снова отводилась авиации. Советский Союз, конечно, во многом отличался от дореволюционной России. Он располагал самым большим в мире воздушным флотом. Вместе с тем его истребители И-16 и И-153 были тихоходными по сравнению с «Мессершмиттом», а бомбардировщик СБ уступал по всем параметрам «Юнкерсу» и «Хейнкелю».

Бомбардировщик СБ
Бомбардировщик СБ — скоростной бомбардировщик А. Н. Туполева, состоявший на вооружении в начале войны

Весной 1941 года появились самолеты нового поколения: истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, бомбардировщики Пе-2, Ил-4, Су-2, штурмовик Ил-2. МиГ-3 имел выдающиеся скоростные и виражные характеристики на больших высотах, но, опустившись ниже (а практически все бои проходили именно на средних и малых высотах), терял эти преимущества. ЛаГГ-3 получил от летчиков прозвище «Лакированный Гарантированный Гроб», поскольку был сделан из особой, излишне тяжелой дельта-древесины, что ухудшало скоростные и маневренные характеристики самолета. Як-1 среди них был лучшим. По показателям этот самолет приближался к «Мессершмитту Bf. 109».

Штурмовик Ил-2 С. В. Ильюшина
Штурмовик Ил-2 С. В. Ильюшина
В воздухе Ил-2
В воздухе Ил-2 — самый массовый штурмовик Второй мировой войны. «Над Берлином». К. А. Васильев

Бомбардировщик Пе-8 превосходил по своим качествам немецкие машины, однако осуществить перевооружение этой моделью не успели. Ранним утром 22 июня немецкие самолеты, использовавшие в качестве плацдармов территории Польши, Румынии и Финляндии, атаковали сразу 66 советских аэродромов, 500 машин так и не поднялись в воздух. Представлялось, что план «молниеносной войны» Гитлера близок к осуществлению: превосходство Германии в воздухе было очевидным. Когда сражения достигли Москвы, для ее штурма были задействованы свыше 1300 машин, которым противостояли около 600 советских самолетов устаревших конструкций.

В октябре 1941 года гитлеровцы, прорвав оборону советских войск, устремились к столице. Казалось, остановить эту лавину уже невозможно, однако из-за огромной «глубины» фронта немцам становилось все сложнее организовывать своевременную поставку топлива и запчастей и заменять выбывающие из строя, тогда как на помощь Москве постоянно прибывали оснащенные новыми самолетами части из тыла и Закавказья. В результате на последнем этапе сражения превосходство в воздухе перешло к оборонявшимся, что и поспособствовало началу контрнаступления.

Советский тяжелый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 В. М. Петлякова
Советский тяжелый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 В. М. Петлякова

К моменту битвы под Сталинградом удельный вес самолетов новых конструкций в Советской армии превысил 50%. Появились новые истребители Ла-5 и Як-9. Вступил в бой бомбардировщик Ту-2. Старые самолеты были сняты с производства. В результате потери, которые понесла авиация врага в том сражении, оказались самыми большими после битвы за Англию. В октябре 1942 года Гитлер подписал указ о переходе к обороне на всем Восточном фронте, что стало началом поражения Германии. Ее стратегия была целиком направлена на достижение «молниеносной победы», а не на длительное и упорное противостояние.




Поделиться ссылкой