Транспортные самолеты

Транспортные самолеты используются для перевозки различных грузов. Зачастую одна и та же машина может быть и грузовой, и пассажирской, меняется только внутреннее оборудование.

Транспортные самолеты
Транспортные самолеты, как правило, больше пассажирских

Грузовые самолеты отличаются от пассажирских увеличенными размерами помещений, применением различных люков, более прочным полом, иногда простыми средствами механизации, облегчающими погрузочно-разгрузочные работы. Однако в годы холодной войны создавались огромные машины, специально предназначенные для перевозки тяжелой военной техники. Их нельзя использовать иначе.

Т-101 «ГРАЧ» — достойный преемник ветерана

Многоцелевой транспортный самолет (Россия)

В 1992 году на предприятии «РОКС-Аэро», созданном в Научно-производственном центре имени Хруничева, приступили к проектированию самолета Т-101 «Грач». В 1993 году он был построен на производственном объединении «МАПО МиГ» и прошел испытания на Луховицком авиазаводе. Впервые машина поднялась в воздух 7 декабря 1994 года. Она способна высаживать десанты, сбрасывать грузы и быть учебно-тренировочным самолетом.

Транспортный самолет Т-101
Т-101 способен садится и взлетать буквально на пятачке земли, его скорость взлета равна всего лишь 80 км/ч, а посадочная — 70 км/ч. Кроме того, винт способен работать в режиме реверса, что сокращает дистанцию пробега на посадке

Машина имеет единственный турбовинтовой двигатель с трехлопастным винтом, расположенным в носовой части фюзеляжа, так же как и на машинах довоенного времени. Рама под двигателем сварена из труб. Прямо за ней, наверху, находится кабина пилотов, под которой — средства связи и радиоэлектронное оборудование.

Самолет по старинке имеет прямое крыло. Однако летать он может как днем, так и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях. Военные уже прозвали машину «воздушным джипом» за малые размеры и неприхотливость.

К настоящему времени построено не меньше 24 таких самолетов.

АН-26 — военно-транспортный «Вихрь»

Военно-транспортный самолет (СССР)

Работа над этим самолетом началась еще во второй половине 1950-х годов, когда ОКБ О. К. Антонова приступило к проектированию пассажирского авиалайнера. Интерес к новой разработке проявило Министерство обороны, пожелавшее получить легкий военно-транспортный самолет нового поколения.

Машина должна была перевозить личный состав, стандартные воинские грузы, эвакуировать больных и раненых из мест сражений. Пассажирский самолет назвали Ан-24. Новой транспортной машине поначалу присвоили обозначение Ан-24Т. Самолет получил люк внизу фюзеляжа и усиленный пол, позволяющий принимать военные грузы. Он поднялся в воздух 4 сентября 1961 года.

Транспортный самолет Ан-24
На левом борту военно-транспортных Ан-26 расположено большое выпуклое окно-блистер для визуального наведения и прицеливания при сбросе груза и десанта

В 1966 году, не дожидаясь приказа сверху, в ОКБ О. К. Антонова приступили к улучшению транспортного самолета. Машина получила новую хвостовую часть с большим люком, усилились колеса шасси. Уже под именем Ан-26 21 мая 1969 года самолет взлетел с киевского аэродрома.

Серийный выпуск Ан-26 Киевский авиационный завод начал в 1970 году. Производство продолжалось до 1986 года, когда количество самолетов достигло 1398. Машина применялась на всех флотах СССР, в ракетных войсках стратегического назначения, частях ПВО. Взлетать им, как правило, приходилось с грунтовых аэродромов, отчего они быстро заслужили репутацию «вездеходов». Бывало, что машина, стартуя, полностью уходила колесами в грязь, но, выбираясь на сухое место, все равно поднималась в небо.

Транспортный самолет Ан-24
Выступающие кромки, расположенные сзади внизу фюзеляжа, являются обтекателями рельсов рампы, по которым она уходит под днище, позволяя беспрепятственно осуществлять сброс десанта

Самолет широко использовался во время войны в Афганистане. Он доставлял грузы, сбрасывал десанты, вывозил раненых. Применялся и для подсветки местности при нанесении боевыми самолетами ночных ударов. В гражданской жизни машину особенно охотно использовали в Сибири и на Дальнем Востоке, где ей случалось перевозить и пассажиров.

В НАТО самолет получил прозвище Curl. Его первым зарубежным владельцем стала Польша. Затем он экспортировался в 27 стран, расположенных на пяти континентах. Этот транспортный самолет до сих пор состоит на вооружении ВВС России и Украины.

ИЛ-76 — легендарный транспортник из СССР

Средний военно-транспортный самолет (СССР)

К разработке турбореактивного самолета Ил-76 в ОКБ С. В. Ильюшина приступили с изданием приказа министра авиационной промышленности от 28 июня 1966 года. Самолет предназначался для решения типичных задач военно-транспортной авиации.

Транспортный самолет Ил-76
Ил-76 является первым советским реактивным транспортным самолетом

Машина должна была перевозить военные грузы, технику, сбрасывать парашютный десант в нужное время и в нужном месте. В 1967 году утвердили техническое предложение на машину, после чего бюро приступило к разработке чертежей.

В мае 1969 года был построен макет самолета в натуральную величину. При этом полмакета сделали настоящим — прочным, «силовым», способным выдерживать груз военной техники. Внутрь самолета загоняли разнообразные машины, в том числе самоходные, и проверяли, как они разместятся. После полумесячных почти круглосуточных работ макет был утвержден. Началось собственно строительство самолета.

Главная сложность заключалась в том, что огромной машине предстояло подниматься, в том числе, с грунтовых аэродромов и небольших взлетно-посадочных полос. Поэтому шасси самолета было выполнено многоколесным и имело повышенную проходимость. Для уменьшения разбега при взлете крылу придали умеренную стреловидность.

Транспортный самолет Ил-76
В «бороде» Ил-76 находится высокоразрешающая панорамная РЛС, предназначенная для точной выброски десанта

На самолет помимо основных маршевых установили четыре взлетных двигателя, а колеса шасси получили надежную тормозную систему. Машина поднялась в воздух 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома Москвы, знаменитой «Ходынки». Самолет долетел до Раменского и благополучно приземлился. После этого начались заводские испытания. В мае 1971 года Ил-76 на аэродроме Внуково представили руководителям страны, затем он был показан на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже.

Два года спустя серийная машина совершила первый полет. Вскоре эти самолеты начали поступать в войска, прежде всего в авиационные части, расположенные в Беларуси. В 1976 году специальным правительственным постановлением самолет был официально принят на вооружение. По сравнению с турбовинтовыми машинами, у нового транспортного самолета серьезно увеличилась скорость полета, что позволило сократить сроки выполнения боевых задач.

Выросло качество пилотажного оборудования, появилось собственное вооружение. Кабина экипажа и грузовой отсек выполнены герметичными, в них постоянно поддерживается нормальное атмосферное давление. Четыре мощных двигателя, расположенные под крылом, обеспечивают необходимую надежность.

Транспортный самолет Ил-76
Ил-76 может взлетать и садиться даже с грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров

Появилось и специальное оборудование для выброса десанта. Машина открыла новые возможности для доставки грузов в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие станции в Северном Ледовитом океане.

В НАТО самолет прозвали «Кандид» — «простодушный», подчеркнув, вероятно, его простоту и надежность. Он до сих пор состоит на вооружении России, Украины и большинства других стран СНГ, а также Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Китая, Сирии и Северной Кореи.

АН-70 — новый украинский «Грузовик»

Стратегический военно-транспортный самолет (Украина)

Ан-70 создан авиаторами уже независимой Украины. Он впервые поднялся в небо 16 декабря 1994 года. Программа его испытаний предусматривала 250 полетов в течение двух лет. Однако год спустя машина столкнулась в небе с самолетом сопровождения, весь экипаж Ан-70 погиб. На создание следующей машины ушел еще год.

Транспортный самолет Ан-70
Ан-70 оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями Д-27, которые более экономичны и более эффективны по сравнению с турбовинтовыми двигателями

В декабре 1996 года из сборочного цеха ОКБ имени О. К. Антонова вышел второй опытный экземпляр, который совершил полет спустя четыре месяца. Первый этап его испытаний продолжался до января 2001 года. В его конце самолет отправился из Киева в Якутск, сделав запланированную посадку в Омске. Когда машина взлетала, отказал один из двигателей, самолет пришлось сажать «на брюхо» на заснеженную взлетную полосу. В результате серьезные повреждения получил фюзеляж машины. Восстанавливали ее на омском заводе «Полет» с использованием деталей и агрегатов, привезенных из Киева. Авария испортила репутацию Ан-70, который первоначально планировался к широкой поставке на экспорт. Тем не менее в 2011 году Украина объявила о возобновлении проекта.

Первая из двух выпущенных серийных машин была продана министерству обороны Российской Федерации. Вскоре командующий ВДВ генерал-лейтенант В. А. Шаманов рассказал о намерении приобрести для десантных войск 60 таких машин. С 2014 года строительство Ан-70 планируется осуществлять и в России.

Транспортный самолет Ан-70
Для увеличения подъемной силы крыло Ан-70 имеет сверхкритический профиль с высокоэффективной механизацией
Транспортный самолет Ан-70
Для достижения крейсерской скорости 800 км/ч, двигатели Ан-70 снабжены композитными винтами противоположного вращения

АН-124 «РУСЛАН» — уникальный грузовой исполин

Стратегический военно-транспортный самолет (СССР)

С появлением в 1965 году первого в мире широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей» начался новый этап соперничества между СССР и США в создании машин-гигантов. В США работали над проектом С-5 «Гэлэкси», который должен был превзойти в грузоподъемности все предыдущие машины.

Транспортный самолет Ан-124
Ан-124 является последним самолетом, к конструированию которого приложил руку сам О. К. Антонов

В 1966 году ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление об ответных мерах, которым предусматривалось строительство транспортных самолетов грузоподъемностью 100-120 т. Работы были поручены ОКБ имени О. К. Антонова. В ОКБ начали разрабатывать новую машину Ан-124 с грузоподъемностью 120 т.

В самолете впервые применили крыло сверхкритического профиля, позволявшее значительно увеличить подъемную силу. Самолет получил два грузовых люка — спереди и сзади, благодаря чему боевая техника могла проезжать буквально «сквозь него». Фюзеляж сделали двухпалубным. Над багажным отсеком располагалась кабина пилотов, оснащенная самым современным бортовым оборудованием. В результате грузоподъемность самолета была больше, чем у американца, на 25%.

Транспортный самолет Ан-124
Ан-124 оснащен разнообразным погрузочно-разгрузочным оборудованием. На фото видно, как бортовой передвижной подъемный кран грузоподъемностью 20 т загружает на Ан-124 контейнер

Для изготовления машины на Киевском авиазаводе потребовалось построить специальный цеховой корпус высотой пролета около 100 м. Шасси для самолета делали в Куйбышеве, двигатели — в Запорожье, гидравлику — в Москве и Харькове. В Ташкенте изготавливали крыло и крупные части фюзеляжа, которые перевозились в Киев на самолете Ан-22. К производству подключили свыше 100 заводов.

В 1982 году состоялся первый испытательный полет. Испытания продолжались до 1985 года. Почти сразу после их завершения самолет за один полет установил 21 мировой рекорд. Первоначально производство самолета планировалось размещать в Киеве, но затем оно было перенесено в Ульяновск. К 2004 год выпустили 56 «Русланов».

Транспортный самолет Ан-124
Для упрощения погрузки «крупногабаритов» на борт самолет «приседает» за счет специальной конструкции шасси

СУ-80 — универсальное транспортное средство

Многоцелевой транспортный самолет (Россия)

Этот самолет был создан в начале 1990-х годов» в ОКБ имени П. О. Сухого, прежде специализировавшемся на истребителях. Первый полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года, взлетев с подмосковного аэродрома Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. Дебютный полет был удачным.

Транспортный самолет Су-80
Су-80 является одной из наиболее перспективных российских разработок в области гражданской авиации

Су-80 разрабатывался как универсальный транспортный самолет Су-80ГП. Его особенностью является то, что он может быть быстро переоборудован из пассажирского варианта (до 30 пассажиров в комфортабельном салоне) в транспортный (после демонтажа кресел и багажных полок) и обратно. Наличие грузовой рампы позволяет транспортировать как стандартные авиационные контейнеры, так и автомобильную технику.

 Взлетно-посадочные характеристики Су-80, а также шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых, ледовых и заснеженных аэродромах. Сейчас произведено восемь таких самолетов. Также машину модернизировали под требования ВВС России, федеральной пограничной службы, МЧС России и федеральной службы поиска и спасения. После этого главной ее задачей стало выполнение патрульных и патрульно-транспортных операций. Военная версия Су-80ПТ оборудована пушкой 23-мм калибра, ракетами «воздух — воздух» и «воздух — земля», а также противотанковыми управляемыми ракетами. Самолет планируется как замена L-410, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-28 и Ан-30.

Транспортный самолет Су-80
Су-80 оснащен хорошо зарекомендовавшими себя двигателями СТ7-9В компании «Дженерал Электрик»
Транспортный самолет Су-80
Двухбалочная схема Су-80 с П-образным оперением позволяет погрузчику подъехать вплотную к рампе

«ЛОКХИД С-5 ГЭЛЕКСИ» — основной транспортник США

Стратегический военно-транспортный самолет (США)

Появление в СССР самолета Ан-22 в 1965 году произвело на Западе эффект разорвавшейся бомбы. В США немедленно стали готовиться к «ответному ходу». Пентагон разработал требования к военно-транспортному самолету грузоподъемностью в 100 т.

Транспортный самолет ЛОКХИД С-5 ГЭЛЕКСИ
С-5 способен взять на борт один танк Ml «Абрамс» и два бронеавтомобиля м2./div>

В марте 1968 года самолет, получивший название С-5 «Гэлэкси», оснащенный четырьмя огромными турбореактивными двигателями, был построен фирмой «Локхид». 30 июня он поднялся в воздух. Самолет «прославился» в 1975 году, когда перевез из Японии в США советский истребитель МиГ- 25П, угнанный туда беглецом-пилотом Беленко. Грузоподъемность машины еще в ходе испытаний была снижена со 100 до 75 т.

В 1970-х годах самолет потерпел четыре аварии, самая крупная из которых произошла 4 апреля 1975 года при вывозе из Сайгона вьетнамских детей. Причиной всех катастроф называлась слабость крыла машины.

Транспортный самолет ЛОКХИД С-5 ГЭЛЕКСИ
Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ С-5 имеет переднюю и заднюю рампы, а также способен «приседать», изменяя высоту стоек основного шасси

В 1974 году «Локхид» получил от конгресса США средства на доработку «Гэлэкси». В 1980 году появился самолет с усиленным крылом. Еще через три года усовершенствованную машину с обозначением С-5В передали военным.

Летом 1981 года появился последний, 81-й экземпляр С-5А. Ими были оснащены четыре эскадрильи. Самолет стал основным средством для переброски людей и техники в зоны военных конфликтов.

В 1982 году американские ВВС дополнительно заказали «Локхиду» 50 самолетов С-5В, первый из которых взлетел 10 сентября 1985 года. В 1986 году он был показан миру на авиасалоне в Ванкувере. Однако к тому времени «Гэлэкси» уже не являлся самым большим военно-транспортным самолетом.

Транспортный самолет ЛОКХИД С-5 ГЭЛЕКСИ
Уникальное шасси из 28 колес равномерно распределяет нагрузку, что позволяет эксплуатировать С-5 даже на плохо подготовленных грунтовых аэродромах

В 1985 году советский Ан-24 «Руслан» смог поднять на высоту 11 000 м груз в 171 т. В 1988 году около 400 000 т гуманитарного груза было доставлено «Гэлэкси» в Армению, пострадавшую от землетрясения.

В 1990 году, участвуя в операции «Щит в пустыне», эти машины перевезли из США на Ближний Восток около полумиллиона военнослужащих и 513 000 т груза. Производство С-5В завершилось в 1985 году постройкой всех 50 заказанных самолетов.

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС С-17 ГЛОУБМАСТЕР III» — самый современный военно-транспортный самолет в мире

Стратегический военно-транспортный самолет (США)

В 1980-х годах главной задачей военно-транспортной авиации США в случае конфликта с СССР и странами Варшавского договора считалась быстрая доставка войск из США в Западную Европу. По подсчетам аналитиков Пентагона, имеющихся самолетов С-S и находящихся в резерве машин гражданской авиации для этого могло не хватить.

Транспортный самолет С-17
В целом, заказчики довольны С-17, но все же подвергают его критике за недостаточную дальность полета при максимальной загрузке

В США приступили к созданию трансатлантического «грузовика» под названием С-Х. Требовался тяжелый самолет с большой дальностью полета, достаточной грузоподъемностью и способный заправляться в воздухе. В объявленном конкурсе участвовали три ведущие самолетостроительные фирмы — «Макдоннел-Дуглас», «Локхид» и «Боинг». Первая для победы в этом соревновании выделила из собственных средств 40 млн долларов на проведение предварительных работ. Контракт на изготовление самолета был подписан 31 декабря 1982 года. Фирма «Макдоннел-Дуглас» получала около 3,5 млрд долларов на осуществление этого проекта. Постройка первой машины началась 2 ноября 1987 года.

Первый полет намечался на август 1990 года, однако его перенесли на сентябрь 1991 года. Машине присвоили название «Глоубмастер III».

Транспортный самолет С-17
Для того чтобы обмануть ракеты противника с инфракрасными головками самонаведения, С-17 отстреливает ложные тепловые цели

В апреле 1992 года была проведена пробная дозаправка в воздухе, а 25 мая 1994 года самолет совершил первый перелет через Атлантический океан и приземлился в Великобритании. Программа испытаний завершилась в декабре 1994 года, причем к тому времени в воинские части США уже было отправлено 16 машин.

Первоначально в ВВС США планировалось до 2000 года поставить 210 самолетов С-17. Однако затем это число уменьшилось до 120. К 1996 году фирма «Макдоннел-Дуглас» уже была поглощена своим давним конкурентом — компанией «Боинг». Казавшийся выгодным военный заказ не помог удержаться на плаву. Сейчас помимо ВВС США С-17 поставляются в Австралию, Великобританию, Канаду, Кувейт, Индию, ОАЭ.

«ШОРТ С-23 ШЕРПА» — ящик с крыльями

Легкий военно-транспортный самолет (Великобритания, США)

В начале 1980-х годов в Западной Европе находились 20 американских авиабаз, и самолетам каждой из них требовались запасные части. Возникла необходимость в легкой машине, которая могла бы доставлять из Америки такие грузы. Габариты ее грузового отсека определялись размерами двигателя истребителя «Фантом F-4», самого крупного из всех, что ей пришлось бы принимать на борт. Американцы хотели построить такой самолет силами самих европейцев. В финал объявленного конкурса вышли британская фирма «Шорт» и испанская CASA, причем последней оказывала поддержку американская «Макдоннел-Дуглас». Однако предпочтение все же было отдано «Шорту».

Транспортный самолет С-23 ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ
С-23 очень популярен в США, где его используют для доставки небольших грузов на слабо оборудованные полевые аэродромы, расположенные в глухих уголках страны

Новая машина получила название «Шерпа» (Sherpa), что значит «воздушный змей». Первый полет «Шерпа» совершил 23 декабря 1982 года. Затем последовали демонстрационные полеты в странах Западной Европы.

В марте 1984 года фирма «Шорт» получила от ВВС США контракт на 165 млн долларов для постройки 18 машин. «Шерпа» напоминал пассажирский самолет этой же компании «Шорт-330», только на нем было установлено новое радиоэлектронное оборудование, увеличен объем топливных баков, появились рабочие места для бортмеханика и штурмана. Пассажирский салон переоборудовали в транспортный отсек, снабженный устройствами для погрузки и выгрузки. К настоящему времени построено около 34 таких машин, и их производство продолжается.

Транспортный самолет С-23 ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ
Кроме грузов «Шерпа» может взять на борт 30 экипированных солдат либо 15 раненых на носилках
Транспортный самолет С-23 ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ
Неказистый с виду самолет получился очень удачным во всех отношениях. Его охотно эксплуатируют не только военные, но и многие гражданские авиаперевозчики

«ЭЛЕНИЯ C-27J СПАРТАН» — транспортный акробат

Тактический военно-транспортный самолет (США)

Этот самолет был создан концерном LMATTS, в состав которого вошла фирма «Локхид». Первый полет состоялся в феврале 1999 года. Предшественником этой машины был военно-транспортный самолет С-27 «Спартан», построенный в 1991 году на базе машины G222 итальянской компании «Эления». C-27J отличается от него множеством усовершенствований, включая кабину, оборудованную пятью дисплеями, и новейшей авионикой.

Транспортный самолет C-27J
C-27J считается одним из лучших в классе средних военно-транспортных самолетов

Все эти нововведения позволили увеличить дальность полета и потолок C-27J на 35 и 30% соответственно. Самолет оснащен оборудованием для дозаправки в полете и имеет четыре узла для внешней подвески грузов либо дополнительных топливных баков, а также может совершать укороченный взлет и посадку.

Помимо обычных задач военно-транспортного самолета, таких как перевозка грузов, солдат и высадка десантов, C-27J может использоваться для патрулирования, тушения пожаров, оказания медицинской помощи и как наземный заправщик.

В 2001 году самолет прошел сертификацию в Италии, после чего эта страна заказала 12 машин. Два года спустя столько же машин пожелала приобрести Греция. Самолет до сих пор находится в эксплуатации в этих странах. Заказы на C-27J также разместили Болгария, Литва, Марокко и Словакия.

Транспортный самолет C-27J
За счет высокой энерговооруженности и отличной маневренности C-27J способен выполнять различные фигуры высшего пилотажа, включая бочку и мертвую петлю
Транспортный самолет C-27J
16 панелей остекления обеспечивают пилотам C-27J прекрасный обзор из кабины

«БОИНГ C-40 КЛИППЕР» — 737-й в военно-транспортном амплуа

Многоцелевой транспортный самолет (США)

CV-40 «Клиппер» был создан фирмой «Боинг» по заказу Пентагона на базе гражданского авиалайнера «Боинг 737-100». Он предназначен для замены машин С-9, состоящих на вооружении Военно-морских сил США.

Транспортный самолет C-40
C-40 принимает на борт гуманитарную помощь для пострадавших во время сильнейшего землетрясения на Гаити в 2010 году

Контракт на поставку С-40 заключили в августе 1997 года, а спустя четыре года Военно-морские силы получили первый самолет. В настоящее время он обеспечивает 100% тяжелых и средних воздушных перевозок Военно-морского флота США в любую точку планеты. Требования к уровню шума и экологическим характеристикам, с которыми были проблемы у самолета С-9, «Боингом С-40» соблюдены. Кроме того, по сравнению с предшественником, дальность и грузоподъемность С-40 «Клиппера» больше. Американский ВМФ получил семь экземпляров и планирует приобрести еще 23. Для Военно-воздушных сил США была построена версия С-40В, созданная из «Боинга 737-700».

Первый самолет они получили в декабре 2002 года. Кабина машины оборудована специальной зоной отдыха для экипажа и спальным местом для наиболее значимых пассажиров. Самолет задуман как «воздушный офис» для высших военачальников США, хотя за ним сохранилась и транспортная функция.

Наконец, для замены стареющих машин С-22, созданных из «Боинга 727», появилась версия самолета С-40С. Эта машина служит для переброски военных в любую точку земного шара. В настоящее время построено в общей сложности 19 самолетов С-40.

Транспортный самолет C-40
В процессе эксплуатации С-40 может быть трансформирован в одну из следующих конфигураций: пассажирская (121 пассажир), грузовая (8 контейнеров) и комбинированная (3 контейнера и 70 пассажиров)
Транспортный самолет C-40
Переброска личного состава армии США в любую точку мира — обычная работа «Клиппера»

«ЛОКХИД C-141 СТАРЛИФТЕР» — «Воздушный грузовик» вьетнамской войны

Многоцелевой военно-транспортный самолет (США)

В конце 1950-х годов в США приступили к исследованиям на предмет создания дальнего военно-транспортного самолета, оснащенного турбореактивными двигателями и имеющего высокую грузоподъемность. Такие машины были необходимы для замены устаревших «Дугласов-124» с еще поршневыми двигателями.

Транспортный самолет С-141
«Горб» над кабиной — это приемник системы дозаправки в воздухе

 В августе 1960 года ВВС США разработали технические требования на создание такого «грузовика». Самолет должен был обладать взлетной массой не меньше 145 т и быть способным перелетать через Атлантику. По результатам объявленного конкурса, в котором к непременным «Боингу», «Дугласу» и «Локхиду» присоединился «Конваир», лучшим был признан проект фирмы «Локхид», с которой и был подписан контракт.

Самолет поднялся в воздух 17 декабря 1963 года. Два года спустя первая серийная машина была передана ВВС США. Летом 1965 года сформировали эскадрилью из 16 самолетов. Первоначально военные заказали 132 самолета, однако затем их количество увеличилось до 284, что было связано с начавшейся войной во Вьетнаме.

Все поставки этой машины, имевшей обозначение С-141А, завершились в 1968 году. В производстве участвовали 1334 предприятия США и Канады. В работах было занято в общей сложности около 12 000 человек, из которых 25% составляли инженеры.

Транспортный самолет С-141
Основным недостатком С-141 был относительно малый объем грузового отсека, поэтому самолеты часто летали недогруженными по тоннажу

Вначале самолет назвали «Супер-Геркулесом», однако затем переименовали в «Старлифтер». С августа 1965 года «Старлифтеры» широко использовались для переброски войск во Вьетнам.

Они считались основными частями «воздушного моста», призванного в случае большой войны соединить США и Западную Европу. В 1973 году эти машины создали надежный «воздушный мост» между США и Израилем во время очередной арабо-израильской войны.

Впоследствии появились самолеты с увеличенным объемом грузового отсека — С-141В и с улучшенными системами бортовой электроники и навигации — С-141С. На сегодня построено 285 «Старлифтеров».




Поделиться ссылкой