Военно-транспортная авиация

В 1930-е гг. возник новый вид авиации – военно-транспортная авиация. Возросшая грузоподъемность позволила самолетам по воздуху доставлять войскам, отрезанным от основных сил, боеприпасы, топливо и продовольствие. Самолетами перебрасывали и войска, например, высаживали в тылу врага десанты для нанесения ударов там, где их не ждали. Это обогатило тактику и оперативное искусство новыми приемами.

Военно-транспортная авиация в предвоенные и военные годы

В период версальских ограничений Германия выпустила так много транспортных самолетов, что даже после переделки части гражданских самолетов в военные, транспортников осталось достаточно для обеспечения воздушного снабжения прорывавшихся в тыл врага немецких моторизованных частей. Это стало важным элементом тактики «блицкрига» (нем. «молниеносная война»).

«Дуглас» DC-3 (Ли-2). 1935/1939 гг. США–СССР
«Дуглас» DC-3 (Ли-2). 1935/1939 гг. США–СССР

Самым массовым транспортником Люфтваффе (германских ВВС) стал созданный в 1931 г. фирмой «Юнкерс» Ju-52/Зт. Этот медленный самолет с гофрированной оболочкой служил бомбардировщиком в гражданской войне в Испании, а к 1939 г., с появлением у немцев настоящих бомбардировщиков, Ju-52 вернули в «грузовики». СССР в развитии транспортной авиации отставал – ресурсы шли на создание боевых машин. Рекордный по грузоподъемности экспериментальный 8-моторный самолет Туполева «Максим Горький» (АНТ-20) потерпел катастрофу в 1935 г. и потом не производился. В 1939 г. начали лицензионный выпуск американского двухмоторного «Дуглас» DC-3, под маркой Ли-2. Он и стал основным советским транспортником в годы войны.

Сбрасывать парашютный десант было опасно: парашютистов легко заметить и расстрелять с земли, ветер мог разметать десантников, и разрозненной группе приходилось в бою туго. Полностью экипированный десантник был слишком тяжел для парашюта, а его оружие запутывалось в стропах. Поэтому в 1940-е гг. оружие и снаряжение сбрасывали на отдельных парашютах в мешках, и, если их не успевали найти, приходилось вступать в бой с тем, что было при себе – пистолетами, ножами и гранатами. Посадочный метод десантирования был надежнее парашютного, но удобные посадочные площадки были не везде, и самолеты при приземлении часто разбивались. Требовалось техническое решение, обеспечивающее безопасное приземление в любых условиях.

«Юнкерс» Ju-52/Зm (1931 г. Германия), буксирующий планер DFS 230 (1937 г. Германия)
«Юнкерс» Ju-52/Зm (1931 г. Германия), буксирующий планер DFS 230 (1937 г. Германия)

В конце 1930-х гг. немцы стали использовать для десантирования буксируемые транспортными самолетами планеры, такие как DFS 230. Этот фанерный аппарат с десантом обычно буксировал Ju-52. После взлета DFS сбрасывал ненужное шасси – садился он «на брюхо». При посадке он обычно выходил из строя, но потеря дешевой машины была приемлема. В 1940 г. на DFS высадились немецкие десантники, захватившие форт Эбен-Эмаль, прикрывавший бельгийскую границу. Легкие DFS не могли перевозить много людей и тяжелое вооружение. Поэтому уже в 1941 г. для Люфтваффе построили тяжелый планер Ме-321 «Гигант» на 120 десантников или 20 т груза. Он мог перевезти даже танк. Планер оказался настолько удачен, что на его основе создали транспортный самолет Ме-323, поднимавший 23 т. Немецкий опыт вдохновил Англию на постройку тяжелого планера «Эйрспид» AS.51, а в США появился планер «Вако» CG-4A.

В армиях самолеты при необходимости выполняли «чужие» задачи. Истребители штурмовали наземные цели, высотные бомбардировщики и штурмовики подменяли истребители, пикировщики – бомбили с горизонтального полета, транспортники служили бомбардировщиками, и наоборот, и почти все вели разведку. Но строились и специализированные самолеты-разведчики. Одним из наиболее массовых и удачных стал легкий двухмоторный разведчик-корректировщик фирмы «Фокке-Вульф» Fw 189 1940 г. Эта маневренная и живучая машина двухбалочной схемы была трудной мишенью для истребителей. Остекленная даже снизу кабина позволяла пилоту хорошо видеть цели на земле, наводя на них бомбардировщики и корректируя огонь артиллерии. Немцы прозвали Fw 189 «летающим глазом», а наши солдаты за форму фюзеляжа – «рамой». Появление «рамы» означало, что скоро враг нанесет бомбовый или артиллерийский удар.

Планер Ме-321 «Гигант» высаживает десант
Планер Ме-321 «Гигант» высаживает десант
Транспортный самолет Ме-323. 1941 г. Германия грузоподъемность – 23 000 кг, дальность полета – 800 км
Транспортный самолет Ме-323. 1941 г. Германия грузоподъемность – 23 000 кг, дальность полета – 800 км
«Арадо» Ar.232. Германия. 1940 г. грузоподъемность – 8400 кг, дальность полета – 1062 км
«Арадо» Ar.232. Германия. 1940 г. грузоподъемность – 8400 кг, дальность полета – 1062 км

1945–1965 гг.

Развитие военно-транспортной авиации в предвоенные и военные годы в основном было связано с воздушно-десантными войсками. Однако десанты случались нечасто, и потому военные обходились транспортными самолетами, переделанными из гражданских. В период «холодной войны» США решали задачу быстрой переброски людей и грузов в Европу, а Советский Союз планировал крупномасштабные воздушно-десантные операции. Это и определило облик военно-транспортных самолетов (ВТС) 1950–1960 гг.

Тяжелый военно-транспортный самолет «Боинг» C-97. США. 1944 г
Тяжелый военно-транспортный самолет «Боинг» C-97. США. 1944 г

Основные транспортные самолеты военного времени – Ju-52 у Третьего рейха и его союзников и С-47 (обозначение «С» – от слова Cargo, грузовой) у стран антигитлеровской коалиции – были созданы в конце 1930-хгг. И могли перевозить сравнительно небольшие грузы, габариты которых ограничивала боковая грузовая дверь. Существовали десантные планеры с рампой (например, немецкий Ме-321 «Гигант»), немцы строили и рамповые самолеты, но в небольших количествах.

Поднявшийся в воздух в 1947 г. американский транспортный самолет С-97 был переделкой бомбардировщика В-29 – бомбовые отсеки превратили в грузовые, а фюзеляж надстроили вверх, получив в сечении форму цифры «8». Этот самолет уже имел большой грузовой люк, но он был высоко над землей, и для техники приходилось устанавливать специальные трапы – погрузка и выгрузка из-за этого шла дольше. Схожие характеристики были и у американского С-124 (1949 г.), только грузовой люк у него был в передней части фюзеляжа. В СССР также создали транспортную модификацию бомбардировщика – Ту-4Т. Все эти машины оснащались поршневыми двигателями.

Транспортный самолет С.160. Высокоплан. Франция. 1963 г
Транспортный самолет С.160. Высокоплан. Франция. 1963 г

Новая эра в жизни ВТС началась с появлением турбовинтовых двигателей. Кроме того, конструкторы поняли, что транспортный самолет должен быть высокопланом – крыло лежит на фюзеляже, двигатели подняты вместе с крылом, и пол грузовой кабины находится у земли. Это облегчает загрузку и разгрузку ВТС. Созданный в 1954 г. в США, С-130 «Геркулес» до наших дней остается самым популярным крупным «транспортником» – произведено более 2300 шт. Тремя годами позже КБ О.К. Антонова подняло в воздух Ан-12, ставший «рабочей лошадкой» военно-транспортной авиации СССР и других стран мира. И у С-130, и у Ан12 уже были рампы, и в них можно было быстро погрузить, например, автомобили и легкую бронетехнику. В 1963 г. у французов появился транспортный самолет С.160, который поднимал 16 т, с двумя очень мощными ТВД.

Стратегический военно-транспортный самолет «Дуглас» С-124. США. 1949 г.
Стратегический военно-транспортный самолет «Дуглас» С-124. США. 1949 г.

Задача быстрой переброски войск из США на американские военные базы в Германии требовала скоростных ВТС. Первый транспортный самолет с ТРД С-135 (США, 1961 г.) был «эволюционным» – его построили на основе пассажирского лайнера «Боинг» 707. Но уже в 1963 г. появился специализированный ВТС С-141 – высокоплан с рампой. Этот стратегический транспортник может перебросить через Атлантический океан 42 т полезной нагрузки.

Успешные опыты по перекачке топлива в воздухе с одного самолета на другой для увеличения дальности полета проводились, начиная еще с 1920-х гг. Однако к серийному производству воздушных заправщиков (танкеров) пришли только после Второй мировой войны. Первым из них стал американский КС-97 (1949 г.), который ВВС США активно использовали в ходе войны в Корее. Все танкеры делали на базе транспортных или пассажирских самолетов. В заправщики переделывали также бомбардировщики: в СССР первый танкер создали на базе Ту-16, в Великобритании основой послужил «Вулкан».

Реактивный многофункциональный военно-транспортный самолет «Боинг» С-135. США. 1961 г.
Реактивный многофункциональный военно-транспортный самолет «Боинг» С-135. США. 1961 г.
Тяжелый военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». Высокоплан. США. 1954 г.
Тяжелый военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». Высокоплан. США. 1954 г.

Впервые поднявшийся в небо в 1947 г. биплан Ан-2 заслуживает безусловного внимания. Это самый большой одномоторный самолет в истории. Тираж Ан-2 превысил 18 000 шт., кроме того, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как долгожитель – его производство до сих пор продолжается в Китае. Этот многоцелевой самолет широко применялся и применяется как транспортный, а российские десантники выполняют с Ан-2 тренировочные прыжки.

Транспортный самолет Ан-12. Высокоплан. СССР. 1957 г.
Транспортный самолет Ан-12. Высокоплан. СССР. 1957 г.

1965–1985 гг.

Военным требовалось перебрасывать по воздуху все более и более тяжелые виды техники, и конструкторы постоянно увеличивали грузоподъемность военно-транспортных самолетов (ВТС). Война во Вьетнаме породила новый вид авиации – транспортные самолеты, вооруженные для поражения наземных целей.

Ан-22 «Антей». СССР. 1969 г.
Ан-22 «Антей». СССР. 1969 г.

В конце 1960-х гг. советские военные потребовали от конструкторов самолет, способный перевозить основные боевые танки. По этому заданию был создан крупнейший на тот момент в мире ВТС Ан-22 «Антей» грузоподъемностью 60 т. У этого самолета есть турбовинтовые двигатели с реверсивными (изменяющими направление движения) воздушными винтами, а также многоколесное шасси, позволяющее садиться и взлетать с полевых грунтовых аэродромов. Первенство по грузоподъемности Ан-22 держал всего три года – в 1968 г. США представили С-5 «Гэлакси» (Galaxy – «Галактика»), который мог поднимать в два раза больший груз, чем «Антей». Тем не менее первенство осталось за СССР – Ан-124 «Руслан» (назван в честь героя поэмы Пушкина) грузоподъемностью до 150 т и созданный на его основе в единичном экземпляре 6-моторый самолет Ан-225 «Мрия» (по-украински – «Мечта»), поднимающий 250 т, до сих пор остаются самыми крупными ВТС в мире.

С-5 «Гэлакси». США. 1968 г.
С-5 «Гэлакси». США. 1968 г.

В 1973 г. советская военно-транспортная авиация получила турбореактивный ВТС Ил-76. По своим параметрам и даже внешнему виду он был похож на американский грузовой самолет 1963 г. С-141. Однако Ил-76 был не просто «грузовиком» как С-141, а десантным самолетом, способным и сбрасывать на парашютах людей и технику, и высаживать их при десантировании посадочным способом. Он мог взлетать и садиться на ВПП длиной 1,5 км (С-141 нужно 2,5 км), а также с любого грунта, который выдержит вес человека, в то время как С-141 требуется бетонная взлетно-посадочная полоса. Всего в СССР было выпущено около тысячи самолетов Ил-76, а сейчас его производство возобновлено.

Ан-72. СССР. 1982 г.
Ан-72. СССР. 1982 г.

В задачи транспортной авиации входит не только транспортировка крупной бронетехники и выброска десантов, но и перевозка грузов, которые надо доставить либо в места, куда «только самолетом можно долететь», либо срочно, быстрее, чем наземным транспортом. Средний вес военных грузов – 5–6 т, под такую грузоподъемность и создают транспортные самолеты. В СССР «рабочей лошадкой» стал Ан-26 – неприхотливый самолет, работающий даже на неровных грунтовых ВПП. Дополнением к Ан-26 стал Ан-72 с турбореактивными двигателями – высокоскоростной и способный работать на «плохих» аэродромах.

Ан-124 «Руслан». СССР. 1987 г.
Ан-124 «Руслан». СССР. 1987 г.

Поскольку в начале вьетнамской войны штурмовиков у ВВС США не было, американцам пришлось искать другие решения задачи непосредственной авиационной поддержки пехоты – возможности поражать цели точно, а не бомбардировками по площадям. Так появились ганшипы – вооруженные транспортные самолеты, у которых оружие было направлено вбок: над целью они входили в вираж и летали по кругу, поливая цель огнем. На роль «небесной канонерки» был выбран С-130, который нес мощное оружие и много боеприпасов. Сравнительно тихоходные, неманевренные, не имеющие брони и вынужденные работать с небольших высот (иначе стрельба была неточной) ганшипы несли большие потери. Однако идея прижилась, и ганшипы АС-130 состоят на вооружении ВВС США до сих пор.

С-130 ганшип. США. 1967 г.
С-130 ганшип. США. 1967 г.
C-141 «Старлифтер». США. 1963 г.
C-141 «Старлифтер». США. 1963 г.

Современные военно-транспортные самолеты

Военно-транспортные самолеты (ВТС), как и большинство боевой техники прошлого века, были рассчитаны на «большую войну», а для ведения локальных войн потребовалось обновить парк ВТС. Американцы создали новый транспортник, а перевооружение советской, затем и российской военно-транспортной авиации задержали распад СССР и осложнение отношений России с Украиной. В 2010-х гг. конкуренцию американским и российским транспортникам составили новые страны – производители транспортной авиации.

Руководство Советской армии планировало первым в парке ВТА списать Ан-12 – самый старый из советских транспортников. Ему на смену должен был прийти Ан-70, турбовинтовой самолет с большой полезной нагрузкой, способный высаживать боевую технику на малых грунтовых аэродромах. Самолет долгое время проходил испытания и получился довольно удачным, однако его судьбу сломали плохие отношения между Россией и Украиной, и в 2015 г. Минобороны РФ отказалось от участия в разработке Ан-70.

Следующим после Ан-12 подлежал замене Ил-76: на роль основного самолета для выброски воздушных десантов выбрали Ил-106. Но этот самолет так и остался на бумаге. Впрочем, в последнее время появилась информация о программе ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации), которая будет использовать проект Ил-106, так что не исключено, что этот самолет все же увидит небо.

Ан-70. СССР/Россия–Украина. 1994–2015 гг.
Ан-70. СССР/Россия–Украина. 1994–2015 гг.

Новый американский транспортник С-17 совершил свой первый полет в 1991 г. Он разрабатывался как типичный ВТС периода «холодной войны» – его главной задачей была переброска в Европу американских войск при угрозе военного столкновения со странами социалистического блока. В отличие от своего предшественника С-141, С-17 мог использовать взлетно-посадочные полосы длиной менее километра. Эта особенность пригодилось и при локальных конфликтах, например, в войне коалиции НАТО с афганскими моджахедами, начавшейся в 2011 г. Почти полное отсутствие в Афганистане «качественных» аэродромов не стало препятствием для использования нового транспортника.

C-17 «Глоубмастер» III
C-17 «Глоубмастер» III. США. 1991 г. Может не только высаживать технику после посадки, но и выбрасывать десантников

Стремление Европы меньше зависеть от США в части военной техники проявилось и в транспортной авиации. В середине 1980-х гг. концерн «Эрбас» начал разработку «европейского» военно-транспортного самолета. Поначалу проект предусматривал использование турбореактивных двигателей. Они давали большую скорость, но при этом и требовали больших аэродромов. По примеру Ан-70, который одно время Россия и Украина предлагали европейцам в качестве совместного проекта, конструкторы «Эрбаса» решили делать самолет А400М с турбовинтовыми двигателями. Самолет с ТВД может взлетать и садиться на небольших аэродромах, кроме того, такие двигатели экономичнее турбореактивных.

А400М. Франция, Германия, Испания. 2011 г.
А400М. Франция, Германия, Испания. 2011 г.

Взлетать и садиться на горных аэродромах или при высокой температуре воздуха сложнее, чем, скажем, в тундре, поэтому в разных географических точках требуются разные транспортные самолеты. Характеристики военных транспортников зависят также и от стратегии армии той или иной страны. Три ведущих производителя авиатехники: Россия, США и объединенная Европа не в состоянии создавать самолеты «на все вкусы» – поэтому на рынке ВТС появились новые игроки. Китайцы испытывают новый самолет Y-20 – по своим данным он «находится между» российским Ил-76 и американским С-17. Занимавшаяся ранее только пассажирскими самолетами компания «Эмбраер» (Бразилия) уже опробовала КС-390, поднимающий 23 т. Японцы разрабатывают ВТС С-2 вдвое большей грузоподъемности – он будет конкурентом европейского А400М.

Стратегический военно-транспортный самолет Y-20. Китай. 2013 г
Стратегический военно-транспортный самолет Y-20. Китай. 2013 г
Транспортный самолет С-2. Япония. 2010 г.
Транспортный самолет С-2. Япония. 2010 г.
Транспортный самолет KC-390. Бразилия. 2015 г.
Транспортный самолет KC-390. Бразилия. 2015 г.



Поделиться ссылкой