Вооружение самолетов

Когда первые самолеты, не имевшие никакого вооружения, поднялись над полями боев Первой мировой войны, летчики противоборствующих сторон при встрече в воздухе устраивали дуэли из личного оружия — револьверов и пистолетов. Низкие скорости самолетов того времени позволяли сделать более-менее прицельный выстрел. Затем пилоты начали брать с собой в полет винтовки. Потом — пулеметы...

В небе встретились два самолета-разведчика
Типичная картина начальных месяцев Первой мировой войны. В небе встретились два самолета-разведчика. Вооружения нет на борту ни одного, ни второго самолета. За неимением лучшего летчики устроили перестрелку из винтовок

Авиационные пулеметы

Авиационный пулемет Льюиса — один из первых образцов авиационного оружия — был принят на вооружение в 1915 г. в Англии. Он оснащался дисковым магазином на 45 патронов. Это было не совсем удобно: в воздушном бою стрелку приходилось постоянно менять диски.

Авиационный пулемет Льюиса
Авиационный пулемет Льюиса
стрелковая установка, состоящая из пулемета «Льюис»
На носу самолета Первой мировой войны — стрелковая установка, состоящая из пулемета «Льюис» (1), закрепленного на стволе пушки (2). Установка стреляла вниз — по наземным целям

Германский пулемет «Парабеллум» MG 14 устанавливался как на дирижабли, так и на первые самолеты Германии. Индекс MG 14 расшифровывается как «машиненгевер» (в переводе с немецкого — «пулемет») образца 1914 г. «Парабеллум» имел намного более удобное, чем у «Льюиса», боепитание — ленточное. Лента на 200—300 патронов располагалась сбоку в барабане.

Германский пулемет «Парабеллум» MG 14
Германский пулемет «Парабеллум» MG 14

Первыми авиационными пулеметами, спроектированными специально для самолетов, стали британские «Викерс» и «Льюис», а также немецкий «Максим». Они были сконструированы на базе пехотных пулеметов.

Авиационные «Максимы»

Авиационные бомбы

Еще одним оружием самолета стали бомбы — бочкообразные контейнеры со взрывчаткой. Они подвешиваются под крыльями или укладываются внутри «брюха» самолета. Если пулемет предназначен преимущественно для стрельбы по вражеским самолетам, то бомба — это средство поражения наземных целей.

Бомбардировщик Ту-95 (Советский Союз)
Бомбардировщик Ту-95 (Советский Союз)
Бомбардировщик В-29 «Суперкрепостъ» (США
Бомбардировщик В-29 «Суперкрепостъ» (США
авиационные бомбы
Во время Второй мировой войны противоборствующие стороны обрушили друг на друга всю мощь своей авиации. Тяжелые бомбардировщики вылетали в количестве до 1000 самолетов за раз. В результате авиационные бомбы расходовались целыми горами — десятками и сотнями тысяч!
первые системы прицеливания
Пилоты первых бомбардировщиков сбрасывали каждую бомбу вручную, прицеливаясь на глаз. Такое бомбометание было крайне неточным. Пилоту летящего на большой высоте и скорости самолета прицелиться в нужный объект на земле очень трудно. Современные бомбардировщики применяют точный автоматический прицел

Самое мощное оружие

Первая в истории атомная бомба называлась «Литтл бой»
Первая в истории атомная бомба называлась «Литтл бой»

Самолеты являются носителями самого мощного на сегодня оружия — ядерных бомб. Утром 6 августа 1945 г. американский бомбардировщик В-29 «Суперкрепость» обрушил на японский город Хиросима первую в истории атомную бомбу, а уже 9 августа вторая бомба была сброшена на Нагасаки. В результате чудовищных разрушений Японии пришлось запросить мира. Первая в истории атомная бомба называлась «Литтл бой» (в переводе с английского — «малыш»). Вес бомбы составлял 4 т. Этот атомный «малыш» имел такой же заряд, что и у 18 000 обычных бомб массой 1 т. Восемнадцати тысяч однотонных бомб! Однако это был вовсе не предел.

Бомба «по-царски»

31 октября 1961 г. в Советском Союзе была испытана самая мощная ядерная бомба в истории человечества. Она получила название «Царь-бомба». Ее масса равнялась 27 т. Мощность взрыва составляла до 60 млн т! Во время испытаний эту машину уничтожения нес бомбардировщик Ту-95.

Царь-бомба
Чтобы получить представление о габаритах атомных бомб «Литтл бой» и «Царь-бомба», достаточно сравнить их с ростом человека на фото

Ракеты: эффективная замена

Долгое время бомбы и пулеметы были самым результативным оружием самолетов. Чуть более полувека назад в арсеналы военно-воздушных флотов мира поступили на вооружение ракеты. Вскоре стало ясно, что это чрезвычайно эффективное оружие. В настоящее время ракетами почти полностью заменили на самолетах пушки и пулеметы. После появления ракет ствольное вооружение перешло в разряд запасного, оно используется в бою редко.

Ракеты бывают управляемыми (УР — сокращение от «управляемая ракета») и неуправляемыми (НУР). НУР существуют давно и, по сути, представляют собой большие пули с двигателем. Куда направлен ствол, туда и летит пуля или НУР. Полет и пули, и НУР прямолинеен и не может корректироваться. Управляемые ракеты направляются электроникой и способны менять траекторию во время полета. Это делает их очень точным оружием, способным поражать даже самые маневренные цели, например современные истребители.

Управляемые ракеты

Управляемые ракеты

Управляемые ракеты по сравнению с неуправляемыми отличаются увеличенными размером, калибром и мощностью. Они подвешиваются под «брюхом» и крыльями самолетов поодиночке или небольшими группами по 2—4 ракеты.

Управляемая ракета
Управляемая ракета имеет двигатель (он расположен внутри корпуса в хвостовой части), крылья (2) и хвостовое оперение (3). В этом она чем-то похожа на маленький самолет. В носовой части ракеты (1) имеется боеголовка — контейнер со взрывчаткой.

Неуправляемые ракеты

Неуправляемые ракеты

Ракеты типа НУР чаще всего применяют группами по 10—20 ракет. Такая группа устанавливается в контейнер, каждая ракета загружается в свой ствол. Чаще всего НУР стреляют по наземным целям, особенно эффективен залп из нескольких ракет.

Ракеты «воздух—земля» и «воздух—воздух»

Ракеты, запускаемые из самолета по воздушным целям, классифицируются как ракеты типа «воздух—воздух». Ракеты самолета, предназначенные для поражения наземных целей, относятся к типу «воздух—земля».




Поделиться ссылкой