Ford Model T

В начале XX в. в США истинным «народным» автомобилем считался Ford Model T производство которого за два десятка лет превысило 16 млн экземпляров. Какие только прозвища не получал этот автомобиль — и «машина неудачников», и «Жестяная Лиззи». Тем не менее, именно благодаря этой машине Генри Форд стал настоящим автомобильным королем, а миллионы американцев превратились из пешеходов в автомобилистов.

Автомобили Ford Model Т
Автомобили Ford Model Т на улице города. Дирборн, США, 3 февраля 2018 г.

Рождение легенды

Путь Ford Model Т к конвейеру занял целых пять лет. Расставшись с не совсем удачной моделью, носившей индекс А (не путать с Ford Model А 1927 г.), а затем В, в 1905 г. заводы Форда начинают выпускать ее улучшенную модификацию — Ford Model С. Но и этот автомобиль оказался еще далек от совершенства. Одну за другой Генри Форд создает машины с индексами N, R и S. На этих моделях шаг за шагом отрабатываются конструкторские решения будущего «автомобиля на все времена». И, наконец, в 1908 г. увидел свет первый образец Ford Model Т. Это первый в мире автомобиль, выпускавшийся миллионными сериями.

Ford Model А 1903 г.
Ford Model А 1903 г. в музее Блэкхока. Данвилль, США, 15 марта 2015 г.

Упрощен максимально...

Готовясь к широкомасштабному выпуску массового автомобиля, Генри Форд стремился свести к минимуму все технологические расходы. Воспользовавшись опытом Генри Лиланда, при конструировании автомобиля Форд применил принцип взаимозаменяемости исходных деталей и узлов. Конструкция самого автомобиля также была тщательно продумана — легкая, но достаточно прочная рама, двухступенчатая планетарная коробка передач, переключаемая не рычагом, а педалью, задний мост, жестко соединенный с трубой, в которой проходил карданный вал.

Гэнри Форд рядом с Model Т. Нью-Йорк, США, 1921 г.
Гэнри Форд рядом с Model Т. Нью-Йорк, США, 1921 г.

Ford Model Т оказался простым в эксплуатации и ремонте, отличался хорошей проходимостью, широкой универсальностью применения, ведь не зря на эмблеме машин раннего выпуска рядом с названием марки стояли слова «universal саг» — универсальный автомобиль. В то же время автомобиль имел массу недостатков: на крутых подъемах двигатель глох (расположенный под сиденьем водителя бензобак, откуда горючее самотеком поступало к двигателю, оказывался ниже карбюратора), а при его малых оборотах не работали фары и с перебоями функционировала система зажигания.

...И укомплектован минимально

Оригинальным был метод продажи автомобиля Ford Model Т. Указанная в рекламе цена относилась, как выразился один журнал, к автомобилю «голенькому, как новорожденный младенец». Лишь приобретя автомобиль, покупатель обнаруживал, что для нормальной его эксплуатации нужно было еще прикупить запасное колесо, зеркала, тент, гудок, фары и многое другое. Но на удивление такой метод продаж прижился и в несколько измененном виде используется до сих пор под названием «базовая комплектация».

Вид водительского сиденья автомобиля Ford Model Т
Вид водительского сиденья автомобиля Ford Model Т на автосалоне Rolling Thru the Ages. Бакерсфилд, США, 24 октября 2009 г.

От родстера до автобуса

Автомобиль Ford Model Т серийно выпускался в открытом двухместном кузове родстер, двухместном закрытом кузове купе, закрытом четырехместном двухдверном кузове и таком же, но четырехдверном кузове, а также в открытом четырехместном кузове. Кроме того, на шасси Ford Model Т выпускали пикапы. Для полноты картины стоит упомянуть и однотонный грузовик Ford Model Т, на основе которого делали автобусы, фургоны, кареты скорой помощи, полицейские и пожарные машины.

Старинный Ford Model Т Buckboard 1919 г.
Старинный Ford Model Т Buckboard 1919 г. на проселочной дороге в пригороде. Бирдвуд, Австралия, 25 сентября 2016 г.



Поделиться ссылкой