Отечественный автопром периода заката СССР

В Советском Союзе среднестатистический гражданин, пожелавший приобрести персональный автомобиль, должен был преодолеть две преграды. Первая заключалась в несоизмеримости стоимости машины и зарплаты, а вторая состояла в том, что автомобиль еще надо была «достать», так как самих средств передвижения в свободной продаже не было. Правда, можно было записаться в очередь в специализированном магазине, но она практически не двигалась, и без определенной «мзды» (в зависимости от модели ее размер мог достигать стоимости самого автомобиля) приобрести таким способом автомобиль было практически нереально.

Для «чиновников»

Высшее руководство страны разъезжало на автомобилях представительского класса марки ЗИЛ (завод имени Лихачева). Государственные чиновники рангом ниже, а также некоторые научные работники и деятели искусства пользовались не менее роскошными машинами представительского класса марки ГАЗ-14 (Горьковский автомобильный завод), получившими название «Чайка». Правда, такие автомобили прилагались к должности, т. е. были лишь закреплены за ними и не передавались в личное пользование. В конце 1980-х гг. «чайки» были сняты с производства. Таким способом новый руководитель Михаил Горбачев начал бороться с привилегиями. В результате подобно вырубленным в период борьбы с пьянством виноградникам были уничтожены техническая документация, конвейер и все, что имело отношение к проекту «Чайка». Правда, в 1996 г. специалисты завода сделали попытку возродить производство, но безуспешно.

Советский ретроавтомобиль ГАЗ-14 «Чайка» возле входа в ГУМ во время проведения ретроралли Gorkyclassic. Москва, Россия, 26 июля 2014 г.
Это интересно! Когда наступал долгожданный день и будущий автовладелец, «отстояв» несколько лет в очереди, все же получал открытку-приглашение из автомагазина, как правило, там его ждал «сюрприз» — желаемый цвет и модификацию выбрать было нельзя. Например, гражданин мечтал приобрести темно-зеленый ВАЗ-21D74-2D с двигателем 1,6 л, а получал ВАЗ-21072 с «движком» 1,3 л, к тому же белого цвета
Памятная фотография: дети около семейного советского автомобиля «Жигули» («Лада»). Ленинград, СССР, 1982 г.
Памятная фотография: дети около семейного советского автомобиля «Жигули» («Лада»). Ленинград, СССР, 1982 г.

Для «барыг»

«Народные» автомобили («запорожцы», ВАЗы и «москвичи») были вполне доступными для обеспеченных жителей страны, которых не останавливала необходимость «доплатить» за приобретение транспортного средства. Обычно к таковым относились те, кто зарабатывал «нечестным трудом»: крупные фарцовщики, «цеховики», «барыги» и «теневики». Однако эту категорию граждан «жигули» и «лады», пусть даже самых престижных в конце 1980-х — начале 1990-х гг. моделей (ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109) не сильно прельщали. На таких автомобилях ездило «полстраны», и на дороге они ничем не выделялись из общего потока. Поэтому для «ценителей шикарной жизни» существовали либо новые ГАЗ-24-10, либо подержанные ГАЗ-14 «Чайка», которые при наличии больших средств и хороших связей можно было нелегально приобрести после списания в каком-нибудь правительственном гараже.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга» на улице города. Уфа, Россия, 24 апреля 2012 г.
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга» на улице города. Уфа, Россия, 24 апреля 2012 г.

Для «дельцов»

Среди «дельцов» помельче наиболее популярным отечественным автомобилем в начале 1990-х гг. стал ВАЗ-2109 — пятидверная модификация ВАЗ-2108 (за необычную форму кузова эти автомобили носили прозвище «зубило»). Эта по своему легендарная машина считалась своеобразным символом «крутости» и даже была воспета популярной в 1990-х гг. группой «Комбинация» в песне «Вишневая девятка».

ВАЗ-2109 (Lada Samara) в сельской местности. Аракуль, Россия, 2 сентября 2017 г.
ВАЗ-2109 (Lada Samara) в сельской местности. Аракуль, Россия, 2 сентября 2017 г.

Для «авторитетов»

Особым расположением ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 пользовались у членов бандитских группировок. И не только за свой «крутой» внешний вид, но и за неплохие для тех времен динамику и управляемость, относительную неприхотливость и надежность. Правда, ВАЗ-2109 среди «лихих парней» котировался все же больше — четыре боковые двери позволяли «бойцам» быстро садится в автомобиль или покидать его, что в условиях «разборок» было немаловажным. В результате «зубилы» стали своеобразным символом «лихих 90-х». ВАЗ-2108 регулярно появляется в кадрах сериала «Бандитский Петербург», а ВАЗ-2109 можно увидеть в таких «гангстерских» фильмах, как «Криминальный квартет», «Гений», «Барханов и его телохранитель» и в культовом «бандитском» телесериале «Бригада».

Советский хэтчбек ВАЗ-2108 (Lada-2108) на улице города. Будапешт, Венгрия, 23 июля 2014 г.
Советский хэтчбек ВАЗ-2108 (Lada-2108) на улице города. Будапешт, Венгрия, 23 июля 2014 г.

Для последних руководителей СССР

Создание наиболее популярных модификаций «последнего лимузина СССР» ЗИЛ-4104, как правило, было связано со сменой власти в стране и желанием заводчан преподнести новому лидеру новый автомобиль. Так, в честь избрания Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова в 1983 г. был выпущен автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986 г. для нового «генерального» М. Горбачева создали ЗИЛ-41047. Все модификации отличались от базовой модели лишь некоторыми внешними деталями, а их технические характеристики практически не менялись. Кроме того, небольшими партиями был выпущен бронированный вариант автомобиля — ЗИЛ-4105. В его основе лежала бронекапсула, на которую навешивали внешние кузовные детали, и автомобиль приобретал вид люксового. Например, базовая модификация ЗИЛ-4105 имела «внешность» автомобиля ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41051 соответствовал небронированному ЗИЛ-41045, а ЗИЛ-41052 был похож на ЗИЛ-41047.

ЗИЛ 41047, представленный на Московском международном автомобильном салоне
ЗИЛ 41047, представленный на Московском международном автомобильном салоне



Поделиться ссылкой