Шустрые драгстеры

В начале 40-х гг. XX в. у американской молодежи появился еще один способ испытать свои супертачки и получить изрядную порцию адреналина — они начали устраивать соревнования на разгон по общественным дорогам, в основном на четверть мили (402 м). Такие гонки проходили на серийных, но самостоятельно переделанных автомобилях. Во время заезда они как бы раздирали и кромсали воздух, за что получили прозвище драгстеры, то есть «деруны», а гоночные соревнования на них — драг-рейсинг.

Сверхскоростные «деруны»

Наиболее необычно среди драгстеров выглядят машины самого быстрого класса Top Fuel. Они имеют стреловидный, ракетообразный корпус-раму длиной 15—20 м и практически лишены кузова (в классическом понимании этого термина). Внешний вид этого «гадкого утенка» очень функционален с точки зрения баллистики и объясняется его назначением: установление рекордов скорости при разгоне с места.

Пламя двигателя автомобиля Fireforce во время гонок драгстеров Flame and Thunder. Нортгемптоншир, Великобритания, 29 октября 2011 г.
Пламя двигателя автомобиля Fireforce во время гонок драгстеров Flame and Thunder. Нортгемптоншир, Великобритания, 29 октября 2011 г.
Пробуксовка колес на скорости 300 миль/ч во время гонок драгстеров Flame and Thunder. Нортгемптоншир, Великобритания, 29 октября 2011 г.
Пробуксовка колес на скорости 300 миль/ч во время гонок драгстеров Flame and Thunder. Нортгемптоншир, Великобритания, 29 октября 2011 г.

«Обувь» для драгстера

Колеса драгстера класса Тор Fuel вынесены за пределы кузова и не прикрыты крыльями. Практически весь свой путь автомобиль проходит только на массивных задних колесах. При этом на передние, далеко выставленные «велосипедные» колеса, приходится лишь 10 % веса машины, а во время стремительного ускорения они фактически не касаются дорожного покрытия.

Массивные задние колеса драгстера «обуты» в шины из резины с предельно высоким коэффициентом сцепления
Массивные задние колеса драгстера «обуты» в шины из резины с предельно высоким коэффициентом сцепления

Огненное «сердце»

Двигатель драгстера класса Top Fuel расположен позади сидения пилота. Чаще всего это восьмицилиндровый мотор объемом до 8,2 л, оснащенный механическим нагнетателем. Такой агрегат способен на протяжении 3—4 с развивать мощность 8—11 тыс. л. с. Для заправки таких супертачек используют специальную нитрометаноловую смесь, гонщики прозвали ее жидким динамитом. В результате машина пролетает дистанцию в 402 м всего за 4—5 с. При этом двигатель потребляет 5,7 л нитрометанола в секунду — такое же количество топлива использует в полете полностью загруженный самолет-тяжеловес Boeing 747.

Вид на двигатель и все его детали автомобиля драгстер, на соревновании драгстеров. Риванаццано, Италия, 15 октября 2017 г.
Вид на двигатель и все его детали автомобиля драгстер, на соревновании драгстеров. Риванаццано, Италия, 15 октября 2017 г.

Словно настоящий пилот

Безопасность водителя, или, как его принято называть, пилота, обеспечивают жесткая клетка из стальных труб и еще более прочный защитный брус, сохраняющий жизненное пространство над головой при опрокидывании. Во время старта пилот драгстера испытывает перегрузку, величина которой может достигать 8д, что соответствует пределу физиологических возможностей человека. На финише скорость машины составляет около 350—400 км/ч. В такой ситуации торможение осуществляется с помощью парашюта, аналогичного применяемому для торможения военных сверхзвуковых истребителей.

Водитель Тони Шумахер замедляет машину класса Top Fuel на гоночной трассе Гейнсвилл. Гейнсвилл, США, 12 марта 2011 г.
Водитель Тони Шумахер замедляет машину класса Top Fuel на гоночной трассе Гейнсвилл. Гейнсвилл, США, 12 марта 2011 г.

«Деруны» с бутафорской внешностью

Еще одним популярным классом драгстеров является Funny Cars. Болид имеет укороченную колесную базу и аэродинамически обтекаемый кузов, изготовленный из углеродного волокна. В соревнованиях на трассе выступают драгстеры, закрытые глухими пластиковыми кузовами, чаще всего представляющие собой копии серийных автомобилей. Панели кузова драгстера класса Funny Саг играют декоративную роль и лишь защищают гонщика от мощного воздушного потока, который возникает при высоких скоростях. Эти панели съемные.

Желтый драгстер, стилизованный под Chevrolet Camaro, несущийся на закате при ярком свете. Риванаццано, Италия, 16 октября 2017 г.
Желтый драгстер, стилизованный под Chevrolet Camaro, несущийся на закате при ярком свете. Риванаццано, Италия, 16 октября 2017 г.

Голосистый драг

Сзади, вдоль боков корпуса расположены ряды выхлопных труб, направленных вверх. Глушители у драгстеров отсутствуют, и шум от выхлопа достигает 140 децибел. Примерно так же «ревет» взлетающий реактивный самолет. В сумерках и при ночных заездах из выхлопных труб на несколько метров вырываются факелы желто-голубого пламени.

Выхлопные трубы дагстера
Выхлопные трубы дагстера



Поделиться ссылкой