В конце 30-х гг. XX в. стала очевидна необходимость в создании легкового автомобиля с приводом на все колеса. Такие машины появились во Франции, Германии, Англии, США и Японии почти одновременно. В СССР также приступили к разработке автомобиля повышенной проходимости, и в 1938 г. специалистами Горьковского автозавода был создан первый советский полноприводной «джип» ГАЗ-61.
Модификация ГАЗ-61-73 стала первым в мире полноприводным легковым автомобилем с закрытым кузовом седан. Правда, в свободной продаже такая машина не встречалась, так как ее производство было налажено исключительно для удовлетворения потребностей военных, и активно использовалась в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава Красной армии. Однако начавшаяся Советско-финская война 1939—1940 гг., проходившая в условиях зимнего бездорожья, показала, что подобный автомобиль нужен и для среднего комсостава, разведки, связи и буксировки легких пушек. Буквально за 51 день группа конструкторов под руководством Виталия Грачева создала такую машину, получившую индекс ГАЗ-64. В дальнейшем ее подвергли серьезной модернизации, которая закончилась появлением модели ГАЗ-67. Ее серийный выпуск, который начался 23 сентября 1943 г., продолжался до осени 1953 г., и за это время «шестьдесят седьмых» сделали почти 93 тыс. экземпляров. Это действительно массовый автомобиль-труженик, закаленный в бою.
В 1953 г. Горьковский автозавод перешел на производство более совершенного внедорожника ГАЗ-69, но уже в 1956 г. его выпуск был перенесен на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Благодаря хорошей проводимости автомобиль использовался в армии, милиции, сельской местности и даже поставлялся за границу. В дальнейшем на смену легендарному внедорожнику ГАЗ-69, который за характерные прыжки на кочках и ямах в народе получил прозвище «козел», пришел полноприводной автомобиль УАЗ-469. В 1985 г. внедорожник был модернизирован, новая модель получила индекс УАЗ-3151, став прародителем знаменитого российского внедорожника УАЗ-315195 «Хантер».
Вслед за ГАЗ-69 специалисты Горьковского автозавода перешли на выпуск полноприводного легкового автомобиля ГАЗ М-72. При его создании несущий кузов легкового автомобиля ГАЗ М-20 «Победа» объединили с шасси от внедорожника ГАЗ-69. В результате получился седан с отличной проходимостью и огромным дорожным просветом в 210 мм, который фактически стал первым в мире кроссовером.
Несмотря на заслуги внедорожников, выпускаемых ГАЗом и УАЗом, все же самым известным советским «джипом», своеобразным символом победы советского автомобилестроения, являлся ВАЗ-2121 «Нива». Производство этого автомобиля началось в 1977 г., он стал первым в группе дешевых и практичных вездеходов СССР, способных обеспечить комфорт и динамику легкового автомобиля в городе и на шоссе, не уступая при этом в проходимости на бездорожье традиционным джипам.