Забавные малолитражки

Такие суперкомпактные автомобильчики вызывают разноречивые чувства — у одних удивление, у других умиление, а у кого-то усмешку. Между тем это полноценные автомобили, хозяева которых чувствуют себя полноправными участниками транспортного движения. Пик увлечения подобными машинами пришелся на 50-е гг. XX в., но вскоре интерес к этим симпатичным крохам прошел. Сейчас их можно встретить разве что в музеях и частных коллекциях.

Один из первых

В 1939 г. в США появился необычный для этой страны небольшой автомобиль Crosley 1A. На удивление, детище американского бизнесмена и конструктора Пауэлла Кросли пользовалось устойчивым спросом, в 1948 г. было реализовано почти 30 тыс. таких «автомалышей», которые выпускались в виде седанов, универсалов, кабриолетов и даже... внедорожников.

Автомобиль Crosley Sedan 1952 г. на мероприятии North Jersey Auto Show. Парамус, США, 21 мая 2017 г.
Автомобиль Crosley Sedan 1952 г. на мероприятии North Jersey Auto Show. Парамус, США, 21 мая 2017 г.

Микрокар из Франции

Одними из первых, кто сделал значительный шаг в направлении суперкомпактных автомобилей, стали конструкторы французской компании Peugeot, известной своими инновациями. Их автомобильчик Peugeot VLV был создан в 1941 г., в период Второй мировой войны, когда часть Франции была занята немецкой армией, а все ресурсы, в первую очередь металл и топливо, направлялись на военные нужды. В этих условиях специалисты Peugeot сконструировали машину с легким кузовом и электрическим мотором, которая разгонялась до 40 км/ч и на одной зарядке пробегала около 80 км.

Электромобиль Peugeot VLV 1942 г. на выставке Belgian Racing Legends at Autoworld. Брюссель, Бельгия, 8 января 2012 г.
Электромобиль Peugeot VLV 1942 г. на выставке Belgian Racing Legends at Autoworld. Брюссель, Бельгия, 8 января 2012 г.

С использованием авиационной технологии

В 1950 г. мир увидел микролитражный автомобиль Lloyd LP300, созданный в стенах немецкой компании Lloyd Motoren Werke GmbH. Послевоенный дефицит ресурсов еще не был преодолен, поэтому создатели этой машины обратились к авиационным технологиям 20—30-х гг. XX в., сделав кузов LP300 наподобие фюзеляжей первых истребителей и бомбардировщиков — из дерева и фанеры, обтянув наружные панели тканью, пропитанной лаком.

Микролитражка Lloyd LP300
Микролитражка Lloyd LP300

От истребителей к автомобилю

Хорошо известная в годы Второй мировой войны своими боевыми самолетами немецкая компания Messerschmitt AG в послевоенное время оказалась не у дел и решила «подзаработать» на возросшей народной любви к компактным автомобилям. Уже в 1955 г. она предложила микрокар Messerschmitt KR175/200, получивший прозвище «мотороллер с кузовом». От автомобиля он получил одноцилиндровый двухтактный мотор объемом 175 см3, от самолета — откидной фонарь вместо двери.

Два автомобиля Messerschmitt KR175/200 в музее техники Вадима Задорожного. Архангельское, Россия, 14 мая 2016 г.
Два автомобиля Messerschmitt KR175/200 в музее техники Вадима Задорожного. Трехколесный микроавтомобиль производили на заводе Messerschmitt с 1955 по 1964 г. Архангельское, Россия, 14 мая 2016 г.

Мотоциклетный автомобиль

Еще один забавный автомобильчик немецкого происхождения появился в 1956 г. Внешне он похож на мотоциклетную коляску, прозванную люлькой, которую установили на три колеса. Тем не менее, машина, получившая название Brüetsch Mopetta, была снабжена двухтактным 50-кубовым мотором, который позволял ей разгоняться до 45 км/ч.

Микроавтомобиль Brüetsch Mopetta
Микроавтомобиль Brüetsch Mopetta

И вновь авиаторы

Немецкая авиастроительная компания Heinkel Flugzeugwerke, основной конкурент Messerschmitt AG в небе, в середине 1950-х гг. решила обойти соперника и на земле. Представленная ее конструкторами в 1956 г. микромашина Heinkel Kabine получила более привлекательный дизайн и четырехтактный двигатель мощностью 10 л. с., который разгонял автомобиль до 90 км/ч.

Микроавтомобиль Heinkel Kabine (Trojan 200) 1956 г. на самой большой выставке классических автомобилей Европы Retro Classics. Штутгарт, Германия, 2 марта 2017 г.
Микроавтомобиль Heinkel Kabine (Trojan 200) 1956 г. на самой большой выставке классических автомобилей Европы Retro Classics. Штутгарт, Германия, 2 марта 2017 г.

Отечественное чудо

Автомобильчик СМ3 С-ЗА, прозванный в народе инвалидкой, был выпущен в 1958 г. на Серпуховском мотоциклетном заводе. Двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска стал хорошо известен советским гражданам благодаря комедии Л. Гайдая. Особенно запомнился момент, когда актер Евгений Моргунов (персонаж Бывалый) легко поднимает свой автомобиль и разворачивает его.

СМ3 С-ЗА — моторизованная инвалидная коляска в Музее техники имени В. Задорожного. Москва, Россия, 15 декабря 2015 г.
СМ3 С-ЗА — моторизованная инвалидная коляска в Музее техники имени В. Задорожного. Она прославилась после фильма «Операция "Ы” и другие приключения Шурика». Москва, Россия, 15 декабря 2015 г.



Поделиться ссылкой