Транспорт будущего

Некоторые крупнейшие города Китая гордятся своими электрическими городскими автобусами — и вообще, вполне возможно, страна вскоре станет первой полностью транспортно-электрифицированной державой. Меж тем разработчики самолетов вовсю экспериментируют с гибридными электродвигателями, так что кто знает, быть может, однажды окончится путь — или взлетная полоса — традиционного колесного (и крылатого) транспорта.

Транспорт будущего

Вряд ли в ближайшем будущем мы откажемся от автомобилей, но то, как мы их покупаем, питаем и используем, изменится радикально. Некоторые эксперты утверждают, что более 80% автомобилей в мире будут электрическими уже к 2050 году. Такие машины снабдят гибридным газовым или биотопливным двигателем, который включается через 18-24 км бесшумной электроезды и разгоняет генератор, который питает аккумулятор. Новые моторы станут изящными и легкими, это позволит поставить их непосредственно на колеса. Однако, невзирая на эти инновации, автомобили на бензине будут по-прежнему популярны еще много лет за счет применения широкого спектра новых придумок — от ультралегких составных частей до невероятно эффективных двигателей и навигационных систем.

Тем не менее, если вам интересно взглянуть, каково оно, будущее четырехколесного транспорта, то «Риверсимпл», британская компания, разработавшая автомобиль на водородном топливе, — пример поучительный и вдохновляющий. Вместо того чтобы покупать машину, ее берут напрокат, и в стоимость проката включена цена производимого местного водорода. Более того, цель в том, чтобы все автомобили — и целый парк разнообразных транспортных средств — был доступен локально.

«Если спросить у людей, чего они хотят, они скажут "коней пошустрее”» Генри Форд (1863-1947), основатель компании «Форд Мотор»
 автомобиль на водородном топливе
Автомобиль на водородном топливе

Скептиков, впрочем, хватает. В большинстве электрических и гибридных машин стоит литиевый аккумулятор, а его еще нужно дорабатывать — особенно в отношении безопасности его избыточной зарядки или полной разрядки. И людей еще нужно уговорить сейчас потратить на автомобиль больше, чтобы в будущем вышла экономия. Прибавим к этому, что не любой водитель располагает гаражом, в котором можно воткнуть аккумулятор в розетку на ночь, и поэтому еще предстоит развить сеть пунктов подзарядки.

Что же рулит новыми решениями?

И все-таки новые технологии могут помочь нам выбраться из старомодных пробок. У «Дженерал Моторз», например, видение будущего таково: дистанционно управляемые транспортные средства, сообщающие друг другу о своих действиях — во избежание аварий, пробок, а также для увеличения удобства и эффективного использования топлива. Вместо больших машин, мучимых жаждой, появятся маленькие автомобили, подключенные к беспроводным электрическим сетям.

Компания прогнозирует, что люди будут освобождены от тягот вождения и получат больше свободного времени за рулем. Понятно, что мы тем самым близко подходим к перевороту в личном опыте автовождения — люди приобретут то качество перемещения, за которое готовы платить. Почему бы дорожным знакам не общаться с автомобилями напрямую и почему бы автоматически не контролировать скорость и расстояние между машинами, грузовиками и автобусами на одной полосе при помощи спутниковой навигации? Если дорожные условия сложные, почему бы не ограничивать ускорение и предельную скорость автоматически? И как вообще машина может быть в угоне в наши дни, в наш век? Отчего бы не продавать отслеживание местоположения пропавшей машины как прилагаемую к автомобилю стандартную услугу — вместе с блокировкой движения автомобиля и автоматического уведомления полиции в случае угона? И с чего бы автомобилям не читать нам нашу электронную почту вслух и не отправлять надиктованный нами ответ?

Дженерал Моторз
Дженерал Моторз

«Домой, Джеймс»

Но главный вопрос таков: когда мы наконец окажемся за рулем самоходного транспортного средства? Уже! Многие аэропорты уже ввели поезда без водителей. Разумеется, бол ьшая часть технологий, необходимых для самоходных машин, у нас есть. Круиз-контроль, датчики движения, предупреждения о перестроении, контроллеры электронной стабильности и цифровые карты уже придуманы. Главное препятствие — правила, законодательства и наше собственное нежелание выпускать штурвал из рук. И уж если такая перспектива кажется вам небезопасной, что вы скажете о беспилотных пассажирских авиаперелетах? Технологии, опять-таки, существуют, но наши исторически обусловленные мозги пока не готовы такое воспринять. Главный аргумент против самоходных транспортных средств (включая самолеты) — безопасность.

«Журнал "Нью Сайентист” пишет, что в будущем автомобили можно будет заправлять орехами. Это радует — с учетом того, что восьмиунциевая банка орехов стоит примерно девять долларов» Джимми Фэллон (р. 1974), американский актер, комик, телеведущий

Но вмешательство технологий на этом не заканчивается. Эксперименты с парковкой, в частности, уже происходят, и их результатом станет система беспроводных сенсоров, которые, будем надеяться, положат конец проблемам с городской парковкой и пробками. Маленькие пластиковые датчики вмонтируются в каждое место платной парковки. Соединенные в сеть, эти датчики образуют базу данных о свободных парковочных местах в режиме реального времени. Эта информация может демонстрироваться водителям на табло, на уличных указателях или быть доступной онлайн в смартфонах. По оценкам, примерно 30% всего уличного движения в центральных деловых районах создают водители, пытающиеся припарковаться, так что идея стоящая.

В итоге выходит, что многие неудобства, связанные с вождением, в будущем устранятся и мы наконец позволим машине рулить. Все указывает на то, что мы застанем систему заблаговременного бронирования движения по автотрассам — во избежание пробок, а также увеличение коллективного пользования автомобилями (и уменьшенные дорожные сборы в этих случаях — чтобы у нас был дополнительный интерес в таком использовании). В каждой машине появится программное обеспечение, которое будет направлять водителей туда, где есть люди, желающие присоединиться к поездке. Усиление роботизации автомобиля и большая надежда на спутниковую навигацию позволят водителям располагать своим временем в поездке для отдыха или работы — читать газеты или играть в бортовые игры.

Не только пассажирам станет приятнее кататься, но и вообще передача вожжей самому автомобилю, есть надежда, сделает вождение чище, безопаснее и эффективнее. Машина не заведется, если водитель, которого она опознала по радужке глаза, не имеет при себе документов на этот автомобиль или права водить это конкретное транспортное средство. У общественного транспорта вообще начнется эпоха возрождения — благодаря ценам на эксплуатацию и, что гораздо важнее, удобству и энергетической эффективности. Наконец, все автобусы и поезда станут самоходными — да и самолеты, рано или поздно, тоже.

По тормозам

Транспортные департаменты различных стран считают систему разумной адаптации скорости (Intelligent Speed Adaptation) способом уменьшения числа аварий. Эта система подсоединяет цифровые карты скоростей и глобальную систему навигации к компьютеру в вашей машине, а тот, в свою очередь, включает тормоз или блокирует педаль газа. Первые эксперименты показали, что аварий стало бы на 20% меньше, если бы все транспортные средства были оборудованы такой системой. Автобусы и такси, скорее всего, — первые в очереди, а дальше дело дойдет и до частных машин.

Электросамолеты

Может ли статься, что электрические и гибридные самолеты — наши завтрашние птицы? На авиапромышленность давит необходимость «зеленеть», но большинство имеющихся решений — лишь небольшие улучшения к тому, что уже придумано. Биотопливо и водород могли бы стать серьезным переворотом, но и у того и у другого есть, помимо прочего, ресурсные ограничения. Так, может, оборудовать самолеты электромоторами? Маленькие летательные аппараты достаточно легки, чтобы оторваться от земли на электрической тяге, а большие — увы, нет. Главная загвоздка — в аккумуляторах. Обычному 200-местному самолету потребуется 3000 тонн литиевых батареек. Но на дальнем горизонте уже маячат кое-какие решения, включая использование авиатоплива при взлете и посадке, а между, в крейсерском полете, — экологичное электричество (как раз на этом отрезке полета ископаемое топливо наносит максимальный экологический ущерб).




Поделиться ссылкой