Бедек и сева

Бедек получил наибольшее распространение на острове Сулавеси Малайского архипелага, но при этом характерен для многих островов Юго-Восточной Азии и Океании. Внешне он представляет собой упрощенный аналог криса.

Бедек
Бедек с деревянной рукоятью в форме петушиной головы

Яркая конструктивная особенность бедека — рукоять пистолетного типа, изогнутая вниз: такая форма обусловливает единственно удобный хват ножа. Рука и клинок при этом располагаются под углом почти 90°. Бедеком можно наносить только непривычные для европейца толкающие удары (но никак не традиционные прямые кинжальные), поэтому обращение с ним требует специальных навыков. Зато, используя рукоять как рычаг, нож можно провернуть в ране и сделать ее еще тяжелее. Кроме того, благодаря массивному навершию клинок быстро и без усилий извлекается из тела противника.

Другой прием, также обусловленный специфической конструкцией бедека, — пилящие движения. Сильно изогнутая рукоять с развитым навершием похожа на вертикально расположенную рукоять современных бытовых пил и обеспечивает необходимый при пилящем ударе надежный упор для ладони. Это может быть полезно как в хозяйстве, так и в сражении (при условии, что боец освоит нестандартную технику ножевого боя).

Несколько видов рукоятей и устьев ножен бедека
Несколько видов рукоятей и устьев ножен бедека

Рукояти бедеков редко декорировали, ведь прежде всего это оружие и бытовой нож, а только потом деталь костюма и статусный предмет. Впрочем, встречаются и богато украшенные экземпляры, рукоять и ножны которых заключали в резные серебряные оправы.

Характерно и то, что бедек практически лишен конструктивных элементов, связанных с религиозным культом, в отличие от криса.

Клинок бедека чаще всего ковали из памора «капли дождя» или «рисовые зерна». Реже использовали достаточно сложный в изготовлении трехсоставный Дамаск: памор уджунг гунунг (перевод неизвестен) символизирует пожелание увеличения общественного статуса, а «рисовые зерна» и «водные пузыри» — возрастания популярности. Подобные паморы называли трехцветными.

С Сулавеси по Индонезии распространился кинжал сева (от sewah или sewar), произошедший, вероятнее всего, от обычного сельскохозяйственного серпа.

Богато украшенный экземпляр сева
Богато украшенный экземпляр сева дополнен ножнами, покрытыми полосками металлического прибора

Клинок сева ковали из памора и чуть реже из железа. Последнее говорит о том, что владельцы видели в сева прежде всего оружие и бытовой инструмент, хотя он мог быть деталью повседневной одежды жителя Суматры, а самые богато украшенные образцы, содержащие религиозные символы, — даже талисманом семьи. Например, известны несколько церемониальных экземпляров, бывших в свое время королевским оружием, носить которые могли исключительно султан и некоторые богатые мужчины.

Дамаск сева имел свои особенности. Часто применялся двухцветный памор, узор которого создавали из двух текстур. Например, кузнец чередовал памор бату лапак (перевод неизвестен) в виде концентрических полуокружностей (они, как утверждалось, защищали владельца во времена нестабильности) и «водные пузыри». Впрочем, применяли и простые паморы, использовавшиеся также для ковки крисов, например «капли дождя».

Сева
Массивное навершие рукояти данного сева оставляет совсем мало места для руки, а также смещает центр тяжести оружия так, что эффективно использовать его может только специально тренированный боец

Рукояти делали из дерева, рога и даже слоновой кости. Для сева, распространенных в области Минандкабау центральной Суматры, типично расширяющееся шарообразное навершие, изогнутое изящным полукругом. В северной области Ачех ножи изготавливают с конусообразным навершием, причем рукоять загнута книзу от самого больстера.

Ножны изготавливали из дерева или рога, часто полностью покрывали металлическими обкладками. Как и в случае с бедеком и бадиком, массивное устье ножен не соответствовало форме ножа, а значительно выделялось, чтобы закрепить клинок, вставленный в ножны, на поясе без использования подвесной системы.




Поделиться ссылкой