Крис

Среди многообразия клинкового оружия особняком стоит крис — один из национальных кинжалов Малайского архипелага (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней). Пожалуй, ни одно другое оружие в мире так не впитало историю, традиции и верования многочисленных народов Океании. Дизайн и конструкция криса — это сплав символов добуддистской эпохи, религиозных знаков индуизма и буддизма, а так же позднего ислама и даже (ограниченно) христианства.

Крис

Родина этого кинжала, вероятнее всего, остров Ява. Отличительные черты криса — специфический змеевидный асимметричный клинок, который расширяется к основанию и переходит в гарду с характерной шпорой, а также выгнутая внизу «пистолетная» рукоять. Длина криса варьировалась от 15 до 60 см при соответствующей массе от 0,2 до 1 кг.

Кроме нескольких сотен (по некоторым сведениям — 250) разновидностей волнистых крисов, называемых общим термином «движущаяся змея», известно примерно столько же прямых, или «созерцающих змей». Количество изгибов клинка имеет важное значение: три связывали с огнем, пять символизировали пятерых героев древнеиндийского эпоса «Махабхарата», семь — подземный мир, девять обозначали ворота или пещеры. Наиболее распространены клинки с 3-13 изгибами, но встречаются и уникальные образцы с 29. Прямой клинок криса символизировал уверенность в своих силах, богатство, солнце, идею единства.

Крис — символ Индонезии
Крис — символ Индонезии, часть культуры множества народностей, населяющих более 13 тыс. островов этого государства

Волнистый крис представляет собой своеобразную пилу, довольно эффективную для нанесения режущих ударов. Клинки порой и затачивали подобно пиле — с «развалом» (один изгиб вправо, другой влево). При этом даже неглубокая рана оказывалась очень широкой и плохо заживала. Вполне эффективен был также прямой кинжальный удар.

П. П. фон Винклер в книге «Оружие» писал: «Каждый малаец вооружен крисом. В военном доспехе бывает три криса: один собственный, другой от предков, третий от тестя. Рукояти делаются из золота, серебра, слоновой кости, черного и белого дерева и отличаются необыкновенной тонкостью резьбы. Ножны также богато украшаются и бывают из дерева, металлического листа, змеиной кожи и прочих материалов. Оружие этого вида прекрасно орнаментируется».

На Филиппинах и в Малайзии крис был обязательной частью костюма, фамильной реликвией, которую передавали от отца сыну, символом социального статуса мужчины (а значит, и всей семьи), церемониальным, культовым и ритуальным предметом, оружием для боя и исполнения смертных приговоров, но никогда — хозяйственно-бытовым инструментом.

Считается, что в древности крисы изготавливали в основном из метеоритного железа с высоким содержанием никеля, который образовывал узоры на лезвии. Более известный материал клинка — многослойная сталь, технология изготовления которой очень похожа на ковку современного Дамаска. Знаменитый узор получался благодаря неоднородности стали после протравливания клинка в растворе из мышьяка, соли и сока лайма.

Малайские кузнецы создавали Дамаск, называемый памором. По направлению линий узора различали два его типа: продольный (млумах) и поперечный (миринг). Каждый из типов включал множество конкретных узоров, которые несли также символическую нагрузку. Например, памор «рисовые зерна» представлял собой пожелание изобилия, «капли дождя» — удачи и покоя, «перья петуха» — удачи на пути к славе и успеху; «золотой дождь» — богатства и удачи в торговле и т. д.

Крис
Как правило, металлические пластины на ножнах криса покрывали только часть деревянных накладок. Считалось, что лишь дерево способно изолировать мощную энергию кинжала, поэтому полностью закрывать его металлом нежелательно

Позже, уже в мусульманскую эпоху, мастера выковывали узоры, повторяющие изречения из Корана. Однако самыми ценными считались клинки со случайными узорами, якобы продиктованными руке кузнеца волей богов, а также силуэтами животных, звезд или человека.

Крис тесно связан с символизмом и религией. Практически все его детали имели смысловую нагрузку, поэтому он считался не только оружием, но и мощным магическим предметом. Согласно мифам, крисы могли издавать звуки в ножнах, предупреждая владельца об угрозе, на расстоянии гасить огонь, излечивать раны, выпускать из острия водяной вал или рой диких пчел. Существовали легенды, в которых крис летал по воздуху, защищая дом и хозяина от непрошеных гостей, поэтому его часто вешали у входа.

Изготовление криса

Изготовление криса в древности считали особым ритуалом. На каждый клинок у мастера уходило до года. Сначала он узнавал дату и место рождения заказчика, его сословие и черты характера. Перед изготовлением клинка и мастер, и клиент совершали обряд (пост, молитвы, медитации и т. д.). Лишь после этого кузнец приступал к работе.

Раз в год крис необходимо было реинкарнировать, то есть чистить, иначе он терял волшебные свойства. Все проходило очень торжественно. Члены семьи обязательно молились, чтобы крис не гневался за беспокойство и позволил окурить себя очистительным ладаном.

Чистильщик, проведший ритуал, становился почти членом семьи. В мусульманских семьях до сих пор существует обычай каждую пятницу подносить крису символические дары и окуривать его благовониями.

Крис был важным подарком за заслуги подданного или даже служил верительной грамотой. Отдать его противнику, как и в европейской традиции, означало капитуляцию.




Поделиться ссылкой