Кинематограф братьев Люмьер

В XIX в. с появлением светочувствительного материала с мгновенной засветкой (экспозицией), гибкой фотоплёнки и фотоаппарата скоростной съёмки стало возможным создавать движущиеся изображения с помощью фотографии. Развлечение «движущиеся картинки» вошло в моду, а первый в истории настоящий фильм был снят и показан братьями Огюстом и Луи Люмьерами в 1895 г. на изобретённом ими проекторе — кинематографе.

Огюст и Луи Люмьеры
Огюст и Луи Люмьеры

Движущиеся картинки

История движущихся картинок началась в 1825 г. с придуманной английским физиком Дж. Гершелей игрушки тауматропа, в которой две быстро сменяющееся картинки сливались в одну. В 1828 г. бельгийский физик Ж. Плато изобрёл фенакистископ — прямой прототип кинематографа (от греч. «кинема» — движение», «графо» — пишу) и мультипликации, в котором иллюзия движения создавалась быстрой сменой рисунков с последовательными фазами движения. По этому же принципу был устроен кинетоскоп Т. Эдисона 1888 г. — проектор для индивидуального просмотра «ожившей фотографии».

Кинетоскоп Эдисона
Кинетоскоп Эдисона. Гибкая целлулоидная плёнка — лента с фотокадрами фаз движения вставлялась в систему роликов кинетоскопа, подсвечивалась лампой и прокручивалась перед окуляром. Во избежание смазанного восприятия изображения видеоряд перекрывался обтюратором — вращающимся кругом с вырезанным сектором.

Остановить мгновенье

Ряд быстро сменяющихся последовательных изображений кажется непрерывным благодаря инерции зрения, объединяющей чередующиеся образы в один изменяющийся образ. Человек воспринимает более 60 кадров в секунду, но при слишком быстром передвижении объекта его изображение меняется чаще, и из-за инерции зрения мы видим его смазанным. Так, глядя на работающий вентилятор, мы вместо движущихся лопастей видим их слившимися в полупрозрачный круг. И изображение на быстро и непрерывно прокручиваемой  киноплёнке мы также будем воспринимать смазанным.

Для сохранения чёткости сменяемых кадров их надо «разредить», перекрывая изображение или останавливая кадры несколько раз в секунду. В тауматропе изображения регулярно перекрываются, когда диск поворачивается к зрителю боком. В фенакистископе изображение видно только тогда, когда перед глазом оказывается зрительная прорезь. Эдисон прерывал поток изображений в кинетоскопе особым механизмом — обтюратором. В кинопроекторах для уменьшения эффекта инерции зрения используется регулярная остановка кадра, т. е. прерывистость движения киноплёнки. В кинопроекторе братьев Люмьер в секунду сменялось 16 кадров, а сейчас принята частота киносъёмки и проекции 24 кадра в секунду —  это оптимальная скорость для плавного восприятия движения.

Плёнка и камера

Скорость съёмки ограничивалась временем экспозиции, которое в дагеротипии (1837 г.) составляло до 30 мин., в калотипии (1841 г.) — 3-10 мин., при мокроколлоидном процессе (1851 г.) — 10 сек. Но для плавного воспроизведения движения надо было снимать 16 кадров в секунду, сократив экспозицию до долей секунды. В 1871 г. английский химик Ричард Меддокс изобрёл бромосеребряное желатиновое покрытие (используемое и в современных фото- и киноплёнках), светочувствительность которого можно было регулировать от десятых до сотых долей секунды.

Кинематограф (проекционный аппарат) Люмьеров. 1895 г.
Кинематограф (проекционный аппарат) Люмьеров. 1895 г.

В 1880-х гг. появились камеры хронофотографической съёмки. Грейферный механизм обеспечивал покадровое движение плёнки для экспозиции, а в момент прокручивания плёнки во избежание засветки в движении объектив перекрывался обтюратором. Такие камеры делали десятки кадров в секунду и были пригодны для киносъёмки.

Рождение «великой иллюзии»

Проектор для демонстрации фильма изобрели братья Люмьер, назвав его кинематографом. В их проекторе были дуговая лампа, подсвечивающая плёнку, линзы, увеличивающие изображение, и грейферный механизм для прерывистого прокручивания плёнки. Для сцепления с зубьями грейфера киноплёнку по краям перфорировали (делали отверстия).

Грейферный механизм
Грейферный механизм. При вращении главного колеса (1) на нём вращается эксцентрик (2). Двигаясь внутри рамы (3) грейфера, эксцентрик периодически опускает и поднимает её и скреплённую с ним штангу (4) с зубцами (5). При ходе штанги вверх её зубцы входят в перфорацию плёнки (6) и передвигают её на один кадр в фильмовом канале (7).

В марте 1895 г. братья сняли свой первый фильм «Выход рабочих с фабрики» и продемонстрировали его своим друзьям. Первая демонстрация кинематографа для широкой публики состоялась в декабре 1895 г., в кафе на бульваре Капуцинов в Париже был показан ставший знаменитым фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Люмьеры создали иллюзию движения поезда с экрана на зрителя, и, по свидетельству очевидцев, люди в панике вскакивали со своих мест, опасаясь попасть под колёса паровоза.

Развитие идеи

«Кинематограф» — название проектора Люмьеров, стало также названием всей отрасли деятельности, связанной с созданием движущихся изображений — фильмов (от англ. film — плёнка). Ранние фильмы были немыми, потому что синхронизировать (сделать одновременными) съёмку и звукозапись тогда не умели.

Сюжет разъясняли с помощью титров, а просмотр сопровождался живой музыкой. Звуковое кино появилось в 1927 г.

Кадр из фильма Люмьеров «Прибытие поезда». 1895 г.
Кадр из фильма Люмьеров «Прибытие поезда». 1895 г.



Поделиться ссылкой