Атомные ракетные подводные крейсеры проекта 667БДРМ «Дельфин» (Россия)

Главной задачей ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (сокращенно РПКСН, также используется термин ПЛАРБ — подводная лодка, атомная, ракетная, с баллистическими ракетами) проекта 667БДРМ «Дельфин» является нанесение удара баллистическими ракетами по стратегическим военным, гражданским и промышленным объектам противника.

Атомные ракетные подводные крейсеры проекта 667БДРМ «Дельфин»

Вместе с атомными субмаринами проектов 941 «Акула», а также 955 «Борей» крейсеры «Дельфин» являются основой стратегической ядерной подводной триады России. Субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин» являются самыми старыми из этой тройки, они относятся к РПКСН второго поколения проектов, 941УМ «Акула» принадлежат к третьему, 955 «Борей» — к четвертому.

История

Постановление правительства СССР о разработке новейших атомных субмарин проекта 667БДРМ «Дельфин» (западное обозначение — Delta IV) увидело свет в 1975 г. Главным разработчиком стало ЦКБМТ «Рубин». Головной корабль этого проекта, К-51 «Верхотурье», был заложен на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск) в 1981 г.

Атомные ракетные подводные крейсеры проекта 667БДРМ «Дельфин»

Всего в период с 1984 по 1990 г. было построено семь подводных лодок этого типа: К-51 «Верхотурье» (введена в строй в 1984 г.), К-84 «Екатеринбург» (1985 г.), К-64/БС-64 (1986 г.), К-114 «Тула» (1987 г.), К-117 «Брянск» (1988 г.), К-18 «Карелия» (1989 г.) и К-407 «Новомосковск» (1990 г.).

По состоянию на 2013 г. пять субмарин проекта «Дельфин» находятся на вооружении флота Российской Федерации, они входят в 31-ю дивизию подводных лодок, приписанную к Северному флоту. Одна подлодка этого типа, К-84 «Екатеринбург», выведена на капитальный ремонт, другая, К-64/БС-64, проходит переоборудование в носитель глубоководных аппаратов.

Конструкция

В проекте «Дельфин» использовались новейшие разработки в области вооружения, снижения гидроакустической заметности, а также систем управления и обнаружения. В конструкции широко применяются различные звукоизолирующие, амортизирующие и вибропоглощающие устройства. Корпус корабля покрыт шумопоглощающим материалом.

Атомные ракетные подводные крейсеры проекта 667БДРМ «Дельфин»

В качестве главной двигательной установки на подлодках проекта «Дельфин» установлены два ядерных реактора типа ВМ-4СГ совокупной мощностью 180 МВт, питающих две паровые турбины общей мощностью 60 000 л. с. Кроме того, имеется два дизельных генератора ДГ-460 мощностью по 460 кВт. Для уменьшения шумности на подводных лодках устанавливаются два компактных электродвигателя мощностью по 225 л. с. каждый, осуществляющих экономичных ход.

Вооружение

Основой вооружения субмарин проекта «Дельфин» являются 16 новейших межконтинентальных баллистических ракет типа Р-29 РМ или Р-29 РМУ2 «Синева» (по классификации НАТО — SS-N23 Skiff) с дальностью полета до 8400 км. Допускается старт ракет с подводной лодки, двигающейся на глубине до 55 м на скорости до 7 узлов. Залповый старт всех ракет комплекта может осуществляться одновременно, что является уникальной особенностью подлодок типа «Дельфин».

Атомные ракетные подводные крейсеры проекта 667БДРМ «Дельфин»

Другой отличительной чертой субмарин проекта является возможность запуска малых космических аппаратов прямо с борта. В частности, в 1998 и 2006 гг. уже состоялись два запуска с борта подводной лодки «Новомосковск» ракетоносителей «Штиль-1» (гражданской модификации Р-29 РМ), которые вывели на околоземную орбиту искусственные спутники.

Противолодочное вооружение использует для стрельбы четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (на борт субмарины берется 12 торпед типа 53-65М либо САЭТ-60М). Вместо части торпед «Дельфин» может оснащаться минами в количестве до 24 шт., кроме того, в боекомплект могут входить противолодочные ракеты РПК-6 «Водопад» (по классификации НАТО — SS-N16 Stallion), запускаемые из торпедных аппаратов. Дополнительно для обеспечения ближней ПВО на борт берется до восьми ПЗРК 9К38 «Игла».

Технические характеристики

Надводное/подводное водоизмещение, т11 740/18 200
Длина/ширина/осадка, м167,4/11,7/8,8
Мощность двигателей, л. с2 × 30 000
Максимальная надводная/подводная скорость хода, узлов14/24
Предельная глубина погружения, м650
Автономность плавания, суток90
Экипаж, чел.140



Поделиться ссылкой