Броненосцы — «тяжеловесы» океанов

Установка на военные корабли двигателей положила начало стремительному закату класса парусных кораблей. Окончательно «добило» парусники изобретение майором французской армии Анри Пексаном в 1819 г. разрывной бомбы. Опыты показали полную беззащитность самых современных кораблей перед новым снарядом. При удачном выстреле в деревянном борту появлялись огромные пробоины и начинался обширный пожар.

Корабль «Уорриор» британской конструкции
Корабль «Уорриор» британской конструкции — первый в истории цельнометаллический броненосец

В 1860 г. англичане построили первый в истории кораблестроения цельнометаллический броненосец «Уорриор» водоизмещением 9140 т и броней толщиной 114 мм. Это судно было на тот момент самым большим в мире военным кораблем. Вооружение состояло из четырех 203-мм и 28 179-мм дульнозарядных орудий, а также четырех 20-фунтовых пушек. Наряду с парусами на корабле смонтировали паровую машину мощностью 5300 л. с. Скорость хода достигала 13,5 узла.

По своему внешнему виду «Уорриор» и появившиеся вслед за ним английские и французские броненосцы не отличались от парусных кораблей, лишь трубы выдавали наличие парового двигателя. Ставший на некоторое время образцом кораблестроения, «Уорриор» так и не был опробован ни в одной морской баталии.

Моряки британского броненосца за установкой двуствольного пулемета конструкции Гарднера
Моряки британского броненосца за установкой двуствольного пулемета конструкции Гарднера

В 1866 г. была начата постройка крупного броненосца «Капитан» водоизмещением 7770 т. Корабль был оснащен парусами и паровой установкой мощностью 5400 л. с. В башнях разместили четыре 305-мм орудия. «Капитан» должен был стать полноценным океанским кораблем, способным совершать длительные переходы.

Первым русским башенным броненосцем стал «Пётр Великий» водоизмещением 10 400 т, вступивший в строй в 1887 г. В носовой и кормовой башнях были установлены четыре 305-мм орудия. Имелись также шесть 87-мм орудий и два торпедных аппарата. Толщина башенной брони равнялась 365 мм.

орудия
На кораблях класса «броненосец» орудия впервые закрывались щитами, позже стали строить полностью закрытые рубки

В качестве своего рода ответа в Великобритании был развернут выпуск броненосцев типа «Коллингвуд» водоизмещением 9600 т. Вооружение в виде четырех 305-мм и шести 152-мм орудий дополнялось двенадцатью 57-мм и тремя 47-мм пушками Гочкиса. Имелось также 13 пятиствольных картечниц Норденфельда, две двуствольные картечницы Гарднера, а также четыре 356-мм торпедных аппарата. Бронирование на палубе и корпусе достигало от 63,5 до 457 мм. Скорость хода составляла 15 узлов. Этот броненосец стал первым в британском флоте, получившим нарезные казнозарядные орудия главного калибра.

Одними из наиболее характерных кораблей своего класса стали русские эскадренные броненосцы типа «Бородино» водоизмещением 14 440 т. Первый их них был заложен на верфи «Новое адмиралтейство» в 1900 г. Две паровые машины суммарной мощностью 16 300 л. с. позволяли развить скорость до 16 узлов. Толщина броневого пояса составляла от 145 до 283 мм.

Британский броненосец «Коллингвуд»
Британский броненосец «Коллингвуд». Корпус типичного броненесущего корабля времен начала эры броненосцев делали на основе старого деревянного парохода. Посередине корпуса оборудовали закрытую палубу, в которой устанавливали орудия. Боковые деревянные стены были расположены с наклоном, наподобие шалаша. Они были обшиты стальными плитами толщиной до 102 мм.

Главным оружием были 4 пушки калибра 305 мм, располагавшиеся в двух закрытых башнях, имевших бронирование толщиной до 254 мм. Средний калибр включал 6 спаренных башенных установок с 12 пушками калибра 152 мм по бортам. Для защиты от эсминцев имелись двадцать 75-мм пушек, по 10 на борт, а также 20 палубных 47-мм пушек Гочкиса и десять пулеметов «Максим» плюс 4 торпедных аппарата калибра 381 мм.

В целом это были современные и мощные боевые машины, отвечавшие всем требованиям того времени. Таковых было построено 4 единицы: «Князь Суворов», «Император Александр Ш», «Бородино» и «Орел». Судьбу всех четырех кораблей, как и других броненосцев, решило эпохальное Цусимское сражение, о котором будет рассказано позже.

Английский броненосец «Капитан»
Английский броненосец «Капитан»
Русский броненосный корабль класса «Бородино»
Русский броненосный корабль класса «Бородино»
Броненосец «Пётр Великий»
Броненосец «Пётр Великий» Российского военного флота

Битва на рейде Хэмптон-Роудс — «дебют» броненосцев

Весной 1861 г. между северными и южными штатами США началась Гражданская война. На море она носила ограниченный характер: у южан (конфедератов) не было ни своего флота, ни мощностей для его производства, к тому же северяне (федералы) блокировали южные порты для подрыва экономики Конфедерации.

Одним из немногих кораблей, принадлежавших южанам, был паровой броненосец «Вирджиния» водоизмещением 4500 т. Это была переделка из старого парохода, имевшая импровизированную конструкцию. Посередине корпуса оборудовали палубу на 10 орудий: 2 — калибра 163 мм, 2 — калибра 170 мм и 6 — калибра 229 мм. Боковые деревянные стены, обшитые стальными плитами толщиной от 25 до 102 мм, были расположены с наклоном — как у шалаша. На носу поставили таран.

Броненосец «Вирджиния» перед боем
Броненосец «Вирджиния» перед боем

Ответом северян стала постройка цельнометаллического парового броненосца «Монитор» («Наблюдатель») водоизмещением 987 т. Он был похож на плавающий танк. Два 11-дюймовых (279 мм) орудия были установлены в единственной башне, вращающейся на 360 градусов. Толщина башенной брони (229 мм) позволяла выдерживать попадание боеприпасов из любого орудия, имевшегося в распоряжении южан.

В целом к будущему столкновению были подготовлены самые новаторские корабли того времени.

Офицеры-северяне на палубе броненосца «Монитор»
Офицеры-северяне на палубе броненосца «Монитор»

8 марта 1862 г. «Вирджиния» под предводительством капитана Франклина Бьюкенена в сопровождении всего 2 пушечных пароходов попыталась сорвать блокаду своих важнейших промышленно-торговых центров. Бьюкенен с ходу атаковал флот северян на Хэмптонском рейде в устье Чесапикского залива. И первым же таранным ударом «Вирджинии» был потоплен парусный фрегат северян — «Камберленд». «Вирджиния» обратила свои орудия на фрегат «Конгресс», который попытался скрыться, но сел на мель, и тут же превратила неподвижное судно в пылающие руины. В качестве третьей жертвы Бьюкенен наметил паровой фрегат «Миннесота», но тот сумел кое-как отбиться. Наступивший вечер прервал бой, выигранный «Вирджинией» с «сухим счетом».

Утром 9 марта «Вирджиния», на которой раненого капитана Бьюкенена заменил Кейтсби Роджер Джонс, направилась добивать «Миннесоту». Однако к месту боя уже подоспел «Монитор». Последующая дуэль двух быстроходных кораблей продемонстрировала полное превосходство брони над артиллерией — ни одно из попаданий не привело к пробитию брони, хотя оба корабля получили множество иных повреждений. Тогда Джонс попытался подмять «Монитор» всей массой «Вирджинии», но капитан «Монитора» Джон Уорден, умело маневрируя, уворачивался. Наконец одним из снарядов была повреждена башня «Монитора». Заменивший раненного Уордена лейтенант Грини вывел корабль из боя.

«Монитор» пытается протаранить «Вирджинию»
Один из эпизодов битвы на рейде Хэмптон-Роудс: «Монитор» пытается протаранить «Вирджинию»

Таким образом, «Вирджиния» вышла полной победительницей, но продолжать борьбу с оставшимися кораблями северян не могла по причине тяжелых повреждений. Блокада осталась не прорванной.

В дальнейшем по образцу «Вирджинии» южане построили целую серию аналогичных кораблей. Точно так же поступили северяне, приняв за основу свой «Монитор». Так началась «эра броненосцев», продлившаяся около полувека

От дредноута к линкору

В октябре 1906 г. в Англии был спущен на воду броненосный корабль, который настолько превосходил броненосцы всех флотов своего времени, что все они мгновенно устарели. Это чудо техники носило название «Дредноут» («Не знающий страха»).

линкор «Дредноут»
С английского линкора «Дредноут» началась эпоха мирового кораблестроения

В новом корабле англичане реализовали принцип «только большие пушки». В пяти башнях размещалось десять 305-мм пушек, то есть в 2,5 раза больше чем на любом из построенных ранее броненосцев! Имелось также 28 пушек калибра 76 мм и 5 торпедных аппаратов. Стальная броня толщиной от 305 мм на башне до 280 мм на корпусе надежно защищала корабль от крупнокалиберных снарядов.

«Дредноут» положил начало новому классу кораблей. Впрочем, их предполагали применять в бою с использованием старой линейной тактики. В память о парусных линейных кораблях, некогда царивших на морях, новому классу дали название линкоров (поначалу, правда, чаще употреблялось иное название — дредноуты).

Американский линкор «Техас»
Американский линкор «Техас» на вечной стоянке у причала Хьюстона

К началу XX в. Германия набрала значительную экономическую силу и создала мощную судостроительную промышленность. В 1908 г. была построена серия из 4 линкоров типа «Нассау» с 280-мм артиллерией главного калибра. Следующие серии линкоров типа «Гельголанд», «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1912 гг.) также включали 4—5 кораблей, но калибр главной артиллерии был доведен до 305 мм. Английские линкоры были вооружены еще более мощными орудиями калибра 343 мм, но уступали германским линкорам в бронировании.

Флоты остальных держав строили линкоры, в той или иной степени повторявшие особенности германских или английских кораблей. Линкоры типа «Нью-Йорк» ВМФ США водоизмещением 30 000 т имели как мощное бронирование (до 305 мм на поясе корпуса и до 365 мм на башнях), так и крупный калибр главной артиллерии (356 мм). Кроме десяти 356-мм орудий, они имели 21 пушку калибра 127 мм. В 1911 г. было построено 2 таких корабля: «Нью-Йорк» и «Техас». Один из них — «Техас» — является самым старым линкором, до сих пор находящимся на плаву. С 1948 г. он действует как корабль-музей.

Русские линкоры вступили в строй уже после начала Первой мировой войны. В это время в составе ВМФ Германии числилось 15 линкоров, Англии — 21, Австро-Венгрии — 3 и Франции — 4.

Счетверенная зенитная установка пулеметов «Викерс»
Счетверенная зенитная установка пулеметов «Викерс» калибра 12,7 мм на палубе британского линкора
Сдвоенная пулеметная установка на башне главного калибра британского линкора
Сдвоенная пулеметная установка на башне главного калибра британского линкора
Германский линкор «Кайзер» времен Первой мировой войны
Германский линкор «Кайзер» времен Первой мировой войны



Поделиться ссылкой