Древние греки позаимствовали все лучшее из конструкции древнеегипетских судов. Опирались они и на собственные достижения в технике. Именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами. На носу корабля под или над водой устанавливался таран — настоящая «тяжелая артиллерия» времен античности. Он представлял собой обычный заостренный брус: медный, железный или деревянный, окованный медью.
Крупные корабли вооружались метательными машинами (баллистами, катапультами и др.), стрелявшими камнями, стрелами и зажигательными снарядами. Эти машины применялись вплоть до изобретения пороха. Морской бой между такими кораблями начинался с обстрела корабля противника стрелами и камнями, затем следовал удар тараном в борт вражеского корабля. Завершала все высадка абордажной команды.
Со временем древние греки изобрели способ размещения гребцов на нескольких «этажах».
Судно с одним «этажом» гребцов называлось монерой. В VII в. до н. э. ей на смену пришла бирема с двумя рядами гребцов, а столетие спустя — триера с тремя рядами. В Древнем Риме греческая триера называлась триремой (лат. «tria» — «три» и «remus» — «весло»). Судно имело в длину около 36 м. Экипаж 3-го яруса состоял из 31 гребца, 2-го и 1-го ярусов — по 27 человек.
Корабельные гребцы развивали скорость в 5 узлов, а если еще ставился и парус, то скорость достигала 8 узлов (14,8 км/ч). На триерах парус использовался только во время бурь и в дальних плаваниях. При подготовке к сражению паруса сворачивали, а мачты опускали. На носу корабля ставили дополнительный парус, сильно наклоненный вперед: он помогал маневрировать при сильных боковых ветрах.
Во времена античности греческий морской флот был сильнейшим в мире, а их галеры считались самыми маневренными кораблями. Ударную же силу этого грозного флота в VIII—V веках до нашей эры составляли огромные суда — триеры (триремы). Их длина достигала 100 метров, а ширина — 10 метров. Эти многоярусные суда были оснащены тяжелыми и длинными веслами. В носовой же части судна киль переходил в железный таран, с помощью которого триера топила вражеские корабли. Экипаж судна составлял около 200 человек. Из них 170 были гребцами и сидели в три яруса (отсюда и название судна). Остальные 30 были пехотинцами и лучниками.