Флот при Николае I (1825—1853 гг.)

Николай I, в отличие от своего предшественника, видел в военном флоте России солидный оплот государства на Севере, Балтике и Чёрном море. Образованному и амбициозному царю он нужен был как инструмент для поддержания исторически сложившегося имиджа России — покровителя захваченных Османской империей славянских народов и христианских святынь на Ближнем Востоке.

Портрет императора Николая I. К. Робертсон. 1840. Музей Хиллвуд, Вашингтон
Портрет императора Николая I. К. Робертсон. 1840. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Флот для конкретной задачи

Когда в 1825 г. на российский престол взошел император Николай I, выявилось, что в Балтийском флоте годными к службе оказались 5 линейных кораблей (по штату их должно иметь 27, еще 26 фрегатов), в Черноморском флоте — 10 из 15. Из 90 000 положенного по штату числа личного состава Балтийского и Черноморского флотов реально служило 72 000 человек. Зная это, новый самодержец всячески стремился усилить и укрепить флот. Будучи сторонником правильной организации и жесткой военной дисциплины, он слыл консерватором, а потому в Николаевскую эпоху здравые идеи и технические новшества трудно пробивали себе дорогу в жизнь и не всегда внедрялись в русском военном флоте.

Русская эскадра на Севастопольском рейде. И. К. Айвазовский. 1846. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Русская эскадра на Севастопольском рейде. И. К. Айвазовский. 1846. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Впрочем, в странах Запада были убеждены в агрессивных намерениях русского императора. Если у него и были серьезные внешнеполитические амбиции, средством их удовлетворения должен был стать военный флот, однако лишь в Чёрном море.

Военное кораблестроение XIX в.

В первой половине XIX в. кораблестроители ведущих морских держав радикально усовершенствовали стандартную конструкцию парусного военного корабля: значительно ее облегчили, усилили набор корпуса, увеличили его размеры, отказались от громоздких, дорогих и тяжелых украшений, поставив во главу угла лишь боевые характеристики кораблей.

Россия не была в отстающих, развивая свой военно-морской флот активно, смело и самобытно, разумно перенимая иностранный, прежде всего английский, опыт. Всего за 20 лет русский военный парусный флот достиг пика своего развития, а корабли — наиболее полного сочетания боевых, технических и эстетических характеристик.

Большой рейд в Кронштадте. И. К. Айвазовский. 1836. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Большой рейд в Кронштадте. И. К. Айвазовский. 1836. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Успешные действия Фёдора Ушакова и Горацио Нельсона показали важность и нужность отхода от линейной тактики. Но приспособить многопушечные линейные корабли и фрегаты к принципиально новой форме ведения боя не представлялось возможным, а потому кораблестроители по-прежнему пытались разместить как можно больше тяжелых пушек по бортам корабля. Для этого настоящей панацеей стала система набора деревянных корпусов военных парусных кораблей, выработанная Р. Сеппингсом и У. Саймондом.

Еще в период строительства по системе У. Саймонда первого английского линейного корабля «Квин» (Queen) в Туманном Альбионе проходили стажировку русские корабелы во главе с полковником С. И. Чернявским. После их возвращения на Родину в Николаеве в 1838-1841 гг. был спущен на воду первый русский линейный корабль по новой английской системе — «Двенадцать апостолов».

Флагман Средиземноморской эскадры Королевского флота — 110-пушечный линейный корабль «Квин» — у берегов Мальты. Р. С. Томсон. 1842
Флагман Средиземноморской эскадры Королевского флота — 110-пушечный линейный корабль «Квин» — у берегов Мальты. Р. С. Томсон. 1842. «Квин» стал прототипом последних серий русских военных парусных кораблей

Однако первенцем серии совершенно новых русских кораблей стал не он, а 120-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Три Святителя», строительство которого шло в 1835-1838 гг. Это было яркое начало уникальной кораблестроительной программы, которую в 1826 г. заложил Николай I, своим повелением создавший Комитет образования флота, чтобы «...извлечь наши морские силы из забвения и ничтожества, в которых он (флот) прозябал в последнее время».

Балтийский флот

Первым решением Комитета стало создание штата Балтийского флота, согласно которому боевой состав должен был включать 217 единиц: 26 линейных кораблей, 9 фрегатов, 5 учебных фрегатов, 9 пароходофрегатов, 12 малых пароходов, 2 корвета, 12 бригов, 65 различных вспомогательных и 77 гребных судов.

Несмотря на кажущуюся амбициозность, программа полностью соответствовала экономическим возможностям и военно-политическим потребностям Российской империи, а потому с некоторыми коррективами к началу Крымской войны была выполнена.

Черноморский флот

Ситуация на Черноморском флоте складывалась иначе. В 1827 г. для него приняли новый корабельный штат, основу которого должны составить 120-пушечные линейные корабли в количестве 5 единиц — по одному в эскадре. Однако не были реально учтены военно-политическая обстановка на Чёрном море и новые достижения в области кораблестроения, поэтому в 1832-1835 гг. разработали последнюю программу парусного кораблестроения на Чёрном море под руководством адмирала Грейга. Она предусматривала строительство 15 линейных кораблей (из них 120-пушечных — 3, 84-пушечных — 12), предполагалось строительство фрегатов (60-пушечных — 4, 44-пушечных — 3), а также 5 корветов, 7 больших и 3 малых бригов.

Линейный корабль «Три Святителя». Литография Подустова по рисунку В. А. Прохорова. Ок. 1855
Линейный корабль «Три Святителя». Литография Подустова по рисунку В. А. Прохорова. Ок. 1855

Согласно этой программе, соотношение численности корабельного состава Балтийского и Черноморского флотов было 2:1, а не 3:1, как в эпоху Павла I. Увеличение мощи Черноморского флота в сравнении с основным для России Балтийским выходило из понимания реальных задач первого: если Балтийский флот по-прежнему проецировал военно-морскую мощь России во все потенциально опасные точки, например на Дальний Восток, то Черноморский полностью замыкался в пределах своего географически закрытого театра военных действий.

С 1829 г. основным противником России считалась Османская империя, против мощи которой и развивался Черноморский флот. Единственным способом уничтожения турецкого флота становился морской бой: он мог происходить не только в открытом море, но и в бухтах и гаванях противника, к которым следовало доставить десант. Не исключалось, что турок поддержат Англия и Франция, их военным флотам под силу было в одночасье появиться на берегах Босфора, захват которого вместе с Мраморным морем и проливом Дарданеллы стал мечтой многих русских флотоводцев и политиков.

Смотр Черноморского флота в 1849 г. И. К. Айвазовский. 1886. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Смотр Черноморского флота в 1849 г. И. К. Айвазовский. 1886. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Картина дает великолепное представление о русском флоте пика парусной эпохи. Смотр проходил на Севастопольском рейде в присутствии императора Николая І, который с борта пароходофрегата «Владимир» наблюдал кильватерную колонну лучших линейных кораблей Черноморского флота (первым идет 120-пушечный «Двенадцать апостолов», за ним 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил»). Поодаль от императора стоят: (слева направо) начальник штаба флота вице-адмирал В. А. Корнилов, командующий Черноморским флотом адмирал М. П. Лазарев, командующий эскадрой контр-адмирал П. С. Нахимов и капитан I ранга В. И. Истомин

Для более четкого управления флотом и конкретного распределения задач между его соединениями и произошло, как ни странно, сокращение Черноморского флота — с 5 до 3 эскадр. Вводится и четкая их организация — по 5 линейных кораблей. Основой эскадр должны были стать стандартные 84-пушечные линейные корабли, а флагманами — мощные 120-пушечные.

Меньше стало фрегатов, корветов и бригов. На первых теперь возлагались исключительно функции связи при эскадре (60-пушечные корабли) и выполнение разведывательных и крейсерских операций в интересах эскадры (44-пушечные). Вторые (корветы и бриги) стали использовать с крейсерскими и разведывательными целями в стесненных условиях и у побережья.

Первые 10 лет реализации программы 1832 г. шел процесс поиска наиболее оптимальных типов боевых кораблей для Черноморского флота. В 1841 г. этот процесс завершился принятием к дальнейшему строительству кораблей: линейных — 120-пушечные (типа «Двенадцать апостолов») «Париж» и «Великий князь Константин», 84-пушечные (типа «Трех Иерархов») «Уриил», «Селафиил», «Гавриил», «Варна», «Ягудиил», «Святослав», «Ростислав», «Чесма», «Храбрый», «Память Евстафия», «Адрианополь», «Императрица Мария»; фрегатов — 60-пушечные (типа «Месемврия») «Сизополь», «Мидия», «Кулевчи», 44-пушечные (типа «Флора») «Кагул», «Коварна»; корветов — 20-пушечные (типа «Пилад») «Оливуца», «Андромаха», «Калипсо», «Ариадна».

«Старые» корабли для новых задач

Изучив опыт британского кораблестроения, николаевские конструкторы совместили его с собственными наработками. В результате практически все черноморские корабли стали строиться по так называемой английской системе набора корпуса (Саймонда — Сеппингса), что обеспечивало необходимую его прочность (мореходную и боевую), но с применением русской системы парусного вооружения. Она отличалась возросшей высотой мачт, которая стала превышать общую длину корабля, и радикально вынесенными за габариты корпуса реями с очень сложной и взаимозаменяемой системой парусов. Благодаря этому удалось резко повысить скоростные и маневренные характеристики кораблей.

Проекция кормовой части русских 120-пушечных линейных кораблей типа «Двенадцать апостолов»
Проекция кормовой части русских 120-пушечных линейных кораблей типа «Двенадцать апостолов». Следует обратить внимание на радикально вынесенные реи и общую высоту и площадь парусов. Рисунок автора

Для черноморских боевых парусных судов были выбраны паруса двух типов, условно именуемые «боевые» и «обычные». И если последние практически не отличались от аналогов в других парусных флотах и использовались повседневно, то «боевые» шились из более легкой ткани. Это быстро породило легенду о непрочности таких парусов, однако тяговые их характеристики оказались намного выше, чем у «обычных».

Несколько изменились и формы корпусов черноморских боевых парусных кораблей. При незначительном увеличении длины к ширине корпуса (чуть менее 4:1, тогда как на балтийских кораблях она превышала значение 4:1) удалось оставить неизменными характеристики осадки и глубины трюма.

Если корабли Балтийского флота действовали чуть ли не по всем морям и океанам, а значит, были рассчитаны на длительное пребывание в море, то черноморские совершали туда короткие выходы и в любой ситуации опирались на развитую кораблестроительную и ремонтную базу — Николаев, Севастополь, Херсон и др. Как следствие, запасы воды и провизии на черноморских кораблях были в 5 раз меньше, чем на балтийских. Образовавшиеся свободные объемы русские кораблестроители пустили на улучшение условий для команды и увеличение боеприпасов. В результате проведенных мер корпус последних серий военных парусных кораблей Черноморского флота не перегружался ни провиантом, ни экипажем, ни артиллерией (во время эксплуатации снимали от 4 до 6 бомбических орудий).

Все это положительно повлияло как на скорость линейных кораблей и фрегатов, так и на их маневренность и мореходность. При хорошем ветре они легко развивали 12 узлов (почти на 2 узла больше, чем западные корабли), а в галфвинд и бейдевинд могли идти в среднем на 8-8,5 узлах, причем сопротивление штормящего моря сказывалось на характере их движения намного меньше, чем у кораблей более ранних проектов.

Маневренность последних парусников Черноморского флота поражала современников. Так, даже самые мощные 120-пушечные линейные корабли могли при благоприятном ветре развернуться в диаметре, не превышающем 3 длины корпуса корабля. В любую гавань они входили самостоятельно и свободно там маневрировали, используя только свои паруса и не прибегая к помощи буксиров. Более того, как показали многочисленные учения 1840-1850-х гг., а в дальнейшем и боевой опыт, черноморские парусники программы 1832-1835 гг. могли очень быстро остановиться с помощью как парусов, так и якорей.

Все эти уникальные качества одинаково усиливали возможности применения кораблей как в линейном, так и в маневренном бою, на последний командование Черноморского флота уже сознательно делало ставку. Оставалась самая малость — оснастить корабли совершенной артиллерией и поднять подготовку их экипажей на должный уровень. И то и другое на Черноморском флоте перед Крымской войной было сделано. Причем выучку моряков парусных кораблей подняли до высоты, которую так никто в истории и не превзошел.

Черноморский флот в Феодосии накануне Крымской войны. И. К. Айвазовский. 1890. Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Черноморский флот в Феодосии накануне Крымской войны. И. К. Айвазовский. 1890. Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Черноморские парусники ходили в любую погоду, время года и суток. Ходили свободно, на разных скоростях, по отдельности и целыми эскадрами. Ходили туда, куда, казалось бы, парусным кораблям добраться невозможно. В этом была заслуга адмирала Лазарева, который способствовал созданию навигационных карт Чёрного моря, качество и точность которых поражают и сейчас.

Наваринское сражение. Разгром турецкого флота

Наваринское морское сражение, произошедшее 8 октября 1827 г., во многом уникально. Оно выявило качество подготовки русских военных моряков и их командиров. В нем британские и французские военные эскадры действовали бок о бок с российской и признали ее победу.

Наваринское сражение. Г. Пайялл и Р. Смарт. Ок. 1828. Национальный исторический музей, Афины
Наваринское сражение. Г. Пайялл и Р. Смарт. Ок. 1828. Национальный исторический музей, Афины

Причины боя

Турция отказалась выполнить требования Лондонской конвенции (1827) о предоставлении Греции автономии, поэтому Англия, Франция и Россия отправили к Греческому архипелагу свой флот для помощи местным жителям.

Накануне сражения

Эскадры союзных держав (русской командовал контр-адмирал Логин Петрович Гейден, французской — контр-адмирал Анри Готье де Риньи, английской — вице-адмирал Эдвард Кодрингтон (он же возглавил соединенные эскадры как старший в чине)) 5 октября 1829 г. подошли к бухте Наварин. Там под защитой естественных препятствий и сильных береговых батарей (165 орудий) стоял турецко-египетский флот, возглавляемый Мухаррем-беем (главнокомандующий войсками и флотом — Ибрагим-паша). Дополнительным подспорьем для турок были 6 брандеров, удачно расположенных в направлениях возможного движения кораблей союзной эскадры.

Командующие английского и французского отрядов по настоянию русских контр-адмирала Гейдена и капитана I ранга Лазарева приняли решение войти в Наваринскую бухту. Во многом это было опасно, так как маневрировать там было довольно затруднительно и союзные корабли могли стать легкой мишенью.

Командующие союзными эскадрами в Наваринском сражении, адмиралы (слева направо): Л. П. Гейден, Э. Кодрингтон, А. Г. де Риньи
Командующие союзными эскадрами в Наваринском сражении, адмиралы (слева направо): Л. П. Гейден, Э. Кодрингтон, А. Г. де Риньи

Не желая вступать в переговоры, турки убили английских парламентеров и обстреляли французский флагманский корабль. В ответ на это командование союзной эскадры приняло решение уничтожить османский флот.

Победа русских кораблей

Главную тяжесть сражения приняли на себя российские линейные корабли, находившиеся в центре боевого порядка союзников. Русская эскадра смело вступила в артиллерийскую дуэль с противником и начала активно обстреливать его из пушек.

Построение флотов перед сражением
Построение флотов перед сражением

Метким огнем линейного корабля «Гангут» (командир — капитан II ранга А. П. Авинов) были уничтожены 2 турецких фрегата. Особенно отличился флагманский 74-пушечный корабль «Азов» под командованием капитана I ранга Лазарева. Он уничтожил 5 кораблей врага, в том числе флагманский фрегат, оказывая одновременно поддержку и другим кораблям. В списках отличившихся на «Азове» были лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин — будущие руководители знаменитой обороны Севастополя 1854- 1855 гг. За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота были присвоены кормовой Георгиевский флаг и вымпел. В результате 4-часовой битвы турецко-египетский флот был полностью разгромлен.

Поражение в Наваринском морском бою существенно ослабило военно-морские силы Османской империи. Они полностью отказались от активных действий на Средиземном море и впоследствии весьма неохотно воевали на Чёрном.

Вечер битвы при Наварине. О. Майер. 1848
Вечер битвы при Наварине. О. Майер. 1848
На смену герою Наваринского сражения 74-пушечному линейному кораблю «Азов» (из-за многочисленных повреждений быть в строю далее он уже не мог) в 1831 г. был построен аналогичный корабль под названием «Память Азова», на котором также поднимался Георгиевский флаг.

Подвиг брига «Меркурий»

Почти всю очередную Русско-турецкую войну флот Османской империи практически не действовал. Но один бой своей обидной неудачей «прославил» его.

Бриг «Меркурий» после победы над турецкими кораблями. И. К. Айвазовский. 1848. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Бриг «Меркурий» после победы над турецкими кораблями. И. К. Айвазовский. 1848. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Отряд русских кораблей — 44-пушечный фрегат «Штандарт» и 2 брига: 24-пушечный «Орфей» и 18-пушечный «Меркурий» — 14 мая 1829 г. находился у Босфора в разведке. Утром он неожиданно встретился с шедшей навстречу турецкой эскадрой, в составе которой было 6 линейных кораблей, 2 фрегата и 10 мелких судов. Видя подавляющее превосходство противника, русские решили не принимать бой и направились в сторону Крыма.

«Меркурий» под командованием лейтенанта А. И. Казарского из-за особенностей конструкции корпуса стал отставать от других судов своего отряда. В результате его настигли оторвавшиеся от турецкой эскадры линейные корабли — 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реалбей». Они превосходили русский бриг по мощи и к тому же были легче и быстрее на ходу. Тем не менее, офицеры «Меркурия» приняли решение попытаться уйти к своим берегам, при необходимости принять бой, а в случае невозможности сопротивления — взорвать корабль.

Памятник А. И. Казарскому в Севастополе. Архитектор А. П. Брюллов
Памятник А. И. Казарскому в Севастополе. Архитектор А. П. Брюллов

Так и произошло. Подняв все паруса, бриг начал уходить, однако в середине дня он остановился недвижим — теплый воздух поднялся ввысь. Турецкие же линейные корабли, приняв воздух на свои верхние паруса, пошли на сближение. Русские моряки, используя весла, начали маневрировать и стрелять в упор из каронад. После 3-часового сражения турецкие корабли, получившие многочисленные повреждения, легли в дрейф и отказались от преследования.

За этот бой бриг «Меркурий» получил высшую коллективную награду русского флота — кормовой Георгиевский флаг. Его командиру в 1839 г. в Севастополе был, воздвигнут памятник, на котором начертано: «Казарскому Потомству в пример». А в составе Черноморского флота с тех пор в обязательном порядке находятся корабли «Память Меркурия» (I и II ранга) и «Казарский» (III или IV ранга).




Поделиться ссылкой