Галеоны: межконтинентальные «бродяги» и бескомпромиссные бойцы

Если португальские и французские кораблестроители для колонизации Америки создавали небольшие стремительные каравеллы, то испанцы строили галеоны. Позже суда этого типа стали делать во всей Европе.

Галеон «Сан Матео», Испания, середина XVI в.
Галеон «Сан Матео», Испания, середина XVI в.

Галеон появился в ходе «эволюции» каравелл и каракк. Это специальное четырехмачтовое судно, которое было одновременно и военным, и транспортным. Оно было крупнее и вместительнее испанской каравеллы и лучше вооружено. Снижение надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости на воде. Сбалансированное прямое и косое парусное оснащение улучшало мореходные качества первых галеонов.

Однако к концу XVI в. длина испанского галеона достигла 40 м, водоизмещение составляло 500—2000 т, а экипаж доходил до 200 человек. Кормовые надстройки некоторых самых крупных галеонов имели до 7 ярусов, где размещались многочисленные каюты для пассажиров. Такие галеоны обладали не самой лучшей мореходностью.

Галеон «Санта Тереза»
Галеон «Санта Тереза», Испания

Из портов Испании на десятках и сотнях галеонов отправлялись через океан к иному континенту дворяне, монахи, купцы, солдаты и переселенцы. В обратный путь корабли уходили тяжело нагруженными драгоценными металлами. Им приходилось обороняться от пиратов и боевых кораблей государств-соперников.

Типичным испанским галеоном был «Сан Матео», построенный в середине XVI в. Судно водоизмещением 750 т было вооружено 34 пушками, экипаж составлял 340 человек. В 1588 г. «Сан Матео» входил в состав испанской Непобедимой армады. Во время боя с англичанами он сражался против 17 английских кораблей, потерял паруса и такелаж и был трижды взят на абордаж. Действия «Сан Матео» позволили спастись флагману испанцев — галеону «Сан Мартин», однако позже сильно поврежденный «Сан Матео» потерпел крушение у берегов Голландии.

Испанский галеон «Сан Хуан Баутиста»
Испанский галеон «Сан Хуан Баутиста» из состава Непобедимой армады

Еще одним галеоном «Непобедимой» армады был «Сан Хуан Баутиста» — флагман кастильской эскадры. Это был большой корабль водоизмещением 508 т, экипажем 296 человек и вооружением 24 пушки.

Со стороны англичан в сражении с Непобедимой армадой участвовали такие галеоны, как «Виктори» и «Арк Ройял». Построенный в 1571 г. 42-пушечный парусник «Виктори» имел длину 32 м, водоизмещение 500 т и экипаж 120 человек. «Арк Ройял» («Королевский ковчег»), спущенный на воду в 1587 г., являлся флагманом и одним из самых больших кораблей английского флота. Водоизмещение составляло 810 т, экипаж — 268 моряков, 32 стрелка и 100 солдат, количество пушек — 54.

Средневековый пистолет.
Средневековый пистолет. Бронзовый шар на рукоятке превращает его в ударное оружие

Галеоны типа «Андалусия» массово строились в Испании в XVII в. Этот парусник с 6 палубами в кормовой надстройке имел длину 51 м. Вооружение составляло до 34 орудий. Галеоны «Андалусия» представляли собой основу военно-торгового флота Новой Испании — испанской колонии в Северной Америке со столицей в Мехико.

Галеон «Андалусия», Испания, середина XVII в.
Галеон «Андалусия», Испания, середина XVII в.



Поделиться ссылкой