Если португальские и французские кораблестроители для колонизации Америки создавали небольшие стремительные каравеллы, то испанцы строили галеоны. Позже суда этого типа стали делать во всей Европе.
Галеон появился в ходе «эволюции» каравелл и каракк. Это специальное четырехмачтовое судно, которое было одновременно и военным, и транспортным. Оно было крупнее и вместительнее испанской каравеллы и лучше вооружено. Снижение надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости на воде. Сбалансированное прямое и косое парусное оснащение улучшало мореходные качества первых галеонов.
Однако к концу XVI в. длина испанского галеона достигла 40 м, водоизмещение составляло 500—2000 т, а экипаж доходил до 200 человек. Кормовые надстройки некоторых самых крупных галеонов имели до 7 ярусов, где размещались многочисленные каюты для пассажиров. Такие галеоны обладали не самой лучшей мореходностью.
Из портов Испании на десятках и сотнях галеонов отправлялись через океан к иному континенту дворяне, монахи, купцы, солдаты и переселенцы. В обратный путь корабли уходили тяжело нагруженными драгоценными металлами. Им приходилось обороняться от пиратов и боевых кораблей государств-соперников.
Типичным испанским галеоном был «Сан Матео», построенный в середине XVI в. Судно водоизмещением 750 т было вооружено 34 пушками, экипаж составлял 340 человек. В 1588 г. «Сан Матео» входил в состав испанской Непобедимой армады. Во время боя с англичанами он сражался против 17 английских кораблей, потерял паруса и такелаж и был трижды взят на абордаж. Действия «Сан Матео» позволили спастись флагману испанцев — галеону «Сан Мартин», однако позже сильно поврежденный «Сан Матео» потерпел крушение у берегов Голландии.
Еще одним галеоном «Непобедимой» армады был «Сан Хуан Баутиста» — флагман кастильской эскадры. Это был большой корабль водоизмещением 508 т, экипажем 296 человек и вооружением 24 пушки.
Со стороны англичан в сражении с Непобедимой армадой участвовали такие галеоны, как «Виктори» и «Арк Ройял». Построенный в 1571 г. 42-пушечный парусник «Виктори» имел длину 32 м, водоизмещение 500 т и экипаж 120 человек. «Арк Ройял» («Королевский ковчег»), спущенный на воду в 1587 г., являлся флагманом и одним из самых больших кораблей английского флота. Водоизмещение составляло 810 т, экипаж — 268 моряков, 32 стрелка и 100 солдат, количество пушек — 54.
Галеоны типа «Андалусия» массово строились в Испании в XVII в. Этот парусник с 6 палубами в кормовой надстройке имел длину 51 м. Вооружение составляло до 34 орудий. Галеоны «Андалусия» представляли собой основу военно-торгового флота Новой Испании — испанской колонии в Северной Америке со столицей в Мехико.