Примерно с VII в. н. э. в Венеции получило распространение простое и дешевое в постройке гребное судно — галера. Слово «галера» происходит от названия рыбы галеос, которая имеет форму шпаги. В конструктивном плане судно представляло собой удлиненную остроносую лодку с 10—20 гребцами, часто без паруса.
Первые галеры были одномачтовые, но в XIII в. добавилась еще одна мачта.
В начале XVI в. появился галеас — сверхмощная галера с тяжелыми орудиями, установленными на носовой и кормовой площадках так, чтобы вести огонь в любом направлении.
Со временем галеры превратились в большие боевые суда.
Длина галерного весла превысила 15 м, а его вес составил более 250 кг, так что за каждое сажали сразу по 4—6 человек. Основным оружием галеры был таран, обшитый латунью или медью. В носовой и кормовой надстройках ставились метательные машины, а позже и пушки. Экипаж галеры, включая абордажную команду, состоял из 400—450 человек.
Техника боя этих кораблей не отличалась от применявшейся в античное время: галера шла на вражеское судно, обстреливая его из метательных машин (или орудий). Как только таран вонзался в корпус судна противника, солдаты бросались на абордаж.
После сражения при Лепанто галеры стали постепенно утрачивать свое военное значение, и начали использоваться как представительские суда. Примером такого судна является венецианский буцентавр. Это двухпалубное гребное парадное судно, на котором глава Венеции (дож) ежегодно совершал торжественную церемонию, символизирующую обручение Венеции с Адриатическим морем. Эта церемония впервые была совершена около 998 г. и существовала до конца Венецианской республики (XVIII в.). Последний буцентавр был построен в 1790 г.
Боевые галеры были и в русском флоте. В конце XVII в. первый российский император Пётр I решил, что именно галера наиболее подходит для действий на Азовском и Балтийском морях. Командирами галер он назначал исключительно офицеров гвардейских Преображенского и Семеновского полков. Сам царь командовал галерой Азовского флота «Принципиум». В целом галеры полностью оправдали себя в условиях боевых действий на мелководье и в штиль. Они входили в состав русского флота почти целый век. Последние корабли этого класса для русского флота были построены в 1790-х гг. С тех пор основным движителем на флоте стал парус.