Морское пиратство

Как только в мире зародилось коммерческое (торговое) судоходство, а по рекам и морям начали перевозить ценные товары, появились и морские разбойники – пираты, которые за этими товарами охотились. Слово «пират» происходит от древнегреческого «пейратес» – «разбойник». Сами пираты именовали себя «вольными добытчиками».

пираты

Описания походов, которые с современной точки зрения нельзя назвать иначе, чем пиратские набеги, встречается в древнегреческих мифах, поэмах и трудах историков. «Вольный промысел» считался не преступлением, а, скорее, доблестью. Пиратство во все времена, а особенно тогда, когда корабли представляли собой утлые скорлупки, игрушку ветра и волн, было сопряжено с риском, требовало от людей большого мужества и отваги.

Наиболее прибыльным делом у «вольных добытчиков» считался захват в плен богатых и знатных морских путешественников. За такой «товар» можно было получить выкуп, многократно превышающий стоимость захваченного судна и его груза. В ряде случаев пираты одной страны вели многолетние кровопролитные войны против мореходов других стран. Так, персы грабили корабли греков, чьи города-государства страдали от раздробленности и не могли объединить свои силы для борьбы с общим врагом.

В 478 г. до н. э. несколько греческих островных государств обратились к могущественной Афинской республике с просьбой организовать морской союз. Вскоре в Афинах приняли свод законов, делавший «ремесло» морских разбойников почти государственной службой. «Морское сообщество», союз эллинских пиратов, действовал с разрешения властей. В этом обществе действовали строгие правила: на свои суда не нападать, участвовать в охране и патрулировании побережья, отражать набеги чужаков, платить с добычи налог в казну, помогать афинскому флоту во время войны.

пиратский корабль

Афинские пираты после принятия законов о вольном промысле стали представлять собой нечто среднее между резервом флота республики и соединением береговой охраны. Защищать греческих мореходов от персов и обеспечивать нормальную морскую торговлю между островами и континентальной частью Эллады им помогал хорошо оснащённый флот. Боевые корабли несли одну-две мачты с прямыми парусами и имели от одного до пяти рядов вёсел. Гребцами были рабы, пленники или преступники. Труд гребца был тяжёл: многометровые вёсла весили несколько сот килограммов, для баланса в их рукояти заливался свинец. За одно весло на длинную скамью – банку сажали 2–3 гребца. На корме сидел специальный член команды – гортатор, криками или звуком барабана задававший ударами ритм гребли.

Великие пираты

Далеко не все средиземноморские пираты были благородны, как члены эллинского «морского сообщества». Существовали государства, занимавшиеся только «вольным промыслом», который составлял основу их благосостояния. В 535 г. до н. э. уроженец Афин, пират Поликрат, захватил власть на острове Самос. Поначалу он правил с двумя своими братьями, но потом расправился с ними, сделавшись единоличным правителем – тираном. Поликрат построил огромный флот стовёсельных боевых кораблей и развязал пиратский террор в Эгейском море и в Восточном Средиземноморье.

На остров Самос потекли колоссальные богатства. Люди Поликрата грабили купеческие суда, нападали на прибрежные города, «брали под защиту» корабли богатых купцов. Тиран пытался распространить свою власть на другие земли. Остров Самос, его дворцы и храмы, самые богатые и величественные во всей Элладе, считались чудом света. Поликрат провёл в свою столицу водопровод, почитал науки и искусства, собирал манускрипты для библиотеки. Славе и богатствам Самосского тирана завидовали. В конце концов персидский сатрап Орот заманил Поликрата в г. Магнезию, где тирана распяли на кресте.

Фракийцы, жившие на берегах Чёрного, Мраморного и Эгейского морей, грабили суда, терпевшие бедствие у их берегов. Они строили ложные маяки, и мореходы, ориентируясь по ним, выводили свои суда на мель.

Незадолго до начала новой эры разбой в Эгейском и Адриатическом морях принял угрожающие размеры. Пиратские шайки морских бродяг терроризировали мирных мореходов, заставляя Рим искать новые морские пути. Римские боевые корабли, тяжёлые и плохо управляемые, не могли противостоять лёгким и быстроходным пиратским судам, ведомым опытными мореходами.

В 67 г. до н. э. в Риме решили снарядить против пиратов экспедицию. Во главе её встал Гней Помпей. В дополнение к тяжёлым силам своего флота, состоявшим из тяжёлых квадрирем и трирем (гребных кораблей с четырьмя и тремя рядами вёсел), Помпей организовал подвижные и маневренные лёгкие силы из кораблей Родосского флота. За полтора месяца флот Гнея Помпея очистил от разбойников побережье Северной Африки, Сицилию и Сардинию. Заслышав о приближении флота Помпея, пираты поджигали свои корабли и уходили в горы, лишь бы не попасться в руки римлян.

Гней Помпей
Гней Помпей



Поделиться ссылкой