Пароход «Великий князь Константин»

Самым успешным русским боевым кораблем периода войны 1877-1878 гг. с Турцией был пароход «Великий князь Константин». Его мобилизация началась еще в декабре 1876 г.

В самом начале войны по предложению командира — будущего адмирала отечественного флота, а тогда молодого лейтенанта Степана Осиповича Макарова, корабль вооружили 4 минными катерами — «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Минер». Уже в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. пароход получил еще и оборудование для постановки мин заграждения.

Пароход «Великий князь Константин» с катерами перед атакой турецких кораблей в Сулинском гирле Дуная
Пароход «Великий князь Константин» с катерами перед атакой турецких кораблей в Сулинском гирле Дуная

Первый боевой выход парохода в море, который произошел 18 апреля 1877 г., стал безрезультатным, зато последующие оказались в высшей степени успешными.

В районе Батума «Великий князь Константин» появился 30 апреля 1877 г. Вечером того же дня катера шестовыми минами атаковали турецкий сторожевой корабль «Султание», а 29 мая, уже на Сулинском рейде, повредили броненосец противника «Иджалие».

Дальше — больше. 19 июля «Великий князь Константин» вместе с вооруженным пароходом «Эльбрус» уничтожил у Босфора турецкую флотилию в составе 2 торговых бригов и 2 коммерческих шхун.

На Сухумском рейде 12 августа минными катерами парохода «Великий князь Константин» был обнаружен турецкий броненосец «Ассари-Шевкет», который стоял за боновыми заграждениями. С наступлением темноты неожиданно для турок мина «Чесмы» взорвала боновое заграждение, и в образовавшийся проем ринулись «Наварин» и «Минер». Катера применили буксируемые и шестовые мины: подойдя практически вплотную к турецкому броненосцу, потопили его.

Гибель турецкого парохода «Интибах» на рейде Батума от торпедных катеров парохода «Великий князь Константин» в ночь на 14 января 1878 г. Л. Ф. Лагорио
Гибель турецкого парохода «Интибах» на рейде Батума от торпедных катеров парохода «Великий князь Константин» в ночь на 14 января 1878 г. Л. Ф. Лагорио. 1880. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В ночь на 16 декабря 1877 г. минные катера в районе Батума впервые в истории использовали против кораблей противника самодвижущиеся мины — торпеды. Хотя эта атака, направленная на фрегат «Махмудие» и корвет «Ассари-Тевфик», оказалась неудачной, она произвела огромный резонанс в военно-морских кругах всего мира. А 14 января 1878 г. минные катера «Чесма» и «Синоп» торпедировали и потопили на Батумском рейде турецкий сторожевой корабль «Интибах».

Это стало последней морской операцией войны. Уже через месяц был заключен Сан-Стефанский мирный договор, который завершил предпоследнюю Русско-турецкую войну победой российского оружия.

Характеристики

  • Длина/ширина: 74,5 м/9,14 м.
  • Осадка/водоизмещение: 4,42 м/1480 т.
  • Мощность: 350 л. с.
  • Скорость: 12,7 узлов.
  • Экипаж: 5 офицеров, 78 нижних чинов, 12 человек экипажей катеров.
  • Вооружение: 6-фунтовые пушки старого образца — 2, 6-дюймовая мортира образца 1867 г. — 1, 9-фунтовая пушка — 1, 4-фунтовые образца 1867 г. — 2, 3-фунтовые — 2, шестовые мины — 4, минные катера — 4.



Поделиться ссылкой