Первые боевые пароходы

В начале XIX в. парус считался вполне эффективным средством морского передвижения. По этой причине мало кого заинтересовало небольшое судно с паровым двигателем, построенное в 1803 г. американским инженером Р. Фултоном. Однако уже в 1807 г. пароход «Клермон» водоизмещением 150 т, построенный тем же Фултоном, начал выполнять регулярные рейсы между Нью-Йорком и Облани. Вскоре пароходы стали строить и в других странах Европы, в том числе в России.

Русский пароходофрегат «Владимир»
Русский пароходофрегат «Владимир»

Первыми боевыми кораблями с паровым двигателем стали пароходофрегаты — небольшие суда водоизмещением до 1400 т с 20—30 пушками на борту. Пароходофрегаты в дополнение к двигателю все еще имели полный набор парусов. После введения в конструкцию кораблей гребных винтов начали строиться крупные паровые корабли со стальными корпусами, а потом и с броневой защитой.

Пароходофрегаты имелись, например, в составе русского Черноморского флота во время Крымской войны 1853—1856 гг. Флагманом отряда этих кораблей был пароходофрегат «Владимир» водоизмещением 1713 т, спущенный на воду в 1848 г. Паровая машина мощностью 40 л. с. позволяла развивать скорость 12 узлов. Вооружение состояло из 11 орудий. Командовал кораблем капитан-лейтенант Г. Бутаков.

картечницы
В конце XIX в. на паровых судах стали появляться «картечницы» — так тогда называли первые пулеметы. На фото —4-ствольный пулемет Норденфельда на борту американского корабля
Британские матросы ведут огонь из многоствольного пулемета Гатлинга
Британские матросы ведут огонь из многоствольного пулемета Гатлинга

5 ноября 1853 г. «Владимир» обнаружил шедший к берегам Крыма турецкий 10-пушечный пароход «Перваз Бахри» и завязал с ним бой, вошедший в историю морских войн как первый бой паровых кораблей. После трехчасового боя турки спустили флаг. Захваченный в плен турецкий пароход на буксире был приведен в Севастополь.

Одним из крупнейших пароходофрегатов середины XIX в. был 80-пушечный «Америго Веспуччи», относившийся в итальянском флоте к линейным фрегатам. По водоизмещению (4146 т) он превосходил многие линейные корабли эпохи парусов. В 1931 г. итальянцы построили аналог этого корабля, ставший учебным судном итальянского военно-морского флота (ВМФ). Плавает оно до сих пор, причем считается одним из крупнейших действующих парусников.

С течением времени паровая машина вытеснила паруса с военных кораблей, а класс паро-ходофрегатов плавно трансформировался в крейсеры и броненосцы.

Пароход «Клермон» конструкции Р. Фултона
Пароход «Клермон» конструкции Р. Фултона



Поделиться ссылкой