Первые многоярусные корабли

Как только древние державы обзавелись собственными флотами, встал вопрос: как увеличить скорость боевых кораблей? Было решено размещать гребцов в несколько ярусов, что позволило бы увеличить их количество. Это стало началом целой эпохи строительства многоярусных кораблей. Создание мощного флота позволило Древней Греции устоять в ходе нескончаемых войн против могущественной державы Древнего мира — Персии. Через несколько столетий хозяйкой всего Средиземного моря стала самая мощная держава тех лет — Римская империя.

В помощь гребцам

На униремах устанавливалась одна мачта с одним парусом. На носу мог натягиваться вспомогательный парус, чтобы гребцам было полегче.

В один ярус

На униреме гребцы располагались на одном ярусе — отсюда и ее название (от латинских слов «унис» — «один» и «ремус» — «весло»). Обычно такое судно имело 12 весел на борт — всего 24 гребца. Однако существовали и увеличенные модификации с 50 гребцами — пентаконтеры (в переводе с древнегреческого — «пятидесятивесельные»).

унирема

На носу униремы устанавливался таран — «тяжелая артиллерия» своего времени. Он представлял собой обычный заостренный брус из дерева, меди или железа. Именно таранными ударами корабли решали исход морской битвы.

Универсальный корабль

Намного большим и мощным по сравнению с униремой судном была трирема (от латинских слов «триа» — «три» и «ремус» — «весло»).

трирема
Несмотря на появление кораблей с большим числом ярусов, трирема стала наиболее распространенным универсальным кораблем боевых флотов Древней Греции и Древнего Рима

Единственная мачта триремы располагалась в середине корабля. Ближе к носу иногда ставили дополнительную мачту, сильно наклоненную вперед: дополнительный парус помогал маневрировать. Впрочем, на триремах паруса использовались только во время дальних плаваний. Перед сражением их сворачивали, а мачты складывали.




Поделиться ссылкой