Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (Россия)

Атомные субмарины проекта 941 «Акула» относятся к классу РПКСН третьего поколения. Они созданы для уничтожения важнейших объектов на территории противника.

Субмарина типа 941 «Акула»

История

В ответ на вооружение флота США атомными подводными ракетоносцами типа Ohio в Советском Союзе была инициирована разработка собственного типа подводных крейсеров новейшей конструкции. Их тактико-технические характеристики были определены в конце 1960-х гг., а конечное задание на разработку было оформлено к началу 1973 г. Проект получил индекс 941 и собственный шифр «Акула» (обозначение НАТО — Typhoon).

Первый ракетоносец этого типа имел индекс ТК-208 и название «Дмитрий Донской», закладка состоялась на судостроительном предприятии «Севмаш» в июне 1976 г. — практически одновременно с Ohio. ТК-208 была спущена на воду в 1980 г., введена в строй в июле 2002 г. после затянувшейся на 12 лет программы испытательных погружений. Первоначально была запланирована закладка семи субмарин этого типа, однако подписанный договор ОСВ-1 об ограничении вооружений внес свои коррективы: серия была сокращена до шести кораблей, а уже заложенная седьмая «Акула» под номером ТК-210 пошла на переплавку.

спутник-шпион сфотографировал советскую гигантскую субмарину в бухте Североморска. 1982 г.
Сбывшиеся ночные кошмары адмиралов флотов НАТО: спутник-шпион сфотографировал советскую гигантскую субмарину в бухте Североморска. 1982 г.

В результате этого на 2013 г. ситуация обстояла следующим образом: из шести выпущенных в Советском Союзе субмарин проекта 941 в эксплуатации остались лишь три, остальные были утилизированы — возможности ВМФ России после распада СССР не позволяли содержать целую флотилию этих сложнейших кораблей. В резерве находятся две атомные подводные лодки этого проекта (ТК-17 «Архангельск» вступила в строй 6 ноября 1987 г., ТК-20 «Северсталь» — 4 сентября 1989 г.), и лишь одна подлодка, головная ТК-208 «Дмитрий Донской», стоит на вооружении.

Конструкция

АПЛ «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула» — самый большой подводный корабль в мире. Для его постройки на верфи предприятия «Севмаш» был специально возведен крытый цех, превосходящий по размерам все ранее строившиеся. Непревзойденные габариты новой субмарины были объяснимы: первоначально ее планировалось вооружить межконтинентальными баллистическими ракетами типа Р-39 (международное обозначение РСМ-52), обладавшими немалыми размерами.

Уникальность конструкции АПЛ «Акула» состоит в том, что шахты баллистических ракет расположены не в хвостовом отсеке подлодки, а на носу — отсюда и нестандартный для этого типа АПЛ внешний вид

Конструкция субмарины уникальна: внутри внешнего легкого корпуса имеется пять обитаемых прочных корпусов, каждый своего предназначения. Это повышает живучесть подлодки в случае затопления одного или нескольких внутренних корпусов или другой катастрофы. Материалом для изготовления каждого из корпусов служат титановые сплавы, легкий корпус изготовлен из стальных пластин и покрыт противолокационной резиновой звукоизоляцией. Прочности корпуса и рубки достаточно для того, чтобы превратить «Акулу» в подводный «ледокол», способный проламывать лед толщиной до 2,5 м. Это качество впервые в истории позволило ввести в состав флотилии, осуществляющей боевое дежурство у Северного полюса, подводные лодки с ядерным оружием на борту.

Уникальность конструкции субмарины состоит еще и в том, что ракетные шахты расположены в носовой части подводной лодки впереди рубки. Такая компоновка для этого класса кораблей использовалась впервые в истории.

Субмарина типа 941 «Акула»

Автономность плавания подлодок проекта 941 «Акула» составляет шесть месяцев. Для эвакуации всего экипажа в случае нештатной ситуации субмарина оснащена двумя спасательными барокамерами экстренного всплытия.

Главная энергетическая установка субмарины состоит из двух ядерных реакторов типа ОК-650 мощностью по 190 МВт (50 000 л. с.) каждый, а также двух паротурбинных установок. Каждый из реакторов оснащен автономной системой автоматического отключения при выходе из строя системы электроснабжения. Кроме того, субмарина получила два резервных электродвигателя мощностью по 190 кВт каждый и столько же маневровых электродвигателей мощностью по 750 кВт для маневрирования в негабаритных условиях.

Основа радиоэлектронных средств субмарин проекта «Акула» включает боевую информационно-управляющую систему типа «Омнибус». На борту также имеется навигационный комплекс типа «Симфония», гидроакустический комплекс типа «Скат» и радиолокационный комплекс типа МРКП-58 «Буран».

Субмарина типа 941 «Акула»
Субмарина типа 941 «Акула» — официальный рекордсмен по размерам: до ее появления не существовало столь больших подводных лодок

Вооружение

Основное вооружение подводных лодок проекта «Акула» представлено ракетным комплексом Д-19, в который входит 20 баллистических трехступенчатых твердотопливных ракет типа Р-39 «Вариант» (международное обозначение ракеты — РСМ-52). Следует отметить, что субмарины проекта «Акула» стали единственными носителями, приспособленными под эти мощные и гигантские ракеты. По сравнению с ракетами Trident I американских подлодок проекта Ohio советская Р-39 обладала большей дальностью полета (8300 км по сравнению с 7400 км Trident I C4). Боевая часть ракеты Р-39 состоит из 10 боеголовок эквивалентной мощностью по 100 кт тротила каждая, стрельба ракетами возможна и из подводного положения на глубине до 50 м.

В ответ на постановку на вооружение американских ракетоносцев Ohio новейших баллистических ракет Trident II модификации D5 с дальностью полета 11 000 км субмарины проекта 941 были перевооружены. В 1986 г. было принято решение о разработке новой ракеты Р-39 УТТХ «Барк» с дальностью полета до 10 000 км. Однако вскоре от этой разработки отказались в пользу новейшей баллистической ракеты Р-30 (РСМ-56) «Булава» с максимальной дальностью действия 9300 км. Эти ракеты в рамках испытания и были установлены на ракетоносец ТК-208 «Дмитрий Донской» во время капремонта и модернизации в 2002 г.

Субмарина типа 941 «Акула»

В состав вооружения «Дмитрия Донского» включили также шесть торпедных 533-мм аппаратов, в боекомплект которых входят торпеды типа 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 (боезапас — 22 торпеды), ракетоторпеды «Водопад» или «Шквал». Пусковые устройства торпедных аппаратов могут использоваться для постановки минных заграждений. Кроме того, на борту имеется восемь ПЗРК «Игла» для обеспечения ПВО корабля в надводном положении.

Технические характеристики

Надводное/подводное водоизмещение, т23 200/48 000
Длина/ширина/осадка, м172,8/23,3/11,2
Мощность двигателей, л. с2 × 25 000
Максимальная надводная/подводная скорость хода, узлов12/25
Предельная глубина погружения, м500
Автономность плавания, суток180
Экипаж, чел160 (в том числе 52 офицера)



Поделиться ссылкой