Сверхлинкоры — гонка морских вооружений продолжается

После окончания Первой мировой войны мощь военно-морских флотов всех стран оценивалась количеством имеющихся в их составе линкоров, постройка которых продолжалась с прежним энтузиазмом.

Итальянский линкор «Витторио Венето»
Итальянский линкор «Витторио Венето» — один из крупнейших военных кораблей в истории судостроения

Особого успеха в этом деле достигли кораблестроители Японии. В 1937 г. ими были заложены сразу два корабля рекордного водоизмещения 72 800 т — «Яма-то» и «Мусаси», до настоящего времени считающиеся крупнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Девять 460-мм орудий линкоров стреляли снарядами массой по 1,5 т. Толщина лобовой брони башен доходила до рекордной цифры — 650 мм! Это были настоящие монстры, «обреченные» побеждать во всех местах своего присутствия благодаря такой мощи.

В преддверии Второй мировой войны итальянский ВМФ пополнился двумя линкорами класса «Литторио», один из них получил общее название класса, другой назывался «Витторио Венето». Эти корабли водоизмещением более 40 000 т оснащались двигателями мощностью 140 000 л. с., позволявшими развивать скорость до 32 узлов. По боевым качествам им было далеко до японского «Ямато». Тем не менее наличие девяти 381-мм орудий (по 3 орудия в 3 башнях) впечатляло. А 350-мм бронирование корабля выводило его по параметру «бронезащищенность» в мировые лидеры.

Американский линкор «Южная Дакота»
Американский линкор «Южная Дакота» в мемориале Пёрл-Харбора
Пушки линкора «Алабама»
Пушки линкора «Алабама» — корабля типа «Южная Дакота»

Американским кораблестроителям удалось воплотить в жизнь проект, оставивший в истории флота столь же значительный след, как и «Дредноут». Линкор «Невада» стал первым кораблем, созданным специально для ведения боя на дальних дистанциях. Схема его бронирования, получившая название американской, стала универсальной для всех стран.

Традиционная англо-германская схема, при которой прикрывалась максимальная площадь борта броней разной толщины, делала бронирование корабля неэффективным: броня не была достаточно толстой, чтобы выдерживать бронебойные снаряды главного калибра. Кроме того, корабль значительно переутяжелялся ею.

Американский линкор «Невада»
Американский линкор «Невада»

Американцы отказались от тонкой брони. Их новая схема получила название «всё или ничего». Бронировались лишь самые важные части кораблей: башни главного калибра, пороховые погреба, боевая рубка и т.д. При этом везде броня была максимально толстой.

Англия изо всех сил старалась не уступать в количестве линкоров ни США, ни Японии. К началу Второй мировой войны она имела 15 линкоров и линейных крейсеров — столько же, сколько и у США (правда, уже во время войны в США было построено еще 10 линкоров). Япония располагала 10, Франция 7, а Италия 4 такими кораблями. В составе ВМФ Германии числились 2 новых линейных корабля и 3 боевых корабля, которых немцы классифицировали как броненосцы, а англичане — как «карманные» линкоры.

Германский «карманный» линкор «Бисмарк»
Германский «карманный» линкор «Бисмарк»

«Карманный» линкор «Бисмарк» был флагманом германского флота. Мощное вооружение (восемь 380-мм орудий главного калибра) и бронирование (толщина брони корпуса — до 320 мм, башен — до 360 мм) позволяли ему противостоять любому линейному кораблю мира. Большая автономность плавания (17 200 км) и высокая скорость (30 узлов) давали возможность успешно действовать в самых отдаленных участках Мирового океана. На момент постройки «Бисмарк» был крупнейшим линкором в мире. До настоящего времени этот корабль остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») линкором за всю историю кораблестроения.

Со вступлением во Вторую мировую войну Японии основные сражения с участием линкоров происходили на Тихом океане. 7 декабря 1941 г. ударом японской авианосной авиации по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор были выведены из строя все находившиеся там линкоры, а 10 декабря того же года японская береговая авиация отправила на дно английский линкор «Принс оф Уэльс» и линейный крейсер «Рипалс».

Эти события коренным образом повлияли на статус линкоров во флотах ведущих стран. На заключительном этапе морской войны на Тихом океане ведущая роль в морских сражениях окончательно перешла к береговой и палубной авиации. Линейные же корабли — краса и гордость военно-морских флотов всех стран мира — чаще выполняли задачи охраны авианосных соединений.

счетверенная установка «Вофорс» калибра 40 мм
На палубе линкора «Алабама» счетверенная установка «Вофорс» калибра 40 мм — самое мощное автоматическое орудие Первой мировой войны, стрелявшее очередями
Башни орудий главного калибра американского линкора «Миссури»
Башни орудий главного калибра американского линкора «Миссури»
20-мм автоматическая зенитная пушка «Бреда» М35
20-мм автоматическая зенитная пушка «Бреда» М35. Такие орудия устанавливались на итальянские линкоры



Поделиться ссылкой